РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование фокус-групп при решении проблем психологической готовности молодого педагога к работе в инклюзивном образовательном пространстве

Котова Валерия Дмитриевна.,
студентка 4 курса
факультета социально-культурных технологий СПбГИК,
педагог дополнительного образования
Подростково-молодежного клуба «Мужество»
Калининского района, Санкт-Петербург

В современных исследованиях наряду с количественными методами все чаще используются такие качественные методы исследования, как кейсы, дискурс-анализ, психосемантический анализ, фокус-группы и другие. Остановимся подробнее на фокус-групповых исследованиях и тех возможностях, которые они дают исследователю. Метод фокус-групп пришел из маркетинговых исследований и в последние годы стал широко применятся и в других областях, в том числе и в образовании.

Фокус-группа - это фокусированное интервью, которое проводится в свободной форме по специально разработанному сценарию. Р. Мертон предпринял первую попытку определения данного феномена. Впоследствии Мертон изложил этот метод в труде «Фокусированное интервью». [2]

Данный метод базируется на:

  • традиции индивидуального интервью
  • диагностики групповой динамики К. Левина

В России метод адаптирован С. А. Белановским. Целью метода является получение данных о мнениях участников дискуссии, что позволяет вскрыть причинно-следственные факторы социальных явлений, где группы являются моделью социума. Метод включает интервью, дискуссию и беседу. [1]

Фокус-группа позволяет выявить отношение участников к определенной проблеме, получение информации о мотивации, личном опыте, восприятию объекта исследования.

П. Лебедев описывает фокус-группу как «обсуждение конкретной темы под руководством модератора». Задача модератора стимулировать процесс с целью комфортного взаимодействия, в результате которого участники рассказывают о своем опыте, мнении, взглядах. Он подчеркивает, что групповое мнение не является суммой отдельных мнений, а является продуктом коллективных взаимодействий. [4]

Н. Макарова, Ю. Дроботенко рассматривают фокус-группу «как группу людей, отобранную и организованную исследователем для дискуссии на заданную тему, исходя из их жизненного иди профессионального опыта, отношения, чувств, связанных с обсуждаемой проблемой». [5]

Т. Вернер применил для понимания процессов, происходящих в группе модель социодинамики, состоящей из трех стадий:

  • недифференцированные общности
  • дифференциации
  • иерархической интеграции [2]

В начале фокус- группа не имеет социальной структуры, затем происходит дифференциация ее членов, формирование системы отношений

К основным преимуществам относят:

  • принятие решений, планирование целей
  • разработка стратегий
  • повышений качества деятельности

Т.В. Мальцева выделила такие принципы фокус-группы:

  • приоритетность открытости
  • отсутствие жесткой критики
  • качественный анализ данных
  • неограниченность времени [6]

С помощью фокус-групп можно также получить информацию для создания анкет или разработки планов.

Обсуждение какого- либо предмета ведется с группой респондентов в семь- девять человек, при большем количестве участников происходит деление на подгруппы, дискуссия ведется по заранее разработанному сценарию. Задача модератора добиться фокусирования исследования вокруг определенной темы, проблемы, образа. Отличительной чертой фокус-группы является инсайт, интеллектуальное озарение, и данные полученные в результате взаимодействия людей. Фокус-группы наиболее продуктивны, когда в них входят представители разных уровней одной и той же общности, например, молодые специалисты и более опытные коллеги.

Преимуществами фокус- группы является:

  • психологическая атмосфера групповых дискуссий на эмоциональном уровне;
  • стимулирование новых идей
  • спонтанность
  • широкий спектр мнений [3]

Среди недостатков выделяют сложность подготовки, уход от темы в процессе обсуждения, концентрацию на идеях активных участников или лидеров, нежелание обсуждать тему.

Разновидности фокус-групп:

  • фокус-группы с двумя модераторами
  • фокус- группы с участием заказчика
  • онлайн фокус-группы.

 В 2021 году нами была проведена фокус- группа «Проблемы включения молодого специалиста в иклюзивное образовательное пространство». В ходе проведения дискуссии респондентами выступили педагоги дополнительного образования и общеобразовательных школ, обучающиеся в магистратуре Санкт-Петербургского государственного института искусств. Общее количество респондентов - 42 человека. Всего 6 групп по семь человек. Результатом работы группы с применением данной техноло­гии становится список приоритетов для решения проблемы.

 В данной работе при проведении фокус группы мы выбрали модель проведения фокус-группы, разработанную в РГПУ им. Герцена. Она состоит из 9 ступеней (рис.1)

Рисунок 1- модель проведения фокус-группы

  • На 1 этапе «Ассоциации» участники записывают на отдельных листочках пять слов или выражений, отражающих их личные впечат­ления и ощущения, связанные с темой исследования. Участники могут подобрать метафоры- ассоциации с миром растений, миром животных, с миром овощей или фруктов, пословицы, устойчивые выражения и т.п.
  • На 2 этапе создаются опорные точки дальнейшего развития семантического поля признаков ситуации. В произвольном порядке или по очереди произносится (озвучивается) то, что получилось. Здесь важны разнородность и независимость мнений участников.
  • На 3 этапе «Проблематизация» модератор предлагает, опираясь на ассоциации, письменно и коротко сформулировать стоящие за ними затруднения, вопросы и проблемы более рациональным способом. Каждую проблему, каждую формулировку следует записать на отдельном листке.
  • На 4 этапе «Экспликация рациональных представлений», происходит формирование системы коллективных представлений, т. е. семантики проблемного поля, первая дискуссия. Участники высказывают свои мнения, выкладывая записки в центр стола для общего пользования. Все дополнения записываются для дальнейшего использования. Процедура пов­торяется пока не будут исчерпаны все мнения, возникшие по ассоциации со сказанным. В ходе работы группы может осуществ­ляться аудиозапись, для дальнейшего анализа материала.
  • На 5 этапе «Группировка номинаций по близости смыслов» по ходу обсуждения группируются близкие по смыслу фраг­менты, составляется относительно компактный список пробле­матики. Здесь может понадобиться помощь модератора с поиском подходящих обобщающих смыслов.
  • 6 этап «Первое ранжирование» предполагает, что участники индивидуально и письменно ранжируют полученный список идей по критерию приоритетности для принятия управленческих решений в целях решения поставленной проблемы. Группа обсуждает индивидуальные решения и выдвигает общее решение.
  •  На 7 этапе «Получение суммы индивидуальных ранговых рядов». модератор фиксирует на доске окончательный список проблематики и ранговые ряды по группам. Выводит общий балл и тем самым определяет приоритетность.

Результаты ранжирования выявленных проблем по группам представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты ранжирования

На 8 этапе происходит вторая дискуссия по полученным результатам, что способствует выявлению дополнительной аргументации.

 Заключительное ранжирование. Если вторая дискус­сия выявит новую аргументацию, вносятся изменения и осуществляется новое ранжирование, где каждый участник может поменять свою предыдущую позицию.

Как видно из таблицы, участники фокус- группы видят решение проблемы в организации наставничества и организации балинтовских групп.

Наставничество-это социальный институт, передающий социальный опыт, форма преемственности поколений. В педагогической деятельности- это одна из форм передачи педагогического опыта, оказание помощи и педагогической поддержки молодому специалисту для ускорения его профессиональной адаптации.

Среди основных моделей наставничества выделяют следующие:

  • традиционное наставничество;
  • партнерское наставничество «равный равному»;
  • ситуационное наставничество;
  • групповое наставничество;
  • краткосрочное или целеполагающее наставничество;
  • флеш-наставничество;
  • реверсивное наставничество;
  • скоростное наставничество;
  • реверсивное наставничество;
  • виртуальное наставничество. [7]

Традиционная форма предполагает взаимодействие опытного профессионала с менее опытным подопечным, в центре- развитие подопечного. Наставник передает свой опыт, знания, традиции, дает советы и обратную связь. Таким образом подопечный легче осваивает роли и функции педагога, традиции образовательного учреждения.

Разновидностью данной формы является ситуационное наставничество (Situational Mentoring). Помощь и поддержка осуществляется только в случае необходимости.

Групповое наставничество предполагает взаимодействие одного наставника с группой из 3-5 подопечных. Непосредственное взаимодействие осуществляется один-два раза в месяц, что может снизить мотивацию молодых педагогов, поэтому рекомендуют сочетать данную форму с другими.

Краткосрочное или целеполагающее наставничество заключается в том, что наставник и подопечный встречаются по заранее подготовленному графику, эта форма хороша, если молодой педагог уже имеет профессиональный опыт и акцент делается на самообразовании.

 Партнерское наставничество «равный – равному» предполагает примерно одинаковый уровень наставника и подопечного, но наставник имеет практический опыт в предметной области, которым не обладает сопровождаемый. Такие формы, как флеш- наставничество, реверсивное, скоростное, виртуальное представлены в таблице1.

На наш, взгляд, при сетевом взаимодействии различных организаций (вуз-ОУ-ИМЦ- психолого-педагогический- медико-социальный центр целесообразно использовать различные методы сопровождения, взаимодополняющие друг друга.

Как эффективный инструмент профессиональной компетентности следует рассматривать деловые игры, позволяющие отработать проблемы инклюзивной практики. Другим методом является тренинг профессионально-личностного роста., направленный на развитие знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для вхождения в профессию. Курт Левин, психолог, который внес свой вклад образованием тренинговых групп, в которых люди улучшали навыки разрешения конфликтов, умения руководить, лидерские качества. Тренинги бывают различной направленности, содержат психогимнастические упражнения, аутогенные тренировки, релаксационно-оздоровительные упражнения. Балинтовские группы позволяют снять эмоциональное напряжение, оптимизировать эмоциональное состояние, что очень актуально для педагогической деятельности, в том числе  и в сфере инклюзивного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белановский С.А. Метод фокус-групп: Учебное пособие. - М., 2001. - 272 с.
  2. Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, моделирование: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 320с.
  3. Крюгер Р., Кейси М. Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003.
  4. Лебедев П. А. Онлайновые фокус-группы. Возможности, ограничения и особенности процедуры: монография. М.: Проспект,2015. —142 с.
  5. Макарова Н.С., Дроботенко Ю.Б. Фокус- групповое исследование изменений образовательного процесса в современном вузе// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 2, март – апрель 2014 http://naukovedenie.ru/
  6. Мальцева Т. Метод фокус – групп при академических исследованиях// Прикладная юридическая психология №3- 2008- С.130-132
  7. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала// стратегии бизнеса.-2017-№ 6_ С.34-39
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены