РАЗРАБОТКИ
|
Изучение пунктуации при оформлении чужой речи на письмеСистема приёмов развития правописных пунктуационных навыков при изучении чужой речи. Однажды мне довелось допросить своих детей на тему того, что из пройденного по русскому языку или литературе им осталось непонятно. Мой сын, ученик 6-го класса, не задумываясь ответил, что наиболее сложным была и остаётся пунктуация, а точнее оформление на письме прямой речи. Мы расширили тему и решили охватить исследованием пунктуацию чужой речи. Актуальность исследования заключается прежде всего в том, что одной из основных задач русского языка является формирование у учащихся грамотности. И немаловажно при этом учесть, что современные школьники не следят за знаками пунктуации, используя для общения электронные гаджеты. Методика изучения пунктуации в школе основывается на трёх принципах: интонационном, синтаксическом и пунктуационном — это та основа, на которую следует опираться, чтобы усовершенствовать пунктуационные навыки учащихся во всех основных типах и видах предложений. В процессе формирования у школьников пунктуационных умений применяются различные виды списывания и диктанта, а также создание собственных высказываний. Немаловажную роль в подаче материала ученикам играют учебно-методические комплексы. В своём исследовании я взяла три комплекта и сравнила время, отведённое на изучение чужой речи в каждом из них. Мой вывод – идеального учебно-методического комплекса не существует, успешная работа возможна при комбинировании нескольких учебно-методических комплексов, что позволит готовить более интересные для школьников уроки и только углубит их знания по предмету. Обратим своё внимание на практику. Упражнений на формирование правописных пунктуационных навыков великое множество: и схематические диктанты, расстановка пропущенных знаков препинания, составление предложений только по знакам препинания. Действительно, упражнений много, было бы желание заниматься. А как раз с желанием зачастую у детей и проблемы. Моя задача была сформулировать задания таким образом, чтобы не только сформировать пунктуационный навык, но, в первую очередь, детей заинтересовать. Как-то то ли в развлекательной игре, то ли присутствуя на одной из организованных друзьями викторин, я стала свидетелем шифрования известных песен смайликами, которые широко используются в различных мессенджерах: будь то вотсапп, телеграмм, вконтакте. В эту игру с удовольствием играли не только дети, но и взрослые. И я подумала, что подобные ребусы можно составить для детей, изучающих пунктуацию чужой речи. В пятом классе это, конечно же, сказки. Я зашифровала две известные сказки и решила проверить ребус на сыне-шестикласснике. Условие: зашифровано ОДНО предложение с прямой речью. Результат неутешителен: ребёнок не смог составить это предложение, он видел сказку, и начинал пересказывать суть сказки от жили-были и курочка-ряба, не смотря на неоднократное повторение условия. Вывод – эти ребусы сложны для пятиклассников, хотя интерес вызывают небывалый. Сын ежедневно приходил из школы и спрашивал, зашифровала ли я ещё что-нибудь. Поэтому с пятиклассниками нужно выбирать темы отстранённые, допускающие вариативность в интерпретации. Если подобная подача материала кажется сложной, можно включать в задания слова. Этот способ прекрасен и при изучении пунктуации диалога. Можно шифровать как произвольные диалоги, так и известные песни или произведения. В 9-11 классах, когда с ребятами в основном материал повторяем и готовим их к правильному использованию в собственном тексте цитат, тоже полезно и интересно будет разнообразить урок подобными ребусами. Главное, чтобы задача, поставленная учителем, содержала в себе требование оформить текст письменно. Используя в работе материал близкий и понятный школьникам, мы имеем шансы не только привлечь большее внимание к предмету, заинтересовать детей, сделать уроки динамичными, благодаря новой подаче темы, но и обратить внимание учеников, насколько скуден мир картинок, на то, что все слова не заменишь смайлами и стикерами. На то, что прячась за смайлами, человек рискует навсегда остаться непонятым. И упускает возможность «адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения».
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены