РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Авторские куклы, авторские сказки…

Из опыта работы учителя ИЗО Кондрашовой Веры Павловны
МБОУ ООШ № 2 г. Ковдор Мурманской области

Очень трудно разграничить в жизни ребенка сказку, вымысел и реальность. Мы, взрослые, и сами порой видим себя в наших фантазиях в ином облике: смелые, успешные, влиятельные, красивые… А как любят фантазировать дети, в мире их фантазий рождаются  не только опыт вживания в наш реальный взрослый мир, но и выработка своих убеждений, своей жизненной позиции, самосознание. Да, это фантазия, игра, а Д. Б. Эльконин говорит, что именно «игра является для ребенка школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии». В наш рациональный век, когда теряют ценность нравственные устои,  добро и зло, отношение к ним в сказках становится очень важным для формирования моральных стандартов в душе маленького человека.

Программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского в начальной школе дает широкую возможность развивать творческое мышление, чувство прекрасного, способность на основе индивидуальной наблюдательности строить художественный образ, выражая собственное отношение к реальности. Здесь без фантазии, без сказки не обойтись, ведь она – мост в тот мир ребенка, где они действенно оценивают происходящее, и этот мир часто закрыт для взрослого. Но именно там зреет индивидуальность восприятия, именно изнутри приходит желание творить, изображая, украшая и строя…

Знакомство с тремя Мастерами-Художниками помогает детям и воспринимать произведения искусства, и свои создавать  через осознание и переживание предложенной ситуации, темы. Для детей эти мастера – живые люди, и так важно поддержать их в этом отношении.  В рабочих тетрадях по изобразительному искусству можно увидеть изображения этих мастеров, но мне захотелось сделать своих мастеров, которые могут двигаться, говорить, и главное: чтобы  их можно было потрогать, задать им вопросы, посмеяться, показать свою работу и получить первый отзыв о своем произведении… Первыми были отдельные перчаточные куклы,   и с такими куклами уроки  стали намного веселее, интереснее. Голова из папье – маше, (пригодились перегоревшие лампочки), поролоновые ладошки, надевающиеся на пальцы, кусочек ткани, - вот и вся нехитрая кукла.

И хотя все мастера говорили моим голосом, дети принимали условия такой игры. Сразу же встал вопрос: « Если это для детей живые объекты, то для них нужно создать и характер, и свои ситуации, и приемы нахождения выхода из ситуаций…»?

Так появилась нужда в сказках, которые рассказывали бы не только о каких-то искусствоведческих  методах, приемах работы и т.п., но и вносили бы в работу особые цели, мотивы, понуждение к выполнению работы самым лучшим образом. Дальше появилась кукла Фея, которая дарила Мастеру Изображения 3 главных, волшебных, но неуживчивых краски, которая играла с пластилиновыми человечками на полке, тем самым приводя к мысли о создании детской игровой площадки…

У мастеров стали проявляться в сказках их характеры: мягкий, деликатный Мастер Изображения, настойчивая и одновременно терпеливая Мастерица Украшений, смекалистый, веселый Мастер Постройки.

На тех уроках, где мастера работают вместе, класть одну куклу  на стол, брать тут же другую в руки было неудобно. Кукла теряла «жизнь», на глазах детей оставаясь без внимания. Для мира фантазии ребенка это было губительно. Думала, как сделать союз мастеров наглядным. Идею подсказала шведская игрушка, где на одном основании были и Красная Шапочка, и Волк, и Бабушка. Волк прятался в чепце бабушки сзади, а ее одежда не мешала воспринимать его Волком. Красная Шапочка появлялась на свет, если игрушку переворачивали  снизу вверх. Цветной подол платья Бабушки сменялся красным платьем Красной Шапочки.

Я сшила на одном  плотно набитом ватой стержне трех мастеров. Мастер Изображения и Мастер Постройки перекрывают друг друга головными уборами. При переворачивании куклы вниз появляется Мастерица Украшения.

Каждый раз появление нового мастера вызывает массу эмоций: всем хочется потрогать новую «живую» куклу, а когда кукла-модуль поворачивается, и мастера  меняются местами, у детей это вызывает удивление, смех.

Кукла, объединившая мастеров, рядом с ней – первые  отдельные куклы для уроков, где они работают порознь. Кукла Фея

А сейчас пришло время для сказок.

Моим первым куклам почти 20 лет, кукла-«модуль» чуть моложе. За эти годы у детей появились  современные красивые куклы, их трансформеры приобретают все более сложные и разнообразные формы, однако, мои далекие от совершенства куклы вызывают  до сих пор неизменный восторг.

При знакомстве с различными материалами, которыми работает художник, (2 класс 1 четверть) я рассказываю на уроке «Процарапывание» такую сказку:

«Наш Мастер Изображения накопил большую коллекцию своих работ и решил сделать свою выставку. Давайте напомним ему, какими материалами он работал: (дети вспоминают гуашевые краски, подаренные Феей, восковые мелки, подаренные благодарными пчелками,  пластилин, цветную бумагу…). На выставку работ были приглашены все жители окрестных сел. Многие радовались успехам нашего художника, восхищались его работами. Однако, на следующее утро наш Мастер не смог найти ящика, в котором хранились его материалы. Он очень огорчился. Что могло произойти? (Дети предполагают варианты: краски обиделись и ушли, материалы  украли и т.д. ).

В этот момент появилась Фея (поворачиваюсь с куклой на руке), и на все вопросы мастера она отвечала странной фразой: «В руках настоящего художника любой предмет может стать основой для шедевра». Фея исчезла (поворачиваюсь спиной и снимаю с руки куклу), а художник задумался. Разве можно гвоздем рисовать как кисточкой или мелком? А вы как думаете? (Выслушиваю ответы детей). Мастер решил, что вы правы, и стал процарапывать гвоздем верхний слой картона. Сначала было трудно. Линии не слушались, пришлось потренироваться.

Давайте и мы попробуем шилом или гвоздем процарапать верхний слой картона. (Делаем линии, штриховку, перекрестную штриховку, процарапываем пятно…). После тренировок вот что у Мастера получилось: (показываю презентацию с работами других детей). А теперь давайте и мы вместе с Мастером  сделаем выставку необычных работ, покажем, что в наших руках и гвоздь – основа для шедевра». Ребята работают.

В конце урока, когда дети показывают всему классу свои работы, получают отзывы Мастера и детей, сказка завершается: «Через некоторое время, художник снова пригласил всех соседей на выставку. Его выставка из картин, сделанных на картоне гвоздем и шилом, всех очень удивила и порадовала.  А на следующее утро в дверь художника постучал сосед. В его руках был ящик с красками, мелками, бумагой, глиной…Он сказал Мастеру: «Я думал, что с твоими материалами у меня получатся такие же работы, но не получилось. Вот твой ящик. Ты меня простишь?» (Ребятам предлагается принять решение для этой непростой ситуации). Мастер воскликнул: «Как я рад, что ты пришел сам, а не бросил ящик у дверей. Я тебя прощаю! Проходи! Мы будем с тобой вместе работать и учиться, находить новые материалы для работы» Так у нашего Мастера появился ученик и новый друг».

Сказка о Мастерице Украшений на уроке «Украшение и реальность». 2 класс. 2 четверть.

В некотором царстве-государстве жил-был царь. И был этот царь такой злой, такой угрюмый, что для него веселье было таким же врагом, как и армия соседнего царя. Не любил он веселых людей очень сильно! Взял он и запретил в своем царстве все праздники! А когда увидел, что люди продолжают радоваться, видя красоту украшений, запретил и украшения. Скучным и серым стало его государство, серые и скучные люди стали жить в нем. Но была в том царстве Мастерица украшений и решила она царя обхитрить. 

А как можно украсить себя, не используя украшения? (Выслушиваем предложения детей) В презентации показываю красоту паутинок с росинками, ягоды, грибы, снежинки, и дети догадываются, как можно перехитрить царя. Они сами продолжают сказку и придумывают конец серого царства.

Сказка, где работают вместе два мастера.

«Выражение намерений человека через конструкцию и декор» - урок третьей четверти второго класса. « На острове Буяне, что в море-океане живет князь Гвидон. Жена у него - Царевна-Лебедь, а ее братья, 33 славных богатыря, охраняют остров. Кто из вас знает, кто написал эту сказку и что в ней рассказывается? (Выслушиваются ответы детей).

А мы сегодня придумаем этой сказке продолжение. Князь Гвидон с царем Салтаном решили посмотреть мир, отправиться морем в дальние страны. Призвал князь Мастера Постройки и говорит: «Мне нужны корабли для дальних странствий прочные и надежные, чтобы штормы их не потопили и чтобы пираты в сражении их не разбили. И еще одно: задумали мы с батюшкой-царем Салтаном плыть в разные стороны, чтобы на другом краю земли встретиться. Сделай так, чтоб мы издали друг друга узнали». Стал Мастер думать, смекать, какие корабли сделать, стал книги корабельные читать, чтобы у других мастеров научиться. (Презентация с кораблями разных стран).

Что общего увидели вы у всех кораблей? В чем увидели разницу?  (Делаем на доске обобщенную схему корабля)

Стали строить с тридцатью тремя богатырями корабли. Славные, прочные получились. А как отличить от пиратского? Как не спутать свой корабль от чужого в море? (Предложения детей).

Позвал Мастер Постройки Мастерицу Украшений. Попросил украсить паруса и борта кораблей. А Мастерица Украшений говорит: не могу нос корабля украшать, паруса вышивать,  пока не узнаю – для кого корабль, для каких целей построен.

Права ли Мастерица? Зачем ей нужно это знать? (Высказывания детей). Рассказали ей богатыри и Мастер Постройки, для чего нужны украшения этим кораблям. Сели Мастерица и Царевна Лебедь с женщинами острова Буяна и вышили на парусах красивые рисунки.

Что вы ожидаете увидеть? (Продолжение презентации с украшениями носа корабля и парусов).  Далее  дети на практике  выбирают тип корабля и соответствующее ему украшение.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены