РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Какие методы и приемы наиболее успешно позволяют организовать учебно-познавательную деятельность учащихся?

«Учитель – это тончайший инструмент, вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».

Обозначим проблемы, которые могут решить задачи успеваемости.

Первая проблема – улучшение явки учащихся на занятия. В нашей школе многие учащиеся работают на производстве. Возникают проблемы посещения занятий. Задача педагогических работников поднять ответственность учащихся за посещения занятий,

Вторая проблема – контингент школы – это учащиеся с низкой мотивацией в обучении, в основном с большими пробелами в знаниях, явно испытывающие затруднение в обучении.

Учитель должен обозначить для себя проблему – в умении найти подход к каждому учащемуся, суметь распределить свое внимание на всех, но с учетом индивидуальных особенностей каждого. В учебном процессе учителя недостаточно учат учащихся способам, приемам мыслительной деятельности. Отсюда и неумение их преодолевать познавательные трудности.

Третья проблема: не у всех учащихся сформирована мотивация обучения. У многих занижен интерес к знаниям, потребность к ним. Формирование положительной, социально-значимой мотивации в обучении – актуальная задача учителя.

Каждому учителю предлагается выполнить к педсовету домашнее задание:

  • На листе бумаги написать названия тех технологий, с которыми вы познакомились в течение последних двух лет и применяете в своей практике.
  • Выберите ту педагогическую технологию, которой вы отдаете наибольшее предпочтение.
  • Из выбранных технологий напишите названия тех методов, приемов и средств, которые используются вами чаще всего.

Выберите метод или прием, которому вы придаете особое значение. Сделайте его описание по схеме:

  • Название метода (приема) в точной и ясной формулировке;
  • Краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики;
  • Характеристика условий, при которых данный метод (прием) наиболее приемлем;
  • Определение того, что получается в итоге;
  • Чего стоит опасаться, чтобы исключить нежелаемые воздействия.

«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражается все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»
М.Н. Скаткин

Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи, с чем выделялись уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т. п.

1. Применение современных технологий как один из способов повышения эффективности урока, влияющий на качество обученности учащихся - первая составляющая современного урока

Приложение 1: «Педагогические технологии»

Задание: Определите по предложенным элементам, о какой педагогической технологии идет речь в каждом варианте.

Элементы:

  • трансляция готового материала педагогом
  • поиск наиболее эффективных вариантов подачи материала
  • попытка включения ученика в свою деятельность
  • информация в форме монолога педагога
  • многократные повторения
  • «пассивность» учеников (объяснительно-иллюстративная технология)

Элементы:

  • отказ от шаблона и формализма в организации урока
  • максимальное вовлечение в активную деятельность на уроке
  • занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия
  • принцип педагогики сотрудничества
  • учение без принуждения
  • «увлекательные добавки» в занятие (игровая технология)

Элементы:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  • самостоятельная деятельность учащихся
  • использование исследовательских методов
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных
  • итоги, результаты, их оформление (метод проектов)

Элементы:

  • Включает элементы индивидуальной, парной, групповой работы
  • Учебная деятельность осуществляется путем общения в динамических (сменных) парах
  • Сотрудничество становится нормой обучения
  • «каждый учит каждого»
  • «каждый работает на себя и других»
  • Предварительная подготовка учеников-консультантов (коллективные способы обучения)

Элементы:

  • Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся
  • Учет различий в готовности к обучению, способностях учащихся
  • Создание разнообразных условий обучения с учетом особенностей обучающихся
  • Создание для учащихся равных условий для ситуации успеха
  • Сотрудничество педагога и обучающегося
  • Преобладающий метод – объяснительно-иллюстративный (технология разноуровневого (дифференцированного) обучения)

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Технология

  • Развивающее обучение.
  • Проблемное обучение.
  • Разноуровневое обучение - для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям и способностям для усвоения учебной программы. Педагог-дирижер, а у каждого ученика своя партия.
  • Технология уровневой дифференциии на основе обязательных результатов
  • Проектные методы обучения.
  • Технология “Дебаты”.
  • Лекционно-семинарско-зачетная система.
  • Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом
  • Коллективная система обучения.
  • Обучения в сотрудничеств (командная, групповая).
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – вторая составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников

Приложение 2: Анкета “Положительное внимание к своей работе или общении с учащимися”

(отвечайте “ДА” или “НЕТ”)

  • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
  • Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
  • Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
  • Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
  • Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
  • Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
  • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки нему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя.

Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, цементирующих и определяющих все компоненты урока. При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки, проведенные в данном классе, чтобы предусмотреть меры по устранению обнаруженных недостатков и недоработок.

Наблюдения за организацией работы показывают, как будто все есть: и задачи решаются, и учебник на уроках используется – дети вроде работают, а по существу, если вникнуть основательно, все это чисто внешнее. Все действия носят поверхностный характер: работы выполняются строго по образцу, ученики работают пассивно, в полсилы, новую тему учитель порой успевает скороговоркой объяснить, кое-как спросить, недостаточно времени на диспуты, эксперименты, встречались уроки, на которых не на должном уровне строилась работа с учебником, практическими заданиями.

Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и усилий. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение со сложившимся положением дел. Успех урока и его результаты зависят не только от подготовки учителя, но и от подготовки учащихся. К сожалению, этому вопросу не уделяют должного внимания в практической работе некоторые учителя. Между тем целенаправленная подготовка учеников к следующему уроку (или урокам) создает у них положительный психологический настрой, вызывает повышенный
познавательный интерес.

Каждый педагог, готовясь к уроку, ставит перед собой, перед учениками определённые цели и задачи. И одним из путей достижения цели учителя будет являться привлечение внимания учащихся к учебному материалу. У каждого учителя есть свои приемы по привлечению внимания учащихся к учебному материалу.

Я думаю, вы сейчас поделитесь. Педагоги находят методы, стимулирующие учащихся к мотивации к целеполагание и процессу познания. Это преимущественно постановка какой-то проблемы, практическое задание или «столкновение» мнений учащихся вопросом или заданием.

Приоритетными способами контроля в школе являются устный опрос, дополнение с места, тесты, самостоятельные и контрольные работы. Значительно реже учителя используют такие виды контроля, как различного рода творческие работы (сочинения, проекты, учебно-исследовательские работы. В школе остаётся популярным репродуктивный способ организации деятельности учащихся. Но вместе с тем многие учителя используют в своей работе частично – поисковый и творческий уровень деятельности. И как росток нового, начинает формироваться исследовательский способ организации деятельности.

Педагоги школы учат детей проводить рефлексию собственной деятельности, причём используют для этого различные способы, среди них выделяется способ самооценки и вопросно-ответный (Что нового я узнал на уроке? Чему научился? Что ещё осталось узнать?), учителя начальной школы применяют для рефлексии игры

К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу урока. Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя – одно из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знаний учащихся. Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Сегодня, когда уровень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении. Перед учителем стоит задача: организовать обучение так, чтобы всем было интересно. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.

Методы и приемы наиболее успешно позволяющие организовать деятельность учащихся, общедидактические методы: индукция, дедукция, аналогия, метод целесообразных задач, эвристический, вопросно-ответный, объяснительно-иллюстративный (лекция), алгоритмический, элементарных и неэлементарных задач и т.п.

Все данные методы и приемы обеспечивают развитие мышления. Практически все методы и приемы используются в работе. Остановлюсь на одном из них.

Эвристический метод.

Эвристическим методом называется метод, при котором учитель вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит учащихся к «переоткрытию» теорем, их доказательств, к самостоятельному формулированию определений, к составлению задач. Эвристический метод подразделяется на следующие виды:

  1. метод целесообразных задач.
  2. эвристическая беседа, при которой учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов.
  3. постановка и решение проблемы
  4. обобщение способа решения задач и составление рекомендаций для поиска решения подобных задач.

В то же время эвристическому методу присущи следующие недостатки:

  1. Он требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затрат времени
  2. При этом методе особенно сильно сказывается индивидуальные различия учащихся: многие их них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы учителя.
  3. Активное участие в решение проблемы принимают лишь отдельные учащиеся, остальные – пассивны.

Эвристический метод следует использовать в разумной мере, нейтрализуя его недостатки с помощью различных приемов. Прежде всего помочь тем учащимся, которые не успевают решать на уроках поставленные проблемы С этой целью можно предложить заранее разработанный общий план решения проблем:

  1. подобрать и рассмотреть частные примеры;
  2. воспользоваться аналогией с известными фактами;
  3. Сформулировать свое предположение;
  4. доказать его

На уроках ставятся нетрудоемкие проблемы, которые успевают решить все учащиеся класса с небольшой разницей во времени. Более трудоемкие проблемы можно включать в домашние задания.

Творческие задания могут использоваться в различных типах и на различных этапах урока. Например, использование творческих заданий в начале урока дают определённый настрой на работу на все 40 минут.

Новый материал на уроке можно дать репродуктивным методом, а можно и поставить проблему, попросить выдвинуть гипотезу, или вжиться в образ, а затем оставшееся время проблемы решать, гипотезы проверять, делать выводы, заключения, получать образовательный продукт.

Я не призываю заниматься творческими заданиями каждый урок и целый урок. Но попробовать стоит, детям понравится. Вместо традиционного дом. задания прочитать, пересказать, можно предоставить возможность пофантазировать.

Рефлексия участников педсовета. Игра «Ассоциация»

Слово «развитие» является одним из показателей современного урока.

Задание: подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».

Р - радость рост результат
А
З
В
И
Т
И
Е

Работа выполняется в группах. Рассматривается результат работы групп.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.