РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТЕМЫ «М.В. ЛОМОНОСОВ»

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
2011 год проходит под эгидой празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова, великого новатора прошлого.
За 3 года подготовки к празднованию этой даты мною разработана система работы по ознакомлению школьников с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, которая включает в себя урочную деятельность (математика, физика), внеурочную деятельность по данным предметам, воспитательную работу с классом.
Цель работы: прививать интерес к своим предметам, воспитывать чувство гордости и восхищения великим земляком, вызывать желание у детей познавать новое, читать литературу о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
1. Урочная деятельность
На уроках математики мы решаем старинные задачи "Арифметики" Л.Ф. Магницкого: (Это задачи с интересным содержанием или интересными способами решения, касающиеся интересных свойств чисел, математические игры):
• СКОЛЬКО ЯИЦ В ЛУКОШКЕ? Пришел крестьянин на базар и принес лукошко яиц. Торговцы его спросили: "Много ли у тебя в том лукошке яиц?" Крестьянин молвил им так: "Я всего не помню на перечень, сколько в том лукошке яиц. Только помню: перекладывал я те яйца в лукошко по 2 яйца, то одно яйцо лишнее осталось на земле; и я клал в лукошко по 3 яйца, то одно же яйцо осталось; и я клал по 4 яйца, то одно же яйцо осталось; и я их клал по 5 яиц, то одно же яйцо осталось; и я их клал по 6 яиц, то одно же яйцо осталось; и я клал их по 7 яиц, то ни одного не осталось. Сочти мне, сколько в том лукошке яиц было"?
• ВОЗ СЕНА Лошадь съедает воз сено за месяц, коза - за два месяца, овца - за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?
• ЗАДАЧА О ГУСЯХ Летело стадо гусей, навстречу им летит один гусь и говорит «Здравствуйте, сто гусей», а те ему отвечают «Нет, нас не сто гусей, а если бы нас было еще столько, сколько есть, да еще полстолько, да четверть столько, да еще ты, один гусь с нами, тогда нас было бы ровно сто гусей». Сколько их было?
На уроках математики и физики мы так же решаем задачи, связанные высказываниями М.В.Ломоносова, например:
• расшифровать высказывание «Химия – правая рука физики, математика – ее глаза», «Слеп физик без математики», «Все, что без этого было темно, сомнительно и неверно, математика сделала ясным, верным и очевидным» Необходимо решить примеры, задания, выписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу (образцы заданий будут представлены на слайдах)
• Урок, посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова в задачах. Детям предлагается самим составить задания используя числовой материал
• Внеурочная деятельность по математике и физике.
В кабинете мы с учениками оформили классную газету и уголок, в которых отражена жизнь, научные открытия М.В.Ломоносова, памятные места, связанные с его именем.
Во внеурочной работе знакомлю учащихся с жизнью и деятельностью М.Ломоносова. При этом допускаю вариативность выбора логики, содержания, организационных форм деятельности, методов и приёмов в зависимости от поставленных целей и особенностей класса. В организации работы задействую родителей. Они привлекаются в качестве помощников детям при поиске информации и оформлении творческих работ, а также в качестве слушателей на Малых Ломоносовских чтениях.
Каждый год провожу Ломоносовские чтения. Ребята представляют работы по весьма интересным и необычным темам, что в сопровождении с мультимедийными презентациями предаёт выступлениям более глубокий, насыщенный характер. Например, ученики 9 класса - «Богатырь наук и искусств», «Закон сохранение массы вещества» «М.В.Ломоносов и его открытия в физике», «Детство М.В. Ломоносова», 7 класса - «Сообщающиеся сосуды», 6 класса «Как люди в древности считали». Зрители с удовольствием выслушивают их доклады, и, я надеюсь, почерпнут для себя много нового и полезного теоретического материала.
Для младших школьников старшеклассники показывают физические опыты «Рекордный вес», «Поднятие не сцепленных концелярских скрепок», «Волшебная палочка» и др. По моим предметам ученики выполняют творческие исследовательские работы. Самые запоминающиеся «Изготовление бумаги в домашних условиях» Закотырин Вадим 5 класс, «Заваривание чая» Байкова Вика, 7 класс. В кабинете работает постояннодействующая выставка книг о М.В.Ломоносове, материалами которой обучающиеся постоянно пользуются.
2. Воспитательная работа с классом
Являясь классным руководителем 6 класса ежегодно провожу викторины «М.В.Ломоносов – великий сын России», «Россией Ломоносов не забыт», игры «Звездный час», «Поле Чудес», конкурс кроссвордов «Землёю северной рождённый». Разработана тематика классных часов «М.В.Ломоносов – отец русской науки», «М.В.Ломоносов и его открытия в географии, физики, химии» и т.д.
Постоянно участвуем в городских и школьных конкурсах, посвящённых великому земляку: конкурс мозаичных полотен "Я живу на земле Ломоносова", конкурс мультимедийных проектов "Научные миры Ломоносова", конкурс литературного творчества "Ода Ломоносову" и т.д.
Мы с учениками съездили на родину М.В.Ломоносова, посетили выставку "Имя Ломоносова на карте города" в Соломбальском Доме детского творчества.
Благодаря систематической работе увеличилось количество обучающихся, участвующих в написании исследовательских работ, проектов. мне удалось повысить интерес к урокам математики и физики, привлечь всех учеников своего класса к изучению истории родного края, больше узнать о великом земляке.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены