РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие профессиональных компетенций педагогов

Развитие профессиональных компетенций педагогов.

В концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан главная цель формулируется как форми¬рование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся сре¬де, готовой к самоактуализации как в своих соб¬ственных интересах, так и в интересах общества.
Если обратиться к истокам возникновения данной категории, то в переводе с латинского компетентность (competehtia) означает круг воп¬росов, в которых человек хорошо осведомлен, об¬ладает познаниями и опытом. Компетентный человек об¬ладает в определенной области соответствующи¬ми знаниями и способностями, позволяющими ему и обоснованно судить об этой области, и крити¬чески к ней относиться, и эффективно действо¬вать в ней.
К сожалению, Концепция никак не определя¬ет, какими компетентностями и компетенциями должен обладать учитель как организатор пере¬хода Республики на 12-летнее обучение.
Концепция Непрерывного Педагогического Образования Республики Казахстан обращает внимание на педагога новой формации: духовно развитую, творческую личность, обладающую способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
Профессионализм педагога включает в себя эффективное с высокой результативностью выполнение педагогической деятельности, а именно, обучающей, развивающей воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др.
Самообразование учителя является неотъемлемой частью современного образования и образовательного общества, необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Это естественный путь профессионального совершенствования.
Понятие «самообразование» учителя профессиональное в педагогической литературе определяется как многокомпонент¬ная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.
Все, что у нас есть Сегодня и чего мы добьемся Завтра, зависит от нас самих, от умения каждого человека работать творчески, от высокой сознательности, профессионального мастерства, чувства ответственности, дисциплины и общественного долга. Сегодня многим учителям и окружению учителя стало ясно, что быть профессиональным педагогом, - значит быть постоянно начинающим педагогом. Ныне для всех нас, независимо от желания, должности, педагогического стажа и мастерства, настала пора, не откладывая и разом, садиться за парты и заново учиться учить.
Труд учителя отличается высокой мобильностью, исключительной сложностью и многогранностью, требует от него глубоких и разносторонних научных и профессиональных знаний, умений и навыков. Если педагог не работает над собой, усвоенные им теоретические знания быстро забываются, а личные суждения становятся поверхностными и не отражают объективных свойств, явлений и фактов сложной педагогической действительности.
Специфика педагогической деятельности такова, что для ее эффективности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. Без перечисленных навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.
Учительская профессия требует постоянного самосовершенствования, саморазвития как профессиональных, так и личностных качеств. Исследования ученых-педагогов показывают, что для овладения педагогической профессией одних ЗУН недостаточно, нужны еще и профессиональные способности, наличие которых ускоряет процесс профессиональной подготовки и служит надежным фундаментом педагогического мастерства.
С чего начался мой путь к вершине педагогического мастерства? Какие я совершаю шаги для развития моей профессиональной компетентности?
В школе я работаю второй год. Хотелось бы отметить, что работаю в школе, которую сама заканчивала 5 лет назад. По окончании Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, получив диплом с отличием, вернулась в родную сельскую школу. Здесь сразу же были созданы условия для моего профессионального становления. За мною был закреплен наставник – учитель высшей категории Савина Галина Николаевна. Но это вовсе не значит, в работе мне помогает только Галина Николаевна. Постоянно чувствуется поддержка всего педагогического коллектива.
Мне кажется, что для любого молодого специалиста в первый год работы возникает проблема: правильно и рационально организовать учебный процесс и задействовать в этом процессе абсолютно каждого ученика класса. В этом плане в сельской местности работать проще, т.к. в селах школы чаще всего небольшие, в классах в среднем 20 учеников, а в школах города эта цифра достигает 30, а то и выше. Поэтому считаю, что свой профессиональный путь молодым педагогам нужно начинать именно с села.
Я, как и любой другой педагог, начинала свою работу с планирования учебной деятельности и составления плана по самообразованию.
Согласно общешкольного плана, участвовала в работе предметной секции. Уже второй год принимаю участие в предметных неделях, проводила открытые уроки. Для подготовки к открытым урокам использовала не только учебник, но и различную литературу, благодаря которой смогла показать межпредметные связи, раскрыть суть некоторых вопросов, которые не входят в школьную программу математики, смогла использовать технологию уровневой дифференциации на своих уроках и показать работу каждого ученика.
В декабре каждого года в школах проходят предметные олимпиады. Вот уже второй год мои ученики участвуют в этих олимпиадах и занимают призовые места. В прошлом году в олимпиаде принимали участие 9 человек, из них двое учащихся заняли призовое место, в этом же учебном году в олимпиаде принимали участие 24 учащихся, из них один ученик занял первое место, и 9 учащихся разделили между собой вторые и третьи места.
Это говорит о том, что детям стала интересна математика, они хотят достичь каких-то результатов. По результатам школьной олимпиады в этом году 2 ученицы участвовали в городской олимпиаде по математике.
Педагоги в современном образовательном пространстве должны:
владеть актуальной, фундаментальной информацией по предмету;
иметь серьезную гуманитарную подготовку, чтобы понимать мир и человека, который в нем живет;
серьезно обновлять технологическое обеспечение уроков;
постигнуть и уметь применять педагогические технологии;
предоставлять детям качественные образовательные услуги, которые будут венчаться хорошими результатами учащихся (каждый педагог, где бы ни работал, - в селе или в городе).
Особое значение для профессионального развития имеет способность педагога к рефлексии. Педагогическая рефлексия в деятельности - это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия — комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя.
Образовательное пространство выдвигает высокие требования к общей культуре и социальным знаниям учителя, делает необходимым постоянное совершенствование его общепедагогического и методического уровня. Учитель чувствует, что его подготовка и переподготовка должны теперь заключаться не столько в заучивании готовых ответов на вопросы, «что и как преподавать», сколько в развитии у него исследовательских и изобретательских способностей, которые позволят ему оперативно и точно самостоятельно находить на эти вопросы конструктивные ответы в стремительно изменяющихся обстоятельствах. Процесс обучения и самообразования педагога становится принципиально творческим и приобретает вынужденную непрерывность: переподготовка не может больше проходить периодически, на какой-то срок. Все это определяет необходимость целенаправленного изучения, системного методического и организационного обеспечения самообразовательной деятельности учителя для повышения ее эффективности. Переход к 12- летнему образованию требует от учителей быстрого усвоения новых знаний, умений, обретения новых компетенций.
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. В нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп общества. Самообразование является чуть ли не единственным способом компенсации недостаточных возможностей профессионального роста. Ключевой становится идея, что образование важно не только как средство индивидуального развития, но и как фактор качественного изменения общественной жизни.
Целью самообразовательной деятельности учителя является профессионализм. Существует множество трактовок понятия профессионализма. И от того, как мы понимаем профессионализм, в зависимости от определения профессионализма, принятого нами, его структуры, главных составляющих строятся пути его формирования, а, следовательно, и направления, содержание самообразования учителя. Остановлюсь на определении, предлагаемом Рябовой Е.В.
Профессионализм - это интегральная личностная характеристика человека, который на высоком уровне овладел нормами профессиональной деятельности и профессионального общения, следует профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает профессиональную этику, развивает свою личность средствами профессии, стремится вызвать интерес общества к результатам своей профессии, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.
В целом в основу профессионального образования педагога должны быть положены системный, личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуально-творческий подходы, позволяющие преодолеть ограниченность традиционной массовой репродуктивно-обезличенной подготовки.
Каждый педагог это не только учитель, но еще и общественник, который выполняет общественные работы, всегда должен быть в курсе и политической, и экономической, и культурной жизни не только страны, но и своего региона. Являясь членом совета по делам молодежи при Акиме Зыряновского района, а также членом совета молодых специалистов, мне довелось принимать участие в различных мероприятиях. В августе 2010 года я выступала с докладом «Профессиональная адаптация молодого педагога в современной школе» на пленарном заседании августовского совещания работников образования Восточно-Казахстанской области 2010: «Современная стратегия развития системы образования Республики Казахстан: новые требования, новые возможности» в г. Усть-Каменогорске. Цель моего выступления – раскрыть положительные и отрицательные стороны государственной программы «С дипломом в село». В октябре того же года выступала с этим докладом на Социальном совете г.Астана, с целью осветить проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, приезжая работать в село. В декабре прошлого года выступала на молодежном форуме Зыряновского района «Казахстанский патриотизм – основа конкурентоспособной нации» с докладом на тему «Государственная программа «С дипломом в село» как один из главных механизмов социализации молодежи», чтобы показать основные принципы реализации программы «С дипломом в село»
В ежегодном Послании народу Казахстана “Построим будущее вместе” Президент страны Н.А.Назарбаев обозначил новую задачу: “Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям”. Цель предельно ясна: вступая в сообщество конкурентоспособных стран, стремясь к вхождению в рейтинги ведущих университетов мира, государство принимает новую программу развития образования. Особую значимость приобретает школа: в основе ее реформирования лежит социологизация учебно-воспитательных задач, переход на двенадцатилетнее обучение, совершенствование структуры, определение потенциала ранней профессионализации, педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ней.

Список литературы:

1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. – С. 484.
2. Государственный общеобязательный стандарт образования РК 2008.
3. Закон Республики Казахстан «Об Образовании», 2007 .
4. Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года // Вестник образования и науки.- Алматы, 2004, № 1 .- 34 с.
5. Назарбаев Н.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана” / Казахстанская правда. – 2010, 30 января.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены