РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Индивидуальный учебный план как основа самоопределения старшего школьника

Индивидуальный учебный план как основа самоопределения старшего школьника


Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны, происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение обучающихся. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе, которые заключаются, прежде всего, в предоставлении учащимся возможности спроектировать свое будущее на основе осознанного выбора профиля обучения в рамках индивидуального учебного плана (ИУП), в соответствии с прогнозируемым выбором уровня продолжения образования, видением будущей профессии.
Таким образом, обучение по индивидуальным учебным планам вводится в целях создания условий для увеличения возможностей выбора учащимися моделей своего дальнейшего образования, более полного удовлетворения их познавательных потребностей и интересов, обеспечения индивидуализации обучения. Однако чрезвычайная сложность и методическая необеспеченность процессов введения профильного обучения на базе ИУП являются серьезными барьерами на пути освоения школами этой новации.
На базе муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 4» г.Саратова открыта муниципальная экспериментальная площадка по теме «Организация образовательного процесса на старшей ступени обучения по индивидуальным учебным планам».
Актуальность данного эксперимента обусловлена необходимостью реализации различных образовательных потребностей обучающихся, их семей, учреждений высшего профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов. Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом.
Цель эксперимента - разработать модель организации профильного обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов.
Вводимая система профильного обучения будет создавать условия для широкого использования данного вида планирования учебного процесса. Каждый ученик может самостоятельно определить интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе и их нетрадиционные сочетания.
Алгоритм разработки ИУП – это определенная последовательность осуществляемых школьником выборов. Сначала осуществляются те выборы, в результате которых будет обеспечиваться обязательный образовательный минимум, затем определяются часы, оставшиеся в резерве, и уже после этого совершается следующий выбор. Выбор происходит путем сравнения нескольких существующих альтернатив по значимым для школьника показателям или характеристикам с соблюдением установленных норм. При разработке ИУП школьники пользуются нормами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет две важные функции: функцию прогнозирования («Я выбираю предметы для изучения») и функцию самоопределения (реализует потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора).
Эксперимент включает в себя три этапа: подготовительный, практический и аналитико-обобщающий.
Цель подготовительного этапа - создание условий, необходимых для организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся.
Основные направления деятельности:
- подбор, изучение федеральных, региональных документов по теме, имеющейся методической литературы, формирование нормативно-правовой базы по организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся
- анализ педагогических, программно-методических, материально-технических ресурсов школы,
- разработка и утверждение программы деятельности,
- проведение информационной работы среди педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей), мотивация на апробацию новой модели организации профильного обучения,
- разработка и экспертиза учебно-программной документации,
- проведение входной диагностики, изучение образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей),
- разработка формы индивидуального учебного плана, памятки по его составлению, составление ИУП обучающимися,
- планирование контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся.
Важное направление в рамках подготовительного этапа – формирование учебного плана лицея на основе индивидуального учебного плана каждого из обучающихся. Нужно сказать, что организация обучения на основе ИУП меняет принципы формирования учебного плана для этой параллели. Сначала на основе образовательных запросов учащихся определяется общий набор учебных предметов базового и профильного уровня, а также элективных учебных предметов, т.е. составляется предварительный вариант учебного плана для параллели. Затем формируются индивидуальные учебные планы обучающихся на основе выбора каждого ученика, а их совокупность определяет учебный план параллели.
Цель практического этапа - апробация новой модели профильного обучения на основе ИУП обучающихся.
Основные направления деятельности:
- заключение договоров о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся;
- утверждение ИУП обучающихся;
- составление расписания учебных занятий;
- обеспечение контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся;
- организация психолого-педагогического сопровождения эксперимента.
Одной из эффективных образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход, является технология работы с портфолио ученика. На данном этапе эксперимента мы используем портфолио процесса, которое выполняет ряд важных функций: осуществляет модельную функцию, отражая динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации, демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта, помогает ученику проводить рефлексию собственной учебной работы, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося.
Немаловажным направлением в реализации практического этапа эксперимента является создание системы управленческих действий, в центре которой оказывается ученик, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной траектории. Задача поддержки самоопределения учащегося решается средствами психолого-педагогического сопровождения, в процессе которого предпринимаются педагогические действия, нацеленные на формирование у обучающихся умения делать ответственный выбор. Необходимо особенно отметить фактор разделения ответственности между образовательным учреждением, с одной стороны, и учащимся и его родителями – с другой. Образовательное учреждение несет ответственность за качество образовательного процесса по предметам и уровням, выбранным учащимся, освоение им базового минимума, формирование ключевых компетентностей. Учащийся и его родители несут ответственность за сделанный выбор.
Заключительный этап эксперимента - аналитико-обобщающий, цель которого – анализ и обобщение полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями.
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов показала, что невозможно сохранить существующую стратегию профессиональной деятельности педагога лишь с привнесением некоторых новых элементов. В настоящее время от педагога требуется выстраивание собственного проекта по реализации содержания образования (через разработку авторских программ элективных предметов, создание рабочих программ по обязательным предметам профильного и базового уровней); перенос акцента со знаниевого компонента на компетентностный в обучении старшеклассников; овладение стандартами нового поколения; внедрение современных образовательных технологий и т.д.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены