РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Методы и приемы социально педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ через индивидуальные занятия на дому

Клуб «Радость» для детей с ОВЗ осуществляет свою деятельность на базе Центра развития творчества г. Черногорска. На сегодняшний день в клубе занимаются 62 ребенка в возрасте от 5-18 лет, это дети с различными нарушениями здоровья (ОДА, нарушение слуха, речи, зрения; нарушение деятельности ЦНС, и прочие заболевания). Учебно - образовательная работа проводится в форме групповых и индивидуальных занятий, в том числе и индивидуальных занятий декоративно прикладным творчеством на дому.

В настоящее время можно отметить такую тенденцию, как усиление внимания к жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, осознание важности педагогической поддержки таких детей. Специалисты отмечают, что количество детей с ОВЗ растет. Некоторые заболевания позволяют детям посещать обычную школу, другие проходят обучение в специальных (коррекционных) школах, а есть и такие дети, которые вынуждены большую часть времени проводить в стенах своей квартиры.

Жизнь детей в среде, ограничивающей контакты с внешним миром, обедняет условия для приобретения социального опыта. В нашем учреждении в настоящее время возросло понимание важности социально педагогической поддержки развития детей с ОВЗ, что выражается в проведении индивидуальных занятий на дому.

На протяжении десяти лет я занимаюсь с детьми декоративно прикладным творчеством. Для многих детей с ОВЗ декоративно-прикладное творчество является основным видом деятельности, через которую происходит познание мира и выработка навыков работы с бумагой, картоном, тканью, соленым тестом, природным и бросовым материалом.

Для развития творческих способностей я использую нетрадиционные техники, экспериментирование различных художественных материалов, работа из природного материала (семян, круп, коры деревьев, скорлупы яиц и т.д.) соленого теста, бумаги и картона.

Материалы для занятий подбираю с учетом темы, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят. Причем если на первоначальном этапе детям трудно было овладеть способами работы с тестом, картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения ребята овладели различным техниками: тестопластикой, торцевание.

Индивидуальные занятия на дому приносят, положительные результаты.

Самое важное, появляется желание творить, созидать, проявлять себя творчески. Дети испытывают «ситуацию успеха». Они наглядно видят, ощущают результаты своего труда, через участие в фестивалях, конкурсах, выставках различного уровня. Занятие декоративно прикладным искусством обогащают творческие стремления детей преобразовывать мир, развивают в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность.

Для более успешного проведения индивидуальных занятий на дому педагогам, работающим с такими детьми, могу дать несколько рекомендации:

Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как и к другим детям.

В отношении к таким детям порой можно встретить унижающую жалость. А это, по моему мнению, делать не нужно. Доброжелательная манера общения, оптимизм, искренний интерес и внимание к ребенку позволяют создать на занятии доверительную атмосферу и способствуют возникновению у ребенка не только интереса к предмету, но и интереса и доверия к педагогу как к личности.

Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:

  • Снятие страха - «Ничего страшного……»
  • Скрытая инструкция – «Ты помнишь, что…..»
  • Авансирование – «У тебя получится….», «Ты сможешь….» Говорите это искренне и уверенно.
  • Усиление мотива – «Нам это нужно для …..» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
  • Педагогическое внушение – «Приступай же…»
  • Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получается замечательно..», «Сегодня ты хорошо рассказал о….»

Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Приемы:

  • Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
  • Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
  • Формируйте веру в успех
  • Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…., сможешь и сейчас).

Дайте ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Индивидуальные занятия на дому с детьми с ОВЗ приближают нас к решению таких задач, как, введение детей в социум, приобщение к жизни на уровне их психофизических возможностей, а с другой, - привлечение внимания общества к таким людям и стимулирование отношения к ним, как к полноценным и полноправным членам общества. Все это подчеркивает важность индивидуальных занятий на дому, в ходе которых осуществляется развитие личности ребенка. Эту работу нужно продолжать, охватывая детей, которые в этом нуждаются.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.