РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конструкт урока по ФГОС

Заканчивается шестой год обучения в классах, которые вступили в нашем образовательном учреждении в эксперимент по внедрению ФГОС второго поколения в основной школе.

Что должно измениться?

В чём разница между стандартами 2004 года (ГОС) приказ от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и 2010 года (ФГОС) приказ от «17» декабря 2010 г. № 1897?

Какова моя роль как учителя в этом проекте?

А то, что это, по сути, социальный проект, в котором нам предстоит участвовать, я была уверена с первого знакомства с документами.

Что от меня ждёт руководство и правительство в настоящее время? А главное, как сделать так, чтобы дети не стали заложниками моих экспериментов в начальный период введения ФГОС?

Ответы на эти вопросы приходили постепенно. Часто ответы подсказывали дети, их отношение к ситуациям и процессам деятельности. Но, главное, я поняла, что начинать нужно с себя.

Понять + осознать + принять + изменить + применить = формула, по которой я работала в этот период.

Обучаясь, по образовательным программам (организованным Институтом Регионального Развития образования Свердловской области), направленным на реализацию ФГОС, разобралась в теоретических основах. Осознала разницу. Долго не могла принять тот факт, что роль учителя как предметника не главная.

Меняется структура стандарта, подход при реализации основных образовательных программ, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Первыми выступают личностные и метапредметные результаты. Педагог как предметник на вторых ролях. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на формирование личностных ценностей, на выявление и готовность к самообразованию, саморазвитию и самоопределению. Что делать педагогу – предметнику? Изменить своё отношение к уроку.

Концепция фундаментального ядра содержания образования регламентирует деятельность педагога. На современном этапе развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного освоения новых, в том числе предметных знаний, умений, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

По словам Л.С. Выготского, «учитель – рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя - вагоновожатого», который только управляет процессом учения.

Я поставила цель: создать универсальный макет (конструкт) урока, который реализует идеи ФГОС и, главное, помогает мне как учителю регулировать, регламентировать свою деятельность на уроке (некий алгоритм).

Для достижения цели выделила задачи:

  1. Выделить главные идеи ФГОС;
  2. Выделить структурные единицы для создания конструкта;
  3. Определить и выделить содержательные блоки универсального урока (в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»);
  4. Сделать подборку всевозможных техник (технологий), приёмов, форм работы с учащимися, оборудования и дидактических материалов и пр.;
  5. Подобрать оценочные средства для каждого этапа урока.

Конструкт урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Данный конструкт урока имеет универсальную основу и может быть использован при изучении различных компонентов природы каждого из материков, стран, общих явлений и закономерностей оболочек Земли. Как впрочем, и при составлении конструкта урока любой учебной дисциплины. Вам только нужно наполнить его соответствующим теме содержанием.

Элементы конструкта урока (оформлены в табличном варианте):

  • Этапы урока (содержание этапа)
  • Границы времени (мин)
  • Деятельность учащихся
  • Техника (технология), приёмы, формы работы с учащимися
  • Оборудование и учебно-методические материалы
  • Продукт (каждого этапа урока: от кратких записей в тетради или элементарного пересказа до создания игр, ребусов, маленьких миниатюр, групповых выступлений).

Урок разбит на семь блоков (этапов):

I. Мотивационный этап;

II. Повторение ранее изученного (актуализации знаний);

III. Информационный блок (изучение нового материала);

IV. Физминутка;

V. Блок самопроверки и самоанализа;

VI. Домашнее задание;

VII. Рефлексивный блок.

Каждый блок (этап) урока имеет свою цель и результат (продукт).

Виды и формы деятельности в блоках можно менять, например, выступления учащихся в информационном блоке возможно заменить на работу с текстом или просмотр видеоматериалов и т.д.

При проведении урока следует учитывать возрастные особенности учащихся: учитывая гигиенические критерии рациональной организации урока, необходима смена деятельности учащихся от 4 до 7 раз с периодичностью 7 – 10 минут.

Целесообразно при изучении нового материала использовать технологии направленные на самостоятельное изучение материала.

Учитывая интенсивность самостоятельной работы использовать на уроке игровые технологии.

На собственной практике убедилась, что создать собственный универсальный конструкт урока возможно. Понимаю, что представленный конструкт - это локальное средство реализации стандарта второго поколения.

Много времени затрачивается на подборку всевозможных техник (технологий), приёмов, форм работы с учащимися, оборудования и дидактических материалов. Поэтому создаю электронный банк техник, приёмов, материалов. Большую помощь оказывают в подготовке и проведении уроков собственно созданные компьютерные презентации, а также видеоуроки, интерактивные материалы выложенные коллегами - географами на официальных сайтах.

Затруднения возникают при определении оценочных средств личностных и метапредметных результатов. Так как оценочная система должна быть единая, наше образовательное учреждение над её созданием работает в настоящее время.

Надеюсь, что мой опыт поможет педагогам «безболезненно» вступить в программу по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены