РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Групповая психокоррекционная работа во время предшкольной подготовки в учреждении дополнительного образования

Тимахова Т.А.,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ЦДО г. Владикавказа»,
с/п «Центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»

Формирование группы детей проводится на основании данных, полученных при проведении вводной диагностики, при организации индивидуальной психокоррекционной работы, а также на основании индивидуальных бесед с детьми и их родителями [1].

По результатам, полученным в ходе интерпретации психодиагностических данных, проводим групповые интервью с педагогами и с родителями воспитанников. Во время группового интервью знакомим их с обобщенными данными, но ни в коем случае не с индивидуальными результатами, а также отвечаем на вопросы, возникшие у них в связи с полученной информацией. Кроме этого, на групповом интервью проясняются ожидания педагогов и родителей в отношении детей, что в свою очередь способствует уменьшению тревоги по поводу последующих взаимоотношений. Можно провести интервью, как онлайн, так и лично.

Некоторые педагоги после таких групповых интервью меняют структуру занятий: вводят элементы, помогающие детям быть активными на протяжении всего учебного времени без нарастания утомления. Родителям групповое интервью позволяет установить более позитивные отношения с педагогами, поскольку они получают подтверждение того, что в учреждении заботятся об их детях. Большинство родителей, после группового интервью, заинтересовались индивидуальным консультированием по поводу взаимоотношений со своими детьми. А это уже достижение.

В работе группы принимают участие воспитанники с проблемами, обусловленными гиперкинетическими расстройствами и дети с затруднениями в построении межличностных отношений. Занятия проводятся в группе численностью от 6 до 10 человек. Возраст детей от 6 до 8 лет. Психокоррекционные занятия длятся от полутора до двух часов (в зависимости от возраста) 2 - 3 раза в неделю. Всего занятий 10 - 12. Психокоррекционные занятия проводятся в специально оборудованном помещении, где выделено место для подвижных и настольных игр, есть стеллаж для игрушек и других материалов (краски, пластилин, бумага и т. п.).

Необходимо заметить, что большинство проблем, которые были выявлены (конфликты со сверстниками, прогулы уроков, затруднения в усвоении учебного материала, чрезмерная болтливость и шутливость, непослушание дома, выраженная утомляемость, застенчивость, срывы учебных занятий, плаксивость, раздражительность, нетерпеливость и т. д. и т. п.) корректируются непосредственно в ходе обычных занятий.

Начиная групповую психокоррекционную работу, учитываем, что в группе присутствие других детей уменьшает напряжение, стимулирует активность и участие в процессе. Группа побуждает спонтанность. Дети с большей готовностью общаются с психологом и больше доверяют ему, чем в индивидуальной работе. Кроме того, группа дает возможность для установления многогранных отношений, что невозможно в индивидуальной психокоррекции [2].

Цель проводимой психокоррекционной групповой работы формулируется следующим образом: коррекция эмоциональной сферы, формирование адекватных способов поведения, способствующих полноценной социально-психологической адаптации детей.

Задачи ставятся исходя из цели психокоррекционной работы и возрастных особенностей воспитанников:

  1. помочь получить эмоциональную поддержку со стороны участников группы и психолога, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости и спонтанности;
  2. помочь пережить в группе чувства, которые они испытывали в реальной жизни, воспроизвести эмоциональные ситуации, которые были у них в действительности и с которыми они не могли справиться;
  3. особенно важно помочь научиться распознавать и вербализовать собственные эмоции;
  4. помочь преодолевать неадекватное поведение, проявляющееся в межличностном взаимодействии, в том числе связанное с избеганием субъективно сложных ситуаций;
  5. помочь развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
  6. помочь ребенку закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адаптации в реальной жизни.

В основу краткосрочной модели групповой психокоррекционной работы положены два основных подхода - психодинамический и поведенческий [3].

Цель психодинамического подхода - создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания внутри личностного конфликта ребенка. В старшем дошкольном возрасте это эффективно достигается с помощью арт-терапии, в первую очередь рисования, а также игровой терапии.

Цель поведенческой коррекции - приобретение ребенком новых реакций, формирование адаптивных форм поведения и угасание или торможение дезадаптивных. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок.

Основные принципы работы:

  1. Клинико-психологическое разнообразие участников, включаемых в психокоррекционную группу.
  2. Принятие детей такими, какие они есть. Кроме этого, во взаимоотношениях психолога с ребенком необходимо проявление эмоциональной поддержки, эмоциональной сопричастности и демонстрации эталонного поведения.
  3. Присоединение к детям посредством синхронизации дыхания, приемов «мимезиса», калибровки эмоциональных состояний.
  4. Использование двухуровневой обратной связи, содержащей вербальную и невербальную информацию.
  5. Интегративность - комплексное использование психологических механизмов групповой динамики, арт-терапии, игровой терапии, ролевых игр, сказкотерапии.
  6. Психологу необходимо использовать позицию активного лидера (руководителя) на начальных этапах группы (то есть директивный стиль), а в последующем в большей степени использовать не директивные приемы, опеку.

Всё это направлено на создание атмосферы, в которой дети стремились узнать больше о себе и мире вокруг. Атмосферы безопасности, позволяющей исследовать и выражать свои самые сокровенные страхи, ненависть, вину, так же как стремление к одобрению, независимости и получению статуса.

В завершение психокоррекционной работы осуществляем совместное обсуждение, в котором дети делятся тем, какой опыт они получили в процессе группового взаимодействия, чему научились на этих занятиях. Проводим беседу с родителями, где обсуждаем результаты групповых занятий, а также дальнейшие перспективы взаимоотношений психолога с этими детьми и их родителями.

Список использованной литературы

  1. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи. Избранные психологические труды. М.: 1989.
  2. Лэндрет Г. М. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ., М.: Межд. пед. академия, 1994. 368 с..
  3. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. I-II. М.: ООО Апрель Пресс.1999. 304 с..
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены