РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Методы тестовой подготовки с применением индивидуальных стратегий

Барабанова И.В.,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 22 города Коврова

Из опыта экспериментальной работы по теме «Развитие познавательных стратегий школьников».

Методы тестовой подготовки в рамках технологии ЦРПС.

В современном российском образовании всё большую значимость приобретает проблема объективной оценки, качество образовательных достижений учащихся. В связи с этим государственная итоговая аттестация учащихся как в 9-м, так и в 11-м классах осуществляется в тестовой форме. Поэтому тестовые технологии активно внедряются в практику преподавания.

При существующих положительных моментах использование тестов на уроках нельзя оставить без внимания наличие ряда проблем:

  • повышенная тревожность;
  • низкое качество знаний по результатам тестирования;
  • учащиеся не анализируют собственные ошибки.

Цель деятельности - выявить в рамках технологии ЦРПС методы и приёмы совершенствования навыков работы учащихся 9 классов с тестовыми заданиями по курсу «История России».

В УМК по истории и обществознанию в основном отсутствуют процедурные знания – знания о действиях с предметами (явлениями).

Какие операции надо совершить на разных этапах учебной деятельности, чтобы достигнуть успешного результата? Успешность ученика в обучении во многом зависит от того, как ученик добывает знания, как пытается их понять и применить. Например, выучить даты по истории, что надо сделать для того, чтобы ученик не просто их зазубрил (ответил и забыл), а применил для запоминания успешный план, разработанный им самим (под руководством учителя). По мнению А.А.Плигина, для преодоления трудностей учащихся в обучении, для повышения качества учебного процесса в школе, надо подводить к пониманию – как я это делаю, учить анализировать и оценивать свою учебную деятельность, делать выводы о собственной успешности.

А.А. Плигин выделяет следующие причины трудностей учащихся в обучении:

  • не понимают целей своей деятельности;
  • не знают критериев достижения конечного результата;
  • не представляют конкретных действий, которые следует осуществлять (особенно это касается мыслительных операций);
  • не представляют хода своей деятельности как целостной структуры;
  • не организуют действия в оптимальной последовательности;
  • не проверяют своих действий в соответствии с критериями конечного результата.

Чтобы развивать перечисленные способности, руководитель экспериментальной деятельности предлагает учителю работать с учениками по выявлению индивидуальных познавательных стратегий, их изучению и совершенствованию.

Таким образом, актуальные аспекты данной темы - научить учеников учиться, способствовать развитию познавательных механизмов.

Научный руководитель экспериментальной деятельности доктор психологических наук А.А.Плигин является продолжателем школы выдающихся отечественных психологов и педагогов Л.С.Выготского, С. Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других исследователей. Основываясь на их опыте, А. А. Плигин разработал образовательную технологию – технологию целенаправленного развития познавательных стратегий (ЦРПС) и в своей монографии с таким же названием определил пути и условия реализации данной технологии в образовательной школе. А. А. Плигин ввёл понятие «познавательная стратегия» - последовательность мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в учебной деятельности.

Одна из главных идей технологии - развитие познавательных стратегий позитивно отразится на формировании учебных способностей по предметным компетенциям на уроках истории и обществознания.

Обобщая позиции разных авторов, А.А. Плигин предлагает выделить четыре компонента обучаемости:

обучаемость = мотивация + развитость познавательных способностей + рефлексия + работоспособность.

Основу создания учебных стратегий и осуществления познавательной деятельности составляет явление рефлексии. Рефлексивная деятельность помогает ученикам за счёт осмысливания своих действий выявлять проблемы в обучении, осознавать собственную индивидуальность.

Данная работа с учащимися основана на индивидуальном подходе, на понимании того, что у каждого ученика в процессе восприятия информации преобладает определённая сенсорно – репрезентативная система (аудиальная, визуальная, кинестетическая). Поэтому в процессе работы над выявлением и усовершенствованием учебных стратегий необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся с помощью рефлексивных вопросов: « что ты будешь видеть, слышать, чувствовать при осуществлении определённой учебной деятельности?». Поэтому стратегии учеников по одинаковой учебной компетенции могут иметь разный набор операций.

Деятельность по выявлению стратегий имеет определённую последовательность, соответствующую модели Т.О.Т.Е. Модель представляет основные структурные компоненты самоорганизации, где:

Т1 – начало процесса, определение цели, мотивации, критериев достижения цели;

О – операции на пути к достижению цели, определение порядка и последовательности шагов, получение промежуточного результата;

Т2 - сравнение заданного критерия с промежуточным результатом, если нужно, происходит коррекция операций, критериев достижения цели;

Е – завершение действий и фиксация результата.

Для выявления стратегий по определённым учебным компетенциям учителю рекомендовано составлять вопросники или листы анализа на основе модели Т.О.Т.Е. Лист анализа от вопросника отличается тем, что содержит уже готовые варианты ответа на каждый вопрос с учётом преобладания разных сенсорных систем, и ученик должен выбрать приемлемый для него ответ или придумать свой.

В технологии ЦРПС существует понятие универсальной стратегии. Это обобщение наиболее успешных микро- и макростратегий различных учеников (т. е. своеобразный банк успешных операций, которые приводят к достижению цели). Универсальные стратегии по учебным компетенциям могут стать основой памятки для учеников. Отличительная особенность такой памятки заключается в том, что ученики её создали сами (под руководством учителя) путём проб и ошибок.

В данном исследовании рассмотрены тестовые задания, предполагающие владение умением:

  • определять последовательность событий;
  • извлекать информацию из источника.

На первом этапе работы учителем был подготовлен вопросник на основе модели Т.О.Т.Е.

Текст вопросника.

Т1.

1) Какие цели вы ставили перед собой, начиная работу по выполнению теста?

2) Как вы представляли результат данной работы? Как понимали, что правильно выполняете задание?

О.

1) С какого действия вы начали работу над тестом?

2) Как вы выполняли тестовую работу:

а) как вы читали тестовые задания?
б) как вы анализировали предлагаемые варианты ответа (может быть что-то видели? представляли? слышали? чувствовали?);
в) как вы выбирали правильный вариант ответа?

3) Из скольких шагов состоит процесс выполнения тестовой работы?

4) Какова последовательность шагов при выполнении тестовой работы?

Т2.

1) Как вы понимали, что правильно решаете тест? Что вы при этом видели, слышали, чувствовали?

2) Какие действия вам представлялись наиболее удачными? Что помогало решать тест?

3) Обратили внимание на то, что мешало выполнять работу (может быть не поняли содержание вопроса, не знали ответа, что-то ещё?

4) Что вы делали если что-то не получалось?

Е.

1) Как завершили работу над заданием? Что стало вашим последним шагом?

2) Пришло ли понимание того, что достигли поставленных целей?

Далее учащимся было предложено выполнить тестовые задания и выявить, применяя вопросник, индивидуальные стратегии.

Задание (определение последовательности событий). Расположите в хронологической последовательности события военной истории России. Запишите буквы, которыми обозначаются события, в правильной последовательности в таблицу.

А) Прутский поход
Б) Куликовская битва
В) «стояние на реке Угре»
Г) Смоленская война

Ответ:

Первоначальная стратегия ученика.

  1. Постарался выполнить тест правильно, чтобы получить хорошую оценку.
  2. Пойму, что выполнил правильно, если почувствую уверенность, перестану сомневаться.
  3. Прочитал внимательно задание и варианты ответов.
  4. Вспомнил темы, к которым относятся варианты ответов, постарался представить эти события, их итог.
  5. Подумал, с какой исторической личностью ассоциируется каждое событие в вариантах ответов.
  6. Вспоминал дату или век события и определял, какое из них было раньше, а какое – позже.
  7. Выписал буквы в таблицу в нужном порядке.
  8. Понимал, что делаю правильно, если вспоминал темы, где изучал эти события.
  9. Завершил работу с тестом, прочитав ещё раз задание и проверив его выполнение.

Следующий этап - анализ и коррекция первоначальных стратегий учащихся. Для этого были использованы следующие методы:

  • комментирование каждого действия ученика в форме индивидуальной беседы;
  • рефлексия стратегии после реализации деятельности на основе вопросника;
  • сравнение структуры стратегий, обсуждение с учащимися сходных и различных операций.

Вышеобозначенные действия способствуют обогащению индивидуальных стратегий – изменяется их качественный и количественный состав (увеличение количества операций, применение более разнообразных предметных и интеллектуальных действий, выявление шагов по контролю и коррекции действий).

Анализ стратегии ученика, где он попытался осмыслить свою учебно – познавательную деятельность, показал, не все действия в стратегии разукрупнены (не отвечают на вопрос «как ты это делаешь?); невелик арсенал интеллектуальных операций.

В процессе совместной работы учителя и ученика индивидуальные стратегии учащихся были обогащены: изменился их качественный и количественный состав.

Пример усовершенствованной стратегии ученика.

  1. Хочу научиться правильно выполнять тестовые задания, чтобы сдать экзамен на высокую оценку.
  2. Пойму, что выполняю правильно, если почувствую уверенность, перестану сомневаться.
  3. Настроился на работу и успокоился.
  4. Внимательно прочитал задание, выделяя в нём ключевые слова ( в данном случае это – хронологическая последовательность).
  5. Проанализировал смысл задания: определить, какое событие было раньше, а какое позже.
  6. Прочитал несколько раз варианты ответов, представляя на карте географическое расположение названых объектов.
  7. Постарался вспомнить темы, в которых изучал данные события, сопоставляя событие стемой.
  8. Постарался представить ход событий, их итог.
  9. Подумал, с какой исторической личностью ассоциируется каждое событие в вариантах ответов.
  10. Перечисленные действия должны были помочь вспомнить дату события или век.
  11. Определив даты, мысленно их представил, сравнил и выяснил: какое событие было раньше, какое позже.
  12. Выписал буквы в таблицу в нужном порядке.
  13. Понимал, что делал правильно, если вспомнил темы, где изучал события, чувствовал себя уверенно.
  14. Если не уверен, что вспомнил правильно дату, то снова пытаюсь представить, с какой темой, исторической эпохой, личностью могут быть связаны географические названия в вариантах ответов, и путём вильность выполнения рассуждения выбираю какой – либо вариант.
  15. Завершил работу над тестом, прочитав ещё раз задание и проверив его выполнение.

Задание (умение извлекать информацию из источника). Прочитайте отрывок и определите, о каком государственном деятеле идёт речь.

«Последние годы царствования … были омрачены войной: Россия ввязалась в общеевропейский конфликт, в истоках которого было всё возрастающее могущество и агрессивность королевства Прусского и изменение в связи с этим традиционной расстановки сил в Европе».

Ответ: _________________

Первоначальная стратегия ученика.

  1. Буду выполнять тест, чтобы проверить свои знания готовность к экзамену по истории.
  2. Достигнуть цели мне поможет уверенность в моих знаниях.
  3. Прочитал несколько раз текст про себя.
  4. Понял, что речь идёт о войне России с Пруссией.
  5. Прочитал задание.
  6. Стал рассуждать про себя, когда Россия могла вести войну с Пруссией, когда Пруссия стала более могущественной и агрессивной.
  7. Сопоставляя факты с изученными темами, сделал вывод, что речь идёт о 18 веке.
  8. Постарался вспомнить внешнюю политику государей в 18 веке в последний период их царствования.
  9. Определил правильный ответ путём рассуждения и исключения неверных ответов.
  10. Правильность выполнения задания определял по характеру рассуждений: если рассуждал уверенно – ответ должен быть правильный.
  11. Завершил работу когда вписал имя исторической личности.

В ходе анализа стратегии методами, изложенными выше, ученик усовершенствовал стратегию, дополнив следующие операции:

  • Постарался не волноваться и настроиться на работу.
  • Прочитал несколько раз текст про себя, выделяя ключевые факты, явления.
  • Прочитав задание, выяснил его смысл, – определить имя исторической личности.
  • Анализируя внешнюю политику российских государей в 18 веке и припоминая ключевые факты в историческом документе, понял, что в тестовом задании речь идёт об императрице Елизавете Петровне.

В ходе групповой рефлексии учащиеся попытались осознать, что помогло им выполнить тест:

  • возникающие зрительные образы, представления (образы конкретных исторических явлений, личностей, соотнесение образа с датой, иллюстрации);
  • ассоциации;
  • внимательное прочтение тестовых заданий.

Помочь выявить более успешную стратегию, учитель может, определив преобладающий фильтр восприятия информации у конкретного ученика. В данном случае корректировка стратегии будет более адаптирована под ученика.

В рассмотренных выше примерах стратегий учащиеся выделили следующие успешные, важные операции:

  • Не волноваться, настроиться на работу.
  • Выполнив задание, проверить ещё раз правильность выполнения.
  • Внимательно читать тестовые задания, обращая внимание на исторические факты, заложенные в задании, использовать их при поиске ответа.
  • Понять, что конкретно надо выполнить в задании.
  • Использовать интеллектуальные операции (сравнение, анализ, обобщение и т.д.).

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся при тестовой подготовке в рамках технологии ЦРПС осуществляется через:

  • рефлексивную деятельность, которая помогает ученикам за счёт осмысливания своих учебных действий достигать ситуации успеха;
  • применение разнообразных интеллектуальных операций при выявлении стратегий (целеполагание, контроль, коррекция, планирование, сравнение, анализ, обобщение и т. д.);
  • осознание собственной индивидуальности (ученик под руководством учителя создаёт адаптированную под себя индивидуальную успешную стратегию).

Изложенный выше опыт тестовой подготовки может быть применён для разбора тестовых заданий всех частей (А, В, С), предполагающих владение различными умениями и навыками.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика