РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Семья и школа: от мирного сосуществования - к эффективному сотрудничеству"

Баханова Наталия Владимировна, 
учитель русского языка и литературы 
МОУ СОШ № 21 г. Рыбинск Ярославской области.

«Viam supervadet vadens». Сенека

В потоке многочисленных учительских дел часто поддаешься искушению остаться просто…БЕСКРЫЛЫМ…

«И чему их только в школе учат?»

Лет пятнадцать назад, на заре своей педагогической деятельности, я совершенно серьёзно верила в то, что знаю о воспитании всё. Ну, почти всё. В один из дней учебного года я возвращалась из школы. Городской транспорт располагает к размышлениям. Вот и тогда – мысли, планы, идеи…

Где-то недалеко от меня разговаривали две пожилых женщины. Вероятно, давно знакомые, они не виделись много лет, и теперь рассказывали друг другу о своей жизни. Одна сетовала на сына, жизнь которого, по-видимому, сложилась не очень успешно. Я не прислушивалась, но невольно слышала обрывки фраз. Свой рассказ женщина закончила словами: «И чему его только в школе учили?» Тут меня словно током пронзило. И, совершенно не испытывая никакого сострадания к бедной женщине, я подумала с возмущением: «Какое отношение школа имеет к неудачам Вашего сына? Воспитывать надо было лучше…» Внутренне вдоволь навозмущавшись, я решила: « Ну, уж я-то ни на кого не буду надеяться в воспитании своих детей!»
Вскоре я забыла про этот случай…

«В садике научат…»

Прошло лет пять. Моя дочь уже посещает детский сад, а я снова в школе. Опять мысли, планы, идеи…
Времени не хватает: столько надо успеть. А тут ещё дочка никак не научится ложкой есть, как следует. А мне всё некогда. Где бы дать ребенку возможность самой научиться. Куда там! Проще взять и накормить. Не скрывая раздражения в очередной раз, я подумала: « Ну, ладно. В садике научат». И тут в памяти всплыло воспоминание о той старушке, несчастной женщине, которая отработав смену, возвращалась домой в надежде, что её сына за этот день научили не только писать и считать, но ещё и чему-то прекрасному, достойному, хорошему…

Стало стыдно… за жестокие мысли тогда и свои нынешние лень и слабость. Однако вместе с тем пришло понимание: родители готовы доверить педагогам самое дорогое, что у них есть, своих детей. Это ДОВЕРИЕ дорогого стоит! И в умелых руках оно способно творить настоящие чудеса.

«В наше время девочки из-за троек плакали!»
Все дети – разные! Аксиома.
А родители?

Свою первую итоговую тройку я получила на первом курсе в институте. Вытянув билет, поняла, что не знаю «на отлично», испугалась и… не стала отвечать. При пересдаче ответила «на хорошо», но балл сняли, в итоге – «три». Приехав домой, я рыдала полчаса. Казалось, мир рушится…

Моя дочь прекрасно рисует, преподаватель художественной школы говорит, что она одарённый ребёнок и большая умница. А по математике у нас «тройка». Мой супруг говорит: «Когда я учился в школе, девочки из-за троек плакали». А меня жутко злило, что моя дочь (о, ужас) не «хорошистка». До тех пор, пока я не поняла: меня терзают собственные амбиции. И как часто видишь взрослых, чьё самолюбие ущемлено тем, что их дети не успевают так, как им хотелось бы. Я знаю, я прошла через это…

«Из искры возгорится пламя…»

Когда ребёнок успешен, всем хочется быть сопричастным. А если неуспех?

Что греха таить, каждый из нас хоть раз говорил: «Он дома ничего не делает. Родители ребёнком совсем не занимаются».
А родители… Помните? – «Чему их только в школе учат?!»

Я и сама склонна была предполагать, что неуспешность моего ребёнка по математике – вина учителя. (Ещё бы! Признать то, что ты уделяешь мало внимания собственному ребёнку, не всем по плечу). Но никогда нельзя говорить при ребёнке, что его учитель некомпетентен.

Были у меня лет десять назад два ученика: очень неглупые ребята. И мамы их с высшим образованием. Но вздумалось этим мамочкам «косточки перемывать» учителям своих мальчиков. Вот так они, сидя на кухне (поскольку дружили) и проводили вечера: ругая, «на чём свет стоит» наставников своих гениальных детей. А те и рады были поверить, о чём радостно рассказывали и мне, и одноклассникам. Знаю, и мне не раз доставалось в их разговорах. У меня тогда не хватило смелости вызвать их на откровенный разговор. До сих пор виню себя за это…

Сначала в глазах этих мальчиков упал авторитет учителя, а позднее, в подростковом возрасте, и сами мамы утратили прежний авторитет. Непросто потом нам было его восстанавливать…

Любой член коллектива, будь то семья или класс, должен иметь шанс быть услышанным. НЕ ЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ. Позвольте высказаться детям, родителям, делитесь своими переживаниями. Недомолвки – враг взаимопонимания. Но требуйте мотивированных суждений, не допускайте пустой болтовни! Вместе стремитесь к истине!

Номер моего телефона есть в записной книжке родителя любого из моих учеников, кто пожелал его иметь. И если есть недопонимание между взрослыми, (а оно так или иначе периодически неизбежно), то решается оно, прежде всего взрослыми. Не опускайтесь до взаимных обвинений. Искры недоверия способны разгореться в огромный пожар, испепеляющий искренность и взаимопонимание.

«Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?» Конфуций 

Семья и школа…

Две составляющих воспитания с общим субъектом – ребёнком. Как в семье, так и в школьном коллективе: без взаимоуважения нет шанса на успех. Но как прийти к нему, искреннему и настоящему? И опять-таки все начинается с доверия.

Не жалейте времени на тех, кем дорожите, и вместе с необыкновенной радостью общения вы приобретете бесценный опыт и долгожданное, столь необходимое, ДОВЕРИЕ. Потратьте выходной на общение с детьми и их родителями. Возьмите с собой членов своей семьи. Пусть ребята видят, что вы – обычный человек, пусть родители убедятся, что вам можно довериться. Рассказывайте о себе, своих увлечениях, истории из опыта преподавания. Будьте искренними, и получите взамен искренность. Помогите понять родителям, что ваше общение с их детьми – это не просто работа…

Особенно любим мы зимнее катание с гор. Мы ВМЕСТЕ играем в снегу в футбол, жарим сосиски на костре, радуемся общению. Только в непринуждённой обстановке внешкольных мероприятий можно открыться и приблизиться к вожделенному доверию. Такое общение показывает детям, что окружающие их взрослые уважают друг друга, а значит, и им, детям, можно довериться, не боясь, что будут не поняты. Но не рассчитывайте, что так просто заслужить их уважение. Прежде вам предстоит принять множество решений, совершить множество поступков, сказать сотни нужных слов без малейшего намёка на несправедливость. Более того, представления о справедливости у людей разные, как и сами они. Поэтому не жалейте времени на то, чтобы объясниться. Сопоставьте факты вместе, вместе примите решение. А вдруг Вы сами не правы?

«Я знаю только то, что я ничего не знаю». Сократ

Я убеждена, что в процессе сотрудничества семьи и школы формы работы (при всём их многообразии) не так важны, как мотивация, с которой участники диалога вступают в общение друг с другом. Поэтому важно понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за своих детей, важно суметь встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами. Надо стать частью семейной микросреды своих учеников и сделать родителей ученика – частью его школьной микросреды как участников общего педагогического процесса.

Главное, чтобы не угасала потребность в общении и оно было искренним. И тогда неизбежно придёт вознаграждение в виде осознания счастья от того, что делаешь.

А если всё же сильно искушение остаться просто…БЕСКРЫЛЫМ…, я просто вспоминаю, что каждый из них, моих учеников, независимо от степени своей успешности, - чья-то «мамина радость» …
И это, пожалуй, самое главное знание!

Всего комментариев: 44
avatar
1 Анна23 • 12:38, 16.10.2013

Статью прочитала на одном дыхании. Жалею, что сама не приняла участие smile
avatar
2 dbrecz • 20:17, 31.10.2013

Да, важно не очерстветь heart
avatar
3 Porl_King • 13:43, 23.11.2013

respect
P.S. С.Ч
avatar
4 rfhbyf • 15:29, 24.11.2013

biggrin
avatar
5 ПучковД • 17:34, 24.11.2013

up
avatar
6 callin • 18:16, 24.11.2013

smile
avatar
7 patty • 21:54, 24.11.2013

up статья всех статей !
P.S Ал.Кс
avatar
8 Oliver_Wood • 07:21, 25.11.2013

happy здорово!
avatar
9 Recreant • 08:32, 25.11.2013

thumb согласен,статья класс!
avatar
10 bahan1809 • 19:24, 25.11.2013

Спасибо за поддержку.
avatar
11 AlyonaRyb • 10:38, 26.11.2013

Очень понравилась
avatar
12 vektor • 19:11, 27.11.2013

heart
avatar
13 ФедорДостоевский • 13:50, 29.11.2013

cool оценили с мамой вместе
up
avatar
14 Ванька • 12:48, 01.12.2013

up
avatar
15 nikdzhigurda • 13:17, 07.12.2013

Автор молодец, всё правильно сказали!!Браво biggrin heart hands
avatar
16 фрида • 16:01, 08.12.2013

Статья великолепная. Я и мои родители в восторге. Они прислушались к вашей статье и зделали для себя большие выводы. Спасибо. smile
avatar
17 werrio5 • 14:03, 09.12.2013

Присоединяюсь к высказыванию nikdzhigurda, статья отличная!
avatar
18 Ирина_Евгеньевна • 15:47, 09.12.2013

Хорошая статья. Среди массы однообразных - особая. И структурой изложения: абзацы, подзаголовки облегчают восприятие, помогают разделять текст на смысловые единицы, а потом - парадокс - и связывают всё в единый комплекс. И ненавязчиво вставленными умными мыслями великих. И разговорным (не заумным) стилем речи. И - слава русоведам! - отсутствием ошибок. И - главное чуть не забыла - идеей!!! Тема конкурса выдержана, ура! Главная мысль статьи: "Учитель, помоги ребенку оправдать надежды родителей". И - хотя не разложено по полочкам ее доказательство - она, идея, прослеживается в плетеном узоре сюжетов. Бабушка в автобусе. Мамочки на кухне. Телефон учителя в записных книжках родителей. Зимнее катание с гор. Всё работает на доказательство идеи. Идея ясна. Не будь равнодушен, учитель. Люби чужого ребенка, как своего. Оправдывай возложенные на тебя надежды...
avatar
23 bahan1809 • 16:09, 10.12.2013

Уважаемая Ирина Евгеньевна, для меня большая честь услышать слова одобрения от настоящего Профессионала. Спасибо за Ваш комментарий.
avatar
19 britneyspears • 17:41, 09.12.2013

Хорошая работа!
avatar
20 LiliK • 19:32, 09.12.2013

Хорошее эссе. Правда затянуто слегка
avatar
21 • 19:45, 09.12.2013

Вроде бы, все просто и так понятно. Но насколько прочувствована тема, какая тонкая ее подача. Приятно осознавать неравнодушие и искренность педагога. Молодец!
avatar
22 BritneySpearsIsWorking • 23:21, 09.12.2013

Хорошо поработали! Бритни это нравится!! cool
avatar
24 Haribo • 20:57, 10.12.2013

Очень понравилась smile
avatar
25 100Кира • 19:40, 11.12.2013

Удачи! hello
avatar
26 ValeI • 20:37, 12.12.2013

Болею за вас! up
avatar
27 Dar88 • 22:11, 12.12.2013

Достойно победы. Удачи! v
avatar
28 IrOz • 01:11, 13.12.2013

Мои поздравления heart
avatar
29 rhfcjdth • 19:57, 13.12.2013

respect
avatar
30 Поттер • 00:47, 14.12.2013

Гарри и Дамболдор одобряют smile smile smile В Хогвартсе не хватает таких профессионалов преподнести правильную мысль. Спасибо. up yes
avatar
31 vanusha1941 • 13:26, 14.12.2013

Браво!!Я хоть и дедушка..но всё понимаю, эх..... cry
avatar
32 NP94 • 18:48, 14.12.2013

Удачи! cake
avatar
33 gale4kahot • 20:23, 14.12.2013

Замечательно!
avatar
34 Лопушок • 20:30, 14.12.2013

Отличная работа! hands
Удачи) Мы с Дамболдором будем за Вас болеть:)
avatar
35 Паулина • 20:54, 14.12.2013

Желаю только победы!
avatar
36 Gorina • 21:54, 14.12.2013

Удачи, подруга flower
avatar
37 Шор • 22:17, 14.12.2013

Болеем всей семьей.
avatar
38 PU • 22:37, 14.12.2013

heart
avatar
39 wolk98 • 22:53, 14.12.2013

ЗА моего учителя!
avatar
40 just • 22:54, 14.12.2013

Очень понравилось smile
avatar
41 nastya777 • 22:59, 14.12.2013

:):) Очень понравилось.
avatar
42 thtvf • 23:39, 14.12.2013

Ваша статья лучшая. И то, что Иванова Любовь Викторовна за два часа набрала около 150 голосов не говорит о том, что ваша статья хуже. Просто там пальцы быстрее. Горжусь вами.
avatar
43 arinaarina • 19:32, 15.12.2013

Очень хорошая статья hands hands hands
avatar
44 NoName • 19:40, 15.12.2013

Мне очень понравилось! biggrin
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены