РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Деятельность Фридл Дикер-Брандейс: сопротивление и подвиг

Прежде всего, надо сказать, что 30 июля прошлого исполнилось 122 года со дня рождения Фридл Дикер-Брандейс. Мало кому известно о том, что именно Фридл – выпускница школы авангардного искусства Баухауз, признанный мастер в области искусства довоенной Европы, участница антифашистского движения в Праге – последние годы своей жизни посвятит служению детям Терезинского гетто, обреченных на смерть немецкой машиной истребления.

И вот возникает несколько вопросов. Может ли человек заниматься творческой деятельностью при ощущении близкой смерти? Имеет ли смысл искусство, если оно не может никого спасти?

ХХ век, наполненный двумя мировыми войнами, неоднократно поднимал эти вопросы перед разными людьми, но не всякий смог дать на экзамене жизни такой блестящий ответ, как это получилось у Фридл Дикер-Брандейс.

Фридл Дикер-Брандейс родилась в 1898 году в Вене. Ее семье принадлежал магазин канцелярских товаров. Ее раннее детство прошло в магазине отца, который торговал товарами для художников. Фридл уже в то время любила рисовать карандашами и лепить животных из пластилина. Затем, в 16 лет, ушла из дома, работала в уличном театре, училась фотографическому делу и живописи, уехала в Баухауз, и успела окончить его до того, как курс теоретика цвета И. Иттена не разбила наступающая волна фашизма. В Вене, между 1926 и 1931 годами, она спроектировала детский сад Монтессори и теннисный клуб, а также выполнила множество других архитектурных работ, работая параллельно с этим над сложными работами по дизайну интерьера, создавая декорации и костюмы. Кроме этого, она еще успевала преподавать искусство детям в частных школах.

В 1930-х годах наблюдается рост популярности Гитлера в Германии, а позже и Австрии. В этот период Фридл Дикер-Брандейс становится членом компартии Австрии. Однако занятие подпольной прокоммунистической политической деятельностью обернулось для нее тюремным заключением (пришлось расстаться с собакой).

Елена Макарова, педагог и автор книг о занятиях с детьми, уже с 1988 года изучает судьбу Фридл. История ее исследования началась с чудом полученной командировки из СССР в Еврейский музей Праги. После эмиграции в 1990 году, Е. Макарова создает группу Иерусалимская Терезинская Инициатива, которая организует международные выставки, снимает фильмы о тех, с кем Фридл занималась в гетто Терезиенштадт с 1942 по 1944 годы. В 2012 году издательство «Новое литературное обозрение» печатает документальный роман о Фридл. В новой книге Е. Макарова в лице своей героини детально описывает читателю стойкость и состояние заключенной в тюремных условиях: «Тюрьма меня не испугала. Тяжелы были только ночные допросы. Каждый как ослепление. Яркий свет повредил сетчатку, с тех пор меня мучают рези в глазах. Я не знала, что глаза могут так невыносимо болеть. В камере было холодно, под лампой было невыносимо жарко. Я обливалась потом, у меня горели уши. На картине «Допрос» я нарисовала себя с красными ушами»[3, с. 252].

Картина «Допрос», которую Фридл действительно нарисовала будучи под впечатлением от попадания под арест и затем в тюрьму в 1934 году, сохранилась в двух вариациях

В Праге она встретила свою любовь. Фридл Дикер вышла замуж за Павла Брандейса в 1936 году. В конце 1930-ых, когда друзья и друзья-евреи Фридл и ее мужа бежали из Чехословакии в Великобританию или США, она отказывалась. В 1938 году Фридл с помощью друзей получает визу в Палестину – но и отказывается даже от нее. Вместе с Павлом они решили переехать из Праги в Гронов, в маленький город неподалеку от польской границы. Павлу удалось устроиться там бухгалтером на текстильную фабрику «Шпиглер и сыновья». Чуть позже он будет подрабатывать еще и плотником. Фридл работает там же художником по тканям.

Жизнь с мужем в Гронове с 1938 года и до осени 1942 года, несмотря на длительный и вынужденный переезд, оказались продуктивными для Фридл. Она увлечена работой над картинами, занимается с детьми в кружках и много читает. Но 17 декабря 1942 года вместе с мужем Павлом Фридл прибыла в гетто Терезин. За несколько месяцев до отправки Фридл почти не рисовала. Толпы людей безжалостно отправляли на транспорт, и у нее совсем опускались руки от увиденного… В своем первом труде, посвященному Фридл Дикер-Брандейс, Е. Макарова иллюстрирует процесс сборов для отправления в лагерь, но уже тогда Фридл, становится очевидно, задумывалась о нелегкой миссии воспитания детей в условиях концлагеря.

В большинстве своем ученицами Фридл были девочки десяти — шестнадцати лет из детского дома L-410. Одна из оставшихся в живых воспитанниц Фридл в Терезине Хельга Поллакова-Кински, будучи знакома с Фридл еще в подростковом возрасте, вспоминала так о ней:
«…Фридл влетела в комнату, распределяя материал, она, разумеется, говорила с нами, она всё время была с нами, пока мы работали. Уроки были короткими. Мы работали интенсивно и, как помнится, в тишине. Она давала нам тему для воображения, например, поле, по нему бредёт лошадь… может быть, она нам показывала какой-то образец или картину… Про коллаж с лошадью я точно помню. Фридл приносила ворохи обрезков и показывала, как делать коллаж. Я не думаю, что она учила нас, как именно рисовать пейзаж или выклеивать его… не помню…»;

…Мы жили на верхнем этаже. И рисовали из окна небо, горы, природу… Наверное, это особенно важно для заключённых – видеть мир по другую сторону, знать, что она есть… Стихия свободы…

… Фридл говорила, как приступать к рисованию, как смотреть на вещи, как мыслить пространство. Как мечтать о чём-то, как воображать что-то, как желать делать что-то, как претворять фантазии. Каждый урок она меняла техники – то коллаж, то акварель, то ещё что-то. После уроков она собирала рисунки и уходила. Урок кончался так же стремительно, как начинался. Я панически боялась конца. Я готова была продолжать до ночи….» [1; с. 229].

Уроки рисования обычно проходили на чердаке дома L-410. По воспоминаниям Евы Штиховой-Бельдовой, которая была ученицей Фридл и ее помощницей, на чердаке стояли стол и две лавки, «а за ними нужно было, по указанию Фридл, рисовать и мечтать, вспоминать, ни о чем не думая, как и что получится» [1; с. 229].По некоторым данным, лавки же смастерил сам Павел.

Бумаги для рисования почти не хватало никогда. Ее приходилось искать, рисовали даже на уже использованной.Большая часть находившейся бумаги для рисунков — это оборотная сторона чертежей. Эти чертежи остались от учащихся бывшей Терезинской школы. В 1941-м году жителей Терезина депортировали, создав концлагерь, ставший новым местом жизни Фридл почти на 2 года.

Из описания комнат и строения самого лагеря, в которых пребывали дети и воспитательницы в гетто, становится понятно, что условия для занятий с детьми практически отсутствовали. Так, за столом на чердаке верхнего этажа могло разместиться максимум пятнадцать детей. Возникает вопрос, а сколько таких занятий могло быть? Безусловно, немного.

Занятия рисованием не ставят целью сделать всех художниками, они призваны использовать такие источники энергии, как творчество, самостоятельность, пробудить фантазию. Именно в творческой свободе реализуется ребёнок, а значит он способен видеть жизнь в ярких красках. Значит, и в концлагере можно оставаться свободным, находить в себе силы для жизни дальше, особенно если рядом дети. Значит, никакие обстоятельства не способны поработить сам дух человека, никакие обстоятельства не должны сломать человека и заставить его подчиняться.

В Терезине дети рисовали – они обращались к карандашу и бумаге как к своим спасителям. Но рисовать они стали только благодаря Фридл. Урок чаще всего начинался с разминки — ритмических упражнений. Здесь Фридл использовала метод своего учителя И. Иттена. Фридл также помогала создавать декорации и костюмы для детских игр. Именно она произвела колоссальное впечатление на многих детей, которые пережили Холокост. Некоторые из них до сих пор живы. Детские рисунки, которые же Фридл сберегла, даже уехав из Терезина, привез в Еврейскую общину в Праге В. Гроаг в 1945 году.

Но однажды, находясь в Терезине, Фридл отказалась рисовать с детьми. Одна из учениц, Эдна Амит, вспоминала: «Как–то я пришла к Фридл, в ее маленькую комнату, и она была грустна. Я спросила, что с ней, но она не ответила» [1; с. 230]. Оказалось, причина тому - отправка 5000 мужчин на строительство нового лагеря, по официальной версии.

Действительно, 28 сентября 1944 года Павел получил повестку об отправке. На самом же деле узников просто решили перевезти в Освенцим. Фридл, не думая ни минуты, записалась в добровольцы на следующий транспорт.

Фридл Дикер-Брандейс осталась с детьми до конца, не покинула их до последнего мгновения жизни. Она погибла вместе с детьми в газовой камере 9 октября 1944 г. Нелегкая судьба была у учителя, который своими методами обучения искусству учил жизни, при этом сам чувствовал смерть! Такая поистине великая миссия стоила ей жизни.

Наследие творчества подростков в концентрационном лагере - это уникальное явление, исключительное для всей истории искусства. В условиях голода и нехватки самого необходимого, когда смерть была неотъемлемой частью повседневной жизни, несовершеннолетние узники гетто, как ни в чем неповинные дети создали для мира портрет одного из самых жестоких периодов в истории человечества-Холокоста.

Таким образом, совместную деятельность Фридл Дикер-Брандейс с детьми в концентрационном лагере Терезин можно рассматривать как непреодолимое желание, даже в условиях гетто, научить детей видеть мир по-другому, преображать его в яркие краски, привнося при этом в их мир радости и улыбки. А это и есть настоящий подвиг. Из почти 660 авторов рисунков 550 были убиты во время Холокоста. Всего за годы войны через Терезин прошло более 12 500 детей, выжило около 1000.

Стоит отметить, что многие ученики Фридл Дикер-Брандейс, пережившие ужасы Терезина и Освенцима, стали искусствоведами, художниками, детскими врачами и художниками. Но все ее ученики, оказавшиеся в разных странах по воле судьбы, всегда убеждены в одном: самое огромное влияние на их жизнь и становление как личности оказала именно Фридл. Именно она научила их быть терпимее, добрее и внимательнее к людям. Именно ей они станут обязаны выбором профессии и на многое будут смотреть ее глазами.

Автор:
Целовальникова Дарья Евгеньевна,
МОАУ «СОШ №46» г. Оренбурга

Список источников и литературы:

  1. Макарова, Е. Вещность и вечность. / Е. Макарова / – М.: «САМОКАТ», 2014. – 250 с.
  2. Макарова, Е. Фридл. Документальный роман. / Е. Макарова. // «Дружба народов». – 2000. – №9. – 29 с.
  3. Макарова, Е. Фридл. Роман. / Е. Макарова / – М.: Новое Литературное обозрение, 2012. – 607 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены