РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие универсальных учебных действий на уроках ИЗО в начальной школе

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время невозможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства, так как современные школы работают по вариативным программам. В одном случае в основу обучения берётся рисование с натуры (В. С. Кузин), в другом акцент ставится на эмоциональном развитии школьников (Б. М. Неменский), в третьем больше внимания уделяется изучению народного искусства (В. Я. Шпикалова) и т.д., но ни одна программа не может обойтись без выполнения заданий, связанных с основами художественного изображения и декоративно-прикладных работ, так как это значительно обогащает мир ребёнка.

Цель исследования: определить эффективные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству, способствующие развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень развития универсальных учебных действий младших школьников будет повышаться, если на уроках по изобразительному искусству в начальной школе использовать нетрадиционные методы и приёмы обучения изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.

Задачи исследования:
1) проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) разработать комплекс методов и приёмов обучения изобразительной деятельности и декоративно прикладному искусству, направленные на развитие универсальных учебных действий
3) реализовать на практике разработанный комплекс методов и приёмов обучения изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству;
4) проанализировать результаты экспериментальной работы по определению влияния методов и приёмов обучения изобразительной деятельности на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

Изобразительное искусство пришло к нам из древности. Оно начинает своё развитие с наскальных изображений. Начало теоретического обоснования правил изобразительной деятельности принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, определённые каноны. Художники всех эпох старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения изобразительной деятельности было положено рисование с натуры. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к становлению жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, аниматический, исторический и т.д. [23, с.114–125]. Опора на различные художественные традиции (первобытное искусство, эллинистическую архаику, Древний восток, детский рисунок, древнерусское искусство, и др.) помогает эмоционально целостно переосмысливать действительность, ярко выражать свою творческую индивидуальность в искусстве [23, с.110–113]. Но изобразительная деятельность влияет не только на развитие творческих способностей, но и на развитие познавательной сферы ребёнка т.к. является специфическим образным познанием действительности и как всякая познавательная деятельность имеет значение для умственного развития детей. А также влияет на развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

К традиционным мы относим наглядные, словесные и практические методы обучения.
Нетрадиционным является использование на уроках рисования декоративно-прикладного искусства, введение коллективных заданий, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой; применение таких методов как: пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём "штамповки” рисунков и т.д. [с. 13-26; 26].
Б.М. Неменский в своей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» на уроках вводит игровую драматургию по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа [20, с.43]
О.А. Белобрыкина в своём труде «Маленькие волшебники или на пути к творчеству» отходит от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, рекомендует краской капать, брызгать, ставить кляксы, наносить краску на мокрый лист, рисовать пальцами, «носом», а кисточку советует заменить палочкой, зубной щёткой, свечой и др. Она описывает такие методы обучения изобразительной деятельности как, пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, рисование «носом», приём «штамповки» рисунков, рисование апельсинами и др.

Диагностическая работа проходила на базе МОУ «Начальная школа – детский сад № 72» города Краснодара в 1 «А» и 1 «Б» классах. Количество учащихся в 1 «А» классе – 17 человек, в 1 «Б» - 18 человек. Всего в эксперименте участвовали 35 учащихся. 1 «А» класс экспериментальный, 1 «Б» контрольный. Экспериментальная работа проходила в период с октября 2010года по май 2011года.
На констатирующем этапе экспериментальной работы нами были использованы типовые задания «Выкладка узоров из кубиков» (П.Я. Гальперин) [с. 86; 3], беседа по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка», задание «Рукавичка» (Г.А. Цукерман) [с. 132; 3] которые помогли нам установить исходный уровень развития у младших школьников универсальных учебных действий.
По результатам тестирования «Выкладка узора из кубиков» проведённого в 1 «А» и 1 «Б» классах было установлено, что при выполнении задания в 1«А» классе 58% (10 человек) и 50% (9 человек) в 1«Б» неорганизованно эпизодически ориентируются на образец и не систематически соотносят получаемый продукт с образцом; средства самоконтроля присутствуют, но не всегда эффективные; задание принято, сохранено, но адекватная мотивация отсутствовала т. е. не было проявлено интереса к заданию и желания его выполнить, после безуспешных попыток интерес к заданию был потерян; оценка своих действий была отмечена только при достижении результата, причины не достижения результата назывались не всегда адекватно; эмоциональная реакция адекватная только на успех, при неудаче – неадекватная. У 29% учащихся (5 человек) в 1 «А» классе и 33% (6 человек) в 1 «Б» классе при выполнении задания «Выкладывание узоров из кубиков» началу действия предшествует тщательный анализ, и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания; планирование действия самостоятельное; действия выполняются произвольно в соответствии с планом; средства коррекции и самоконтроля есть и применяются адекватно; задача была принята, сохранена, вызвала интерес и обоснованную мотивацию; план выполнения задания есть и адекватно используется; адекватный контроль по результату; реакция адекватная и на успех и на неудачу.
У 11 % учащихся (2 человека) из 1«А» класса и 16% (3 человека) из 1«Б» класса) отсутствует ориентация на образец при выполнении задания; хаотичные пробы и ошибки без учёта и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия; контроль своих действий отсутствует; задание не принято или принято не адекватно, не сохранено; оценка своих действий либо отсутствует, либо неадекватная; реакция на успех или неудачу парадоксальная либо отсутствует вообще.
При выполнении задания «Беседа по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»» было установлено, у что 17% учащихся (3 человека) «А» класса и 16% (3 человека) «Б» класса положительное отношение к школе при сохранение дошкольной ориентации; отдаётся предпочтение социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). Это говорит о низком уровне развития личностных учебных действий.
53% (9 учащихся) 1«А» класса и 61% (11 учащихся) «Б» класса положительно относятся к школе; проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. Это средний уровень развития личностных учебных действий.
У 29% (5 человек) «А» класса и 23% (4человека) «Б» класса положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) предпочитают социальный способ оценки своих знаний (отметки). Это говорит о высоком уровне развития личностных учебных действий.
При выполнении задания «Рукавичка» 23% (4 учащихся) «А» класса и 24% (4 учащихся) «Б» класса показали низкий уровень развития коммуникативных учебных действий: в узорах явно преобладали различия или вообще не было сходства, дети не пытались договариваться или не могли прийти к согласию каждый настаивал на своём.
У 50% (8 учащихся) «А» класса и 55% (10 учащихся) «Б» класса средний уровень развития коммуникативных действий: частичное сходство – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
23% (4 учащихся) «А» класса и 23% (4 учащихся) «Б» класса показали высокий уровень развития коммуникативных учебных действий: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором; дети активно обсуждали возможный вариант узора; пришли к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие; следили за реализацией принятого замысла.
После обработки результатов нами было установлено что, уровень развития универсальных учебных действий у учащихся в 1 «А» классе и в «Б» классе практически одинаковый.

На формирующем этапе экспериментальной работы нами был разработан и реализован комплекс методов и приёмов обучения изобразительной деятельности, способствующий повышению уровня развития универсальных учебных действий младших школьников, в котором были использованы такие методы и приёмы как: пальцевая живопись, клыксография, отказ от работы с предварительным карандашным наброском, нанесение краски на мокрый лист, коллективные задания, совмещение уроков рисования с музыкой, литературой, историей, трудом, применение декоративно-прикладного искусства. В разработанный нами комплекс для развития универсальных учебных действий, входят: упражнения «Рукавичка» (украшение пары рукавичек, украшение вязанного кошелька, украшение чехла для телефона); упражнение «Кляксы» (прорисовывание из клякс и пятен животных, растений, сказочных персонажей); коллективные задания «Рисование газеты к празднику» (газета к празднику «День защитника отечества», газета к празднику «Прощание с Масленицей», газета к празднику «Международный женский день», газета к празднику «Последний звонок»); поход в библиотеку и беседы на тему «Декоративно-прикладное искусство и народное творчество» (роспись по дереву и по фарфору, глиняные игрушки, матрёшка, резная деревянная игрушка).

На завершающем этапе экспериментальной работы после проведения комплекса упражнений в 1 «А» классе нами было проведено повторное измерение уровня развития универсальных учебных действий в обоих классах, которое показало что уровень развития универсальных учебных действий в 1 «А» классе значительно повысился, а в 1 «Б» классе остался на прежнем уровне.
По результатам повторного тестирования было установлено, что при выполнении задания «Выкладка узора из кубиков» у 47% учащихся (8 человек) в 1 «А» классе и 33% (6 человек) в 1 «Б» классе высокий уровень развития регулятивных учебных действий. У 53% (9 человек) в 1«А» классе и 48% (8 человек) в 1«Б» средний уровень развития регулятивных учебных действий. У 16% (3 человека) из 1«Б» класса низкий уровень развития регулятивных учебных действий. В 1 «А» классе низкий уровень развития регулятивных учебных действий отсутствует.

При выполнении задания «Беседа по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»» было установлено, что у 16% (3 человека) «Б» класса низкий уровень развития личностных учебных действий. У 41% (7 учащихся) « А» класса и 61% (11 учащихся) «Б» класса средний уровень развития личностных учебных действий. У 59% (10 человек) «А» класса и 23% (4человека) «Б» класса высокий уровень развития личностных универсальных учебных действий.
При выполнении задания «Рукавичка» 12% (2 учащихся) «А» класса и 24% (4 учащихся) «Б» класса показали низкий уровень развития коммуникативных учебных действий. У 50% (8 учащихся) «А» класса и 55% (10 учащихся) «Б» класса средний уровень развития коммуникативных действий. 33% (6 учащихся) «А» класса и 21% (4 учащихся) «Б» класса показали высокий уровень развития коммуникативных учебных действий.
Была отмечена положительная тенденция развития речи у учащихся из 1 «А» класса. У нас есть основания предполагать, что на повышение уровня развития речи младших школьников повлияли подобранные нами методы и приёмы обучения изобразительной деятельности, так как рисование является прекрасным тренингом мелкой и общей моторики. Исследователями института физиологии детей было установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме.
Нами было отмечено, что учащиеся 1 «А» класс стали более активными не только на уроках по изобразительной деятельности и технологии, но и на математике, русском языке, чтении, и особенно на уроках окружающего мира. Младшие школьники научились слушать и слышать речь учителя, стали грамотно оформлять свою мысль в устной и письменной речи, научились правильно формулировать и задавать вопросы. У них появился неподдельный интерес к заданиям специфически школьного содержания; оценка собственных знаний и реакция на успех или не удачу стала адекватной; предпочтение дошкольным способам оценки социального способа оценки своих знаний (отметкам) т.е нами было отмечено стремление младших школьников учиться, узнавать новое, получать оценки за достигнутый результат.

При наблюдении за учащимися 1 «А» класса и 1 «Б» класса во внеурочное время мы установили, что младшие школьники из «А» класса стали более жизнерадостнее, внимательнее, наблюдательнее, стали применять свои умения приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарности, извинения самостоятельно, стали лучше понимать чувства своих сверстников и овладели способами эмоциональной поддержки. Ребята из 1 «А» класса играли на переменах дружно, не споря и не ругаясь между собой, охотно откликались на просьбу учителя о помощи (полить цветы, вымыть доску, намочить тряпку и т.д.). тогда как учащиеся 1 «Б» класса играли на переменах отдельными компаниями, периодически спорили и ругались друг с другом, на просьбу учителя не реагировали, либо выполняли с явным нежеланием, проявляли своё неудовольствие.
Анализ результатов исследования показал, что правильное применение методов и приёмов изобразительного искусства в обучении младших школьников изобразительной деятельности приводит к повышению уровня развития универсальных учебных действий у детей.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены