РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе

Тема моего выступления «Из опыта подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе». Может быть, звучит слишком громко, потому что каких - то выдающихся результатов у меня нет: в основном победители и призёры районного уровня, две мои ученицы участвовали на краевом уровне (2016 г. – Беляева Елена, 2018г.- Гавшина Валерия). Девочки не стали призёрами, но выступили достойно.

Методические подходы подготовки к олимпиадам могут быть разными. Учитель сам решает, как работать с учащимися. Но какие условия важно соблюдать? Опираясь на собственный опыт, а также на опыт коллег (статья Дьяченко Ольги Анатольевны «Подготовка к олимпиаде по литературе»), пришла к таким выводам:

Больше читать

Прекрасно, если в классе есть ученики с хорошей памятью, с развитой логикой, высокими интеллектуальными способностями. Они вполне могут быть потенциальными участниками олимпиад. Но участники олимпиады по литературе должны быть начитанными, должны хорошо ориентироваться в содержании произведений как программных, так и непрограммных.

Олимпиада – это не ЕГЭ, где присутствует кодификатор и все темы и произведения можно взять только оттуда. Во время тура может попасться что угодно. Значит, в первую очередь подготовка к олимпиаде по литературе включает в себя ЧТЕНИЕ произведений и критической литературы. Участники должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но уметь анализировать произведения. Желательно после прочтения художественного текста читать критические статьи, запоминать авторов статей.

Теоретические знания

Участник олимпиады по литературе должен знать основные понятия теории литературы, которые изучаются постепенно, от класса к классу. При подготовке необходимо повторить эти понятия.

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы следующие умения и навыки (по материалам Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2017/2018 учебном году):

  • определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
  • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; знать особенности стихосложения;
  • определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
  • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

Я бы добавила, что нужно знать периоды и направления, знать их представителей, ознакомиться с биографиями писателей и поэтов, чье творчество изучается в школе.

Практические навыки

Участник должен уметь применять все имеющиеся знания на практике при выполнении тестовых заданий, написании сочинений на литературную тему, анализе литературного произведения или его фрагмента.

Следовательно, при подготовке к олимпиаде необходимо предусмотреть практическую часть, когда ученик выполняет примерные задания олимпиады. Такие задания можно найти в интернете, также можно воспользоваться олимпиадными заданиями прошлых лет. На сайтах с олимпиадными заданиями выкладываются работы победителей прошлых лет, их стоит почитать и обсудить при подготовке к олимпиаде.

Олимпиадная работа включает в себя анализ текста, творческое задание и тест. Важно знать критерии оценивания олимпиадных заданий.

Критерии оценки аналитического задания.

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность в использовании фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов .

2 тур. Творческое задание.

Второй тур – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, ведущего блога, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

Задания этого тура разнообразны и варьируются год от года.

Примерные задания:

1. Ответы на нестандартные вопросы («умный тест»).

2. Вам, как успешному участнику Всероссийской олимпиады, предложено выступить в качестве одного из составителей электронной филологической библиотеки олимпиадника.

В неё могут быть включены разнообразные исследования (историко-литературные и критические монографии, статьи, биографии писателей, комментарии к отдельным произведениям), которые полезно прочитать вашим товарищам при подготовке к олимпиадам по литературе (а в перспективе — и к поступлению на филологические специальности вузов).

Материалы, включённые в библиотеку, должны быть доступны для школьника, интересны и познавательны, расширять кругозор и учить анализу литературного произведения.

Выберите одну такую работу из числа прочитанных вами и в любой форме (письмо, заявка на издание, развёрнутая аннотация) порекомендуйте её редколлегии для включения в библиотеку. Ваша задача — рассказать о ней максимально конкретно и точно, объяснить, почему именно её нужно включить в библиотеку, чем она может быть полезна участнику олимпиады, что в ней самое важное и существенное. Не забудьте указать её название и автора. Рекомендацию оформите письменно. Постарайтесь не превышать объём в 500 слов.
3. Опираясь на стихотворения, посвящённые личности и творчеству А.С. Пушкина, напишите эссе (очерк), которое будет представлять собой литературный портрет поэта — таким, каким его увидели авторы-«потомки». Продумывая эссе (очерк), мысленно ответьте на вопросы: Какие аспекты биографического мифа Пушкина востребованы поэтами ХХ века? Какие темы и мотивы творчества поэта привлекли их внимание? Какой образ поэта может увидеть современный читатель в тех «литературных зеркалах», которые составили данную подборку? Какими стихотворениями, по-вашему, необходимо её дополнить? Укажите в эссе (очерке) их названия и авторов. Как эти новые стихотворения могли бы изменить сложившийся образ Пушкина?

Придумайте такой заголовок для своего эссе (очерка), который бы наиболее точно указывал на смысловые акценты образа поэта. Ориентировочный объём эссе (очерка) — 700—800 слов.

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

Выполнение этого задания позволяет учащимся проявить творческую фантазию, без которой невозможно представить полноценного читателя. Но не менее важно умение учитывать особенности речевых жанров (наличие адресата, если избирается форма письма), умение выдержать единство тона, эмоционального строя в описании, его соответствие выбранному эпиграфу.

Критерии:

1. Разнообразие деталей и достаточная степень проработанности описываемого ландшафта, значимость попутных наблюдений, умение включить в описание характерные подробности городского пейзажа (или картины природы).

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

2. Соответствие описания избранной жанровой форме письма, дневниковой записи, заметке в блоге или на странице в социальных сетях.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

3. Соответствие эмоционального строя созданного текста тональности эпиграфа.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5

4. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

Итог: максимальный балл 30.

Часы на элективные курсы по подготовке к олимпиадам не дают, на факультативных занятиях готовим к экзаменам, поэтому работа ведётся на уроках, индивидуально после работы (ближе к олимпиадам). Тех учащихся, которые будут участвовать в олимпиадах, прошу читать произведения с опережением, если не читали летом. Задания даю дифференцированно, например, тот же анализ прозы, поэзии. На «3» - ближе к выводу, на «4»и «5» -анализ. В начале урока провожу разные викторины по изученным произведениям, по биографии писателей. Такие викторины любят готовить сами дети. Это у нас своеобразные пятиминутки. Пишем много. Поэтому, если есть необходимость, участника олимпиады могут заменить другие ребята из класса.
Конечно, не хватает индивидуальной работы в течение года: результаты, наверное, были бы выше.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены