РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование интерактивной доски и мультимедийных презентаций на уроках

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста, помогите!». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам, и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.

В 2016-2017 учебном году в моём кабинете появился комплект интерактивного оборудования. Это послужило для меня мотивом для того, чтобы в корне изменить методику преподавания. Возникла идея: каждый урок проводить с помощью интерактивной доски и мультимедийной презентации. Исключение составляют, разве что, контрольные работы.

Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Что такое интерактивная доска?

  • Это сенсорный экран белого цвета, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.
  • Чтобы работать с доской, достаточно прикоснуться к её поверхности специальной указкой - маркером.
  • Это современное аудиовизуальное средство обучения.

Как вы думаете, что может дать учителю и учащимся такое устройство как интерактивная доска?

Преимущества для учителей и учеников:

для учителя

  • экономия времени урока
  • объяснение нового материала из любого места класса
  • рисование и выполнение записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
  • сохранение и печать изображения на доске
  • различные стили обучения
  • переход от режима демонстрации к режиму записей на доске
  • неоднократное использование созданных материалов и обмен опытом
  • возможности анимации и мультипликации
  • выполнение виртуальных лабораторных опытов и мини-исследований
  • поиск новых подходов к обучению, стимулирование профессионального роста

для ученика:

  • делает занятие интересным и развивает мотивацию
  • усвоение сложного материала в результате более ясной, эффективной и динамичной его подачи
  • больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных, социальных, коммуникативных навыков
  • проверка объективности выставления оценок спустя некоторое время
  • появляется возможность работать более творчески, возрастает уверенность в себе
  • можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.

Итак, что даёт использование интерактивной доски?

  1. Интенсификацию урока
  2. Повышение интереса и мотивации
  3. Индивидуализацию обучения
  4. Эффективность подачи материала
  5. Неограниченные ресурсы

Опыт использования интерактивной доски показал, что работа с интерактивной доской действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Ребята признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

На уроках математики интерактивную доску я использую с различными целями:

  • для оптимизации процесса обучения путем разнообразия видов урочной деятельности,
  • для обеспечения наглядности при изучении различных объектов, например, геометрических фигур (рисунок, элементы, свойства и т.д.),
  • для сокращения временных затрат при решении различных задач (графический способ решения уравнений и систем, решение текстовых задач: схемы, рисунки, таблицы),
  • для интеграции со следующими дисциплинами: математикой и физикой (механический смысл производной, преобразование графиков тригонометрических функций), математики с информатикой (построение и исследование графиков функций, построение диаграмм)

Самый первый шаг в использовании интерактивной доски – применение обучающих программ, которые имеются в каждой школе.

Что делать, если отсутствуют специальные учебные программные средства? Создавать мультимедийные презентации, которые можно использовать на любом предмете:

1. Обучение младших школьников может стать привлекательным и захватывающим.

Мультимедийные презентации призваны вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Высокое разрешение цветовых изображений на экране привлекательны для детей, помогут учителю «оживить» урок. Представьте возможности: Математика – кубики, монетки в сочетании с библиотекой фотографий магазинов и продуктовых товаров, математика становится отношением к повседневной жизни учащихся. Грамотность – использование персонажей из сказки или детского стишка или красочных пейзажей для работы с учащимися.

Пример: на уроке «Знакомство с буквой П»

Посмотрите на слайд и скажите, что на нём изображено? (Печка, пушка).

Составим схему слов ПЕЧКА, ПУШКА. Далее идёт звуковой анализ слов, выделение нового звука, его характеристика. Поработаем со словами. Раздели слово ПЕЧКА и ПУШКА на слоги; поставь ударение. Чем похожи схемы? Чем отличаются?

2. На уроке биологии можно виртуально препарировать лягушку или просто показать, как происходит опыление при изучении темы «Размножение и развитие растений»

3. На химии увидеть все «последствия» химических реакций, вплоть до виртуального взрыва, не используя опасные реактивы. Чисто и эстетично.

Более подробно я остановлюсь на применении мультимедийных презентаций на уроках математики.

Хотя форма урока изменилась, я стараюсь сохранить структуру урока, которая традиционно сложилась у меня за предыдущие годы. Каждый урок я всегда начинаю с мотивации, актуализации знаний, целеполагания, изучения нового материала или отработки учебных навыков по теме, в середине урока — физкультминутка, в конце урока — самостоятельная работа или компьютерный практикум.

Например: Стремлюсь приобщить своих учеников к математике как к части человеческой культуры, которая наряду с другими предметами способствует формированию личности моих учеников, их нравственному воспитанию.

Безусловно, наибольшие возможности в духовном становлении подростков имеет содержание предметов гуманитарного, эстетического направлений, когда Добро, Красота, Человек, Знание становятся ценностями воспитанников при прослушивании литературного или музыкального произведения, просмотра живописного полотна. Но я считаю, что о

Красоте природы, шедеврах искусства, хрупкости всего живого, ответственности за этот прекрасный мир можно вести речь и на уроках математики. Для этого нужно просто в любом учебном материале найти человеческий «вектор», чтобы ребята смогли принять его своей душой и сердцем.

Пример:

1) Мы живем в очень красивом и гармоничном мире. Нас окружают предметы, которые радуют глаз. Предлагаю ребятам посмотреть, как они прекрасны на слайде.

Спрашиваю, что общего они заметили у всех этих картинок?

После ответов учащихся мы переходим к изучению прекрасного математического явления – симметрии.

2) А зачем нам нужно изучать дроби?

Отличной мотивацией при изучении обыкновенных дробей случит отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков». После просмотра этого фрагмента, ребята уже не задают вопрос: «А зачем нам нужно изучать дроби?»

3) На уроке математики в 6 классе, посвящённом решению уравнений с помощью новых алгебраических правил (перенос слагаемых из одной части в другую) можно увидеть лишь исходный и конечный результат. А на экране можно показать динамику переноса слагаемых из одной части в другую. После звукового ауди - эффекта смена знака надолго войдёт в память детей.

С помощью компьютерных презентаций появилась возможность разнообразить проведение физкультминуток или сделать психофизическую паузу.

Возможности анимации позволили мне показать учащимся при изучении темы задачи на движение: движение навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Раньше я рисовала задачи на бумаге, доске, где пешеходы, велосипедисты, насекомые, животные или автомобили двигались с различными скоростями. Как Вы считаете, что не хватало в моих рисунках? Одного, но самого главного – движения! Сейчас же это движение я могу показать учащимся.

Конечно, в старших классах мультики на этапе мотивации или изучения нового материала я не использую, и здесь на помощь приходят математические этюды, например: при изучении аксиом стереометрии показываю учащимся математический этюд про табурет с тремя ножками.

Фрагменты уроков, на которых я использую анимационные слайды – яркие, привлекательные. Даже те, кто обычно не отличался высокой активностью на уроках, начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи. Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что возможности доски бесконечны, но эффективность работы с доской зависит от самого учителя, от его таланта, творчества, опыта и главное желания использовать в своей работе ИКТ.

Читайте также:
Всего комментариев: 1
avatar
1 aberdyeva78 • 14:20, 21.09.2018

tongue
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены