РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Нейропсихологические упражнения для межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ младшего школьного и среднего школьного возраста

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: мышление, восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. Это новая и достаточно молодая наука, сочетающая в себе знания медицины, психологии и педагогики. Она позволяет более подробно отследить связь мозга и психики.

Психические процессы в мозге являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Существуют определенные последовательные этапы развития, которые запускают ряд важнейших механизмов работы мозга. Каждому определенному возрасту соответствуют определенные навыки. Если какой –либо из этапов формирования процесса был нарушен, не сформирован, то с большой вероятностью можно говорить о риске нарушений высших психических функций. В самых легких формах нарушений, обучение ребенку дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний, в более тяжелых формах- появляется неспособность к освоению того или иного навыка. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отставанием в психическом и умственном развитии, вызванным различными факторами.

В ходе коррекционной работы предлагается внедрять нейропсихологические упражнения в общеобразовательный процесс с целью повышения усвоения изучаемого материала. Упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Упражнения составлены на основе базовой нейропсихологической технологии предупреждения и преодоления проблем психологического развития у детей методе замещающего онтогенеза (МЗО).

Предлагаются некоторые варианты упражнений как примеры для работы учителя как в группе (классе) так и на индивидуальных занятиях

Упражнение «Целое-часть»

Данное упражнение направленно на развитие операционной его составляющей, а именно анализа. Это процесс раскладывания целого на составные части.
Ребенку демонстрируется или произносится слово. Ребенок должен назвать его составляющую. Например: елка – шишка ( елочная лапа, иголка), машина – колесо (дверь, мотор итд). Упражнение дается от простого к сложному, в зависимости от возраста ребенка и сложности дефекта.

Упражнение «Препятствия»

Пространственное мышление.

Ребенку закрываются глаза, учитель берет его за руку и начинает водить по комнате рассказывая о различных препятствиях, поворотах и преградах, которые малыш должен преодолеть. Затем, роли можно поменять и попросить ребенка быть проводником учителя.

Упражнение «Соедини предметы»

Образное мышление.

Ребенку произносятся или демонстрируются два предмета не связанные между собой по смыслу. К примеру лиса и стол. Необходимо их соединить, чтобы получилась логически объяснимая ситуация: лиса несет на себе стол, привязанный веревкой.

Упражнение «Посчитай буквы»

Развитие фонематической памяти.

А) Произносится слово или предложение (в зависимости от возраста или сложности дефекта), ребенок на слух должен посчитать количество букв в словах.

Б) Произносится слово в котором нужно посчитать количество определенную букву. К примеру: сколько « с» в слове НАСОС.

В) Произносится в котором нужно посчитать количество гласных или согласных звуков.

Упражнение «Снежный ком»

Концентрация внимания и памяти. Учитель называет слово, ребенок должен подобрать к этому слову слово-продолжение. Затем, к сложившемуся словосочетанию придумывается следующее слово и т.д. Пример: Медведь. Медведь идет. Медведь идет в. Медведь идет в лес за. Медведь идет в лес за ягодами… и.т.д

Упражнение «Лабиринт»

Дыхательные упражнения и концентрация внимания

На большом формате бумаги рисуется в маршрут от одного объекта к другому ( от магазина к дому), скатывается в руках кусочек ваты или комочек бумаги, ставится на начало пути.

Ребенок, с помощью выдыхания воздуха, должен доставить комочек от одного пункта назначения к другому.

Упражнения для координации движений и межполушарного взаимодействия

А) Ребенок берет в обе руки по одному кусочку пластилина. Его задача состоит в том, чтобы одновременно, правой рукой скатать шарик, а левой раскатать продолговатую палочку. Или наоборот.

Б) Перед ребенком на стол кладется лист бумаги. С помощью только одной руки, правой или левой, ребенок должен разорвать это лист как можно мелко. Главное условие: не прибегать к помощи второй руки!

В) Ребенок сидит за столом, положив обе руки перед собой ладонями вниз. Правая рука делает круговое движение, как будто катает мячик под ладонью, левая рука в это же время стучит по столу. Затем движения рук меняется местами: левая рука делает круговое движение, правая –стучит по столу.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.