РАЗРАБОТКИ
|
Интерактивные методы обучения как способ решения проектной задачи в урочной деятельности младших школьниковОтличительной особенностью нового стандарта начального образования является деятельностный подход, ставящий главной целью образовательной деятельности развитие личности обучающегося, а одним из ведущих показателей уровня достижений обучающихся овладение ими коммуникативной компетентностью, умением добывать и пользоваться полученной информацией. [3]. Эффективным способом решения данной задачи является организация проектной деятельности, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Но, для полноценной проектной деятельности с младшими школьниками, необходимо подготовить «почву». Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут послужить проектные задачи. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение нового результата для ребенка. Через опыт решения серии подобных задач на протяжении всех лет обучения в начальной школе младшие школьники осваивают основы проектной деятельности[1.]. Для завлечения обучающихся в процесс решения проектной задачи, использую интерактивные методы обучения. Интерактивные методы обучения – это способ достижения учебной цели через построение диалога, в процессе которого происходит взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса; учебный процесс организовывается таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают; каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. На таких уроках ученики моделируют жизненные и производственные ситуации, совместно решают проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации [4]. Работая в направлении подготовки обучающихся к проектной деятельности, формировании коммуникативной культуры, возможно использовать на уроке следующие интерактивные методы обучения. Дискуссию, так как этот метод повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Например, используя вид дискуссии «Мозговой штурм», обучающимся может быть предложено задание в группах: Составить словарь этнокультуроведческой лексики по тематическому признаку: предметы быта – кочерга, ушат, лежанка; одежда – сюртук, душегрейка; национальные блюда – щи, студень, похлебка, блины и т.д. Обучающимся необходимо найти происхождение слов, используя словари, дополнительную литературу, толкование каждого из слов, сгруппировать слова по тематическому признаку. Работа по заданию происходит в малых группах, далее обучающиеся защищают получившиеся словари, соблюдая правила дискуссии. Метод ключевых эвристических вопросов. Работая над лексическим значением слова «природная зона» учитель предлагается ответить на вопросы: Как возникло это слово? Где возникло это слово? Что оно обозначает? Этот метод возможно использовать, также, например, для определения обучающимися толкования слова в определённом контексте. Например, сравни значения слова «верный» в предложениях: «Верный товарищ никогда не оставит в беде». «У Маши верный ответ». Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный, преданный, точный, правильный. С помощью вопросов обучающиеся делают вывод о значении слова в разных контекстах. Метод «Карусель», предполагающий активное взаимодействие обучающихся друг с другом; класс делится на группы – два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на нахождение отличительного признака жанра «былина», приведи примеры произведений, назови выдающихся писателей, работавших в данном жанре. В толковом словаре найди значение этих слов». Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа: «Найди отличительные признаки литературного жанра «рассказ»». После смены партнера, все обучающиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием, и весь алгоритм повторяется заново. В рамках метода «Мозговой штурм» обучающиеся в группах подбирают слова, ассоциирующиеся со словом «геометрические фигуры» (объемные фигуры, конус и т.д., в зависимости от изучаемой темы) и оформляют запись на листах A3 в форме «солнышка». В диске солнца записывают слово «геометрические фигуры», а на лучах – слова-ассоциации. Далее обучающиеся в группах работают над вопросом: Что такое «геометрические фигуры»? Обучающиеся от каждой группы представляют полученные ответы. Следующим шагом станет работа обучающихся в группах над заданием: «Определите значение геометрических фигур в жизни человека». «Реклама» – метод, используемый для проработки обучающимися в группах значения данных оборотов речи: владеть собой, выдержать характер, много думать о себе, от чистого сердца, принять близко к сердцу и т.д. В рамках метода «Круглый стол», каждая группа представляет результаты работы. Учителем обговаривается заранее, что приветствуется творческая подача, «реклама» значения предложенных словосочетаний. Обучающимся предлагается адаптированная игра «Снежный ком». Сначала, учитель включает запись, при прослушивании которой, обучающиеся слышат «хруст снега», «ливень», «гром», «шум водопада» и др., далее обучающимся предлагается записать слова, ассоциирующиеся с прослушанной музыкой, главное явление, которому посвящена запись, далее составляются два-три предложения на данные темы, предлагается нарисовать слова, вспомнить истории из жизни, связанные с этим словом, рассказать их друг другу в группах, записать ещё слова, связанные с данным словом по содержанию, цвету, звучанию и т.д. Итогом работы становится коллективное определение понятия, над которым работали на уроке и написание сочинения. Такой метод обучения позволяет обучающимся устанавливать связи между словами, подбирать к слову синонимы, антонимы, родственные слова. В рамках метода «Дерево решений», каждой группе обучающихся необходимо объединить предложенные картинки по тематическим группам, назвать обобщающее слово каждой из групп (например, малина, клубника, черника – ягоды; самолёт, поезд, автомобиль – транспорт и т.д.). Работая в группах, обучающиеся делают своё «дерево», каждая ветка которого – отдельная тематическая группа предметов с обозначенными названиями, выделенным обобщающим словом. Итогом работы станет защита обучающимися не только «дерева», но и мини-сообщения об этимологии, родо-видовых, синонимических, антономических связей обобщающего слова одной тематической группы предметов. При изучении слов-неологизмов возможно использование вышеописанного метода «Аквариум». Класс делится на две группы. Первой группе обучающихся необходимо найти в словарях толкование слов-неологизмов «имидж», « триллер», «мультимедиа», «интервью», «дизайнер», «первопроходец» и т.д. Вторая группа работает над поиском толкования и современных синонимов слов-архаизмов (очи, уста, злато, молвить и т.д.). Итогом работы станет представление группами результатов работы, пополнение словарей обучающихся толкованием слов-неологизмов и составление таблицы архаизмов с их современными синонимами. Обучающимся предлагается в группах провести мини-исследование на темы «Просторечные слова в произведениях по литературному чтению для 4 класса», «Диалектизмы и жаргонизмы в речи моих одноклассников» и др. После представления группами результатов исследований, обучающимся предлагается подобрать к исследованным словам синонимы, соответствующие литературной норме. Итогом работы может стать выставка плакатов на темы «Можно и нельзя употреблять в речи слова», «Говори и пиши правильно» и др. Следует подчеркнуть, что в приобщении детей к работе над проектными задачами необходимо нацеливаться не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребенка, вовлечь его в исследование, побудить к самостоятельному поиску. Список источников
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка и литературы |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены