РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Эффективные формы проведения урока: история и современность

«Школа» - этот термин впервые встречается в Древней Руси в 1382 г. В XV – XVIII веках русская школа переходит к классно – урочной системе, теоретически обоснованной в XVII веке чешским педагогом Я.А. Коменским. В середине XVIII века просветительская педагогика М.В. Ломоносова заложила в России основы научной педагогики. Именно он ввёл такие привычные для нас понятия как: «урок», «расписание занятий», «учебные программы», «полугодие», «учебный год», «класс», «перевод из класса в класс». Появилась система проверки знаний: домашние задания, устные ответы по пройденному уроку, ежемесячные контрольные и экзамены два раза в год. Спустя ещё 100 лет К.Д. Ушинский – родоначальник российской дидактики, разработал основные требования к уроку: организация работы учеников строилась по схеме - развитие мышления учащихся, развитие самостоятельности учащихся, фиксация приобретенных знаний, введение знаний в употребление - на основе изучения фактического материала.

Революционные события 1917 года внесли свои коррективы в образовательное пространство и заимствованные у зарубежной школы студийные системы «Дальтон-план» и «Метод проектов», как соединение сфер труда и науки становятся главной формой организации обучения. В 1932 году понятие «урок» возвращается в советскую школу. Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания форма организации деятельности постоянного состава учащихся одного возраста, в определенный отрезок времени, по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Это был комбинированный урок с ярко выраженной структурой состоящей из 4 этапов:

В 1950-60-е годы в ход урока добавляется ещё один этап – организационный, ориентированный на подготовку детей к работе на уроке. Таким мы видим урок практически весь остаток ХХ века. В эти годы урок совершенствовался в основном творчеством учителя, благодаря новаторам появлялись нестандартные формы урока, развивающие методики, стало расширяться образовательное пространство. В уроке представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению, дидактические элементы.

Начало XXI века принесло миру громадные изменения цивилизационного масштаба, охватывающие все страны. Нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству. В «Стратегии модернизации общего среднего образования» говорится: «сегодня на выходе из школы, ожидается не просто хороший исполнитель, а активная личность, с развитым интеллектом, способная успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных потоках, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми, уметь аргументировать свою точку зрения». Утверждается новый стиль педагогического мышления, ориентирующийся на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимающегося объема учебного времени, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, модернизацию процесса обучения.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), а с 1 сентября 2015 года на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью образования развитие личности учащегося. Ключевым моментом деятельностного подхода является постепенный уход от информационного, репродуктивного знания к знанию действия.

«Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Л.С. Выготский

ФГОС основного общего образования второго поколения влечет за собой переход на новую модель образования. Современный урок - это урок соответственно требованиям ФГОС. Цель урока становится конкретной и измеряемой, и её можно отождествить с результатом урока. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения, а смысл урока решение стоящих перед самими школьниками проблем в процессе урока через самостоятельную познавательную учебную деятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в его деятельности по управлению процессом обучения. Требования к результатам обучения по ФГОС ООО сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Результаты обучения:

Приобретаемые учащимися в процессе обучения УУД выходят на первое место.

Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом значении этот термин звучит как совокупность способов действия учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

В соответствии с концептуальными особенностями ФГОС второго поколения выработана новая иерархия целей школьного исторического и обществоведческого образования. В качестве основной цели определено – воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся. Важным является развитие познавательного интереса учащихся к предмету, формирование способности к самообразованию и самоконтролю, развитие логического мышления, воображения, навыков научно-исследовательской деятельности, умения работать с документальными материалами, формирование коммуникативных способностей.

Современный учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ученика. Новое содержание исторического образования включает в себя альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий.

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Как обучать в новых условиях?

Главная роль учебных предметов «История» и «Обществознание» которые я преподаю, состоит в подготовке учащихся к жизни в современном обществе и в значительной мере связана с тем, насколько они помогают ребёнку ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы на них предполагают, восприятие основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и освоение детьми знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

Мои учебные предметы дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества, а разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира только усиливает их значение.

Учащиеся на моих уроках:

  • работают с источниками информации, включая современные средства коммуникации;
  • критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
  • решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные и нетипичные ситуации;
  • анализируют современные общественные явления и события;
  • осваивают социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • аргументируют защиту своей позиции, учатся оппонировать мнению другого человека через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных и политических проблемах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Работая в современной технологии моделирования, у детей формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Итак, современный урок должен соответствовать определённым характеристикам:

  1. Чёткость поставленных целей и ориентация на достижение результатов.
  2. Развитие учащихся в процессе обучения, воспитание личности.
  3. Активная деятельность всех участников.
  4. Творчество учителя и творчество учащихся.
  5. Самостоятельность учащихся.
  6. Наличие решаемой проблемы: каждый день открывает нам новое.
  7. Диалог и сотрудничество детей друг с другом и с учителем, учёт разных мнений, вариативность.
  8. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
  9. Наличие и развитие интереса детей к учению, желания учиться.
  10. Освоение разнообразных способов деятельности.
  11. Связь учебной деятельности с жизнью.

Так называемый схематический конус обучения Эдгара Дейла разработанный психологом в 1969 году показывает, какую эффективность имеют различные способы получения знаний. Он демонстрирует: чем больше мы вовлекаемся в процесс получения знаний, тем успешнее мы усваиваем определенную информацию. Используя конус, мы можем корректно выставлять приоритеты в процессе обучения, учитывая особенности каждого ребёнка.

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд

В 60-е годы XX века выдающийся советский дидакт Е. Я. Голант выделил две основные модели обучения: активную и пассивную в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности. Сегодня к этой классификации можно прибавить интерактивное обучение как определенную разновидность активного.

В условиях новых образовательных стандартов очевиден переход к новым активным и интерактивным формам обучения, которые я использую на своих уроках.

Пассивная стратегия

Пассивная: основное действующее лицо урока - учитель. Предполагается авторитарный стиль взаимодействия. Данная стратегия не соответствует целям современного образования.

Активная стратегия

Активное взаимодействие учащихся и учителя друг с другом в ходе урока. Учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники урока. Предполагается демократический стиль взаимодействия. Данная стратегия актуальна на сегодняшний день.

Интерактивная стратегия

Наиболее современная стратегия активности. («Inter»-взаимный, «act»-действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога. Интерактивная стратегия ориентирована на более широкое взаимодействие учеников с учителем и друг с другом.

Активность учащихся в процессе обучения доминирует. Место учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Более 2400 лет тому назад китайский мудрец Конфуций говорил:

«Я слышу, и забываю.
Я вижу, и запоминаю.
Я делаю, и понимаю».

Интерактивная стратегия – основная стратегия современного образования. На разных ступенях образования учитель выбирает формы и методы интерактивного обучения исходя из их целесообразности на данной ступени.

Важнейшее направление деятельности педагога и специфический компонент учебной деятельности – мотивация ученика. Основа мотивации - потребность в чем-либо, это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения.

Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили некоторые закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении – никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, возможность их применения в той или иной сфере жизни.

Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

«Эффективность» в переводе с латинского – «effectus» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Способы повышения эффективности урока это: новизна учебного материала; историзм; связь знаний с судьбами людей; показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; использование новых и нетрадиционных форм обучения; использование интерактивных компьютерных средств.

Эффективность урока - степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени. Таким образом, результат эффективности деятельности на уроке целиком и полностью зависит от профессионализма учителя: владения своим предметом; культуры общения; любви к детям. 

Подготовка и проведение урока в соответствии с требованиями ФГОС – один из самых важных вопросов, которые стоят сегодня перед учителем. При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи с целью достижения результата. И качество подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовки и проведения урока учителем.

Я всегда учитываю особенности класса: уровень успеваемости; отношение к моему предмету; темп работы детей; подготовленность учеников; отношение к дисциплине; индивидуальные особенности детей. Правильно оцениваю личные особенности: тип нервной деятельности; настроение; коммуникабельность; эмоциональность; уверенность в своих знаниях; профессиональную компетентность; умение импровизировать; организовывать; выбирать методы и формы обучения.

Любой урок начинается с осознания и правильного, определения педагогом его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет в достижении цели, и определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.