РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность как основа формирования общеучебных умений и навыков

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн

Когда я иду на урок, мне всегда хочется подарить детям праздник познания, увидеть блеск и радость в их глазах, помочь преодолеть страх перед новым, неведомым, создать психологический комфорт для каждого ученика, чтобы ему вновь и вновь хотелось возвращаться за парту.

Что такое урок? Каким он должен быть для современных детей? Ведь ученик 21 века отличается от школьников прошлого столетия. Да и образовательные стандарты ставят перед нами новые задачи: формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть открытыми для новых мировых контактов и культурных связей, готовить школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологическом обществе. Это задачи достижения высокого уровня социальной компетенции, социального самоопределения, конкурентоспособности и, следовательно, жизненного успеха.

Основная цель современного образования - научить школьника учиться. Иначе говоря, УЧИТЬ СЕБЯ.

Одним из эффективных средств решения поставленных задач является проектная деятельность.

Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета».

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

  • направленность на достижение конкретных целей;
  • координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
  • в определенной степени неповторимость и уникальность

Проектная деятельность, по мнению психологов, помогает устранить несколько проблемных особенностей детей младшего школьного возраста.

Возрастные особенности: слабость произвольного внимания
Пути решения через проектную деятельность: проектная деятельность позволяет неоднократно включаться в работу и удерживать внимание ребенка.

Возрастные особенности: быстрое утомление при однообразной работе
Пути решения через проектную деятельность: предполагает разнообразные виды деятельности: поиск, продумывание, рисование, общение, письмо и т. д.

Возрастные особенности: младшие школьники любят коллективные занятия, но у них отсутствует навык совместной и самостоятельной деятельности
Пути решения через проектную деятельность: проектная деятельность предполагает работу в паре, группе, коллективе всего класса, формирует коммуникативную компетентность в сотрудничестве.

Возрастные особенности: начало осознания моральных устоев
Пути решения через проектную деятельность: учит быть собеседником, уважать мнение других, помогать товарищам, формируется позитивная самооценка, самоуважение

Такая работа оптимально соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего школьного возраста.

Система проектной деятельности охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность. В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, во внеурочное время (через кружковую работу).

В связи с этим уроки и внеурочные мероприятия планируются с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной деятельности.

С моими учениками, первоклассниками, я начала работу с коллективных игр, которые способствовали формированию коммуникативных компетенций. Затем проводилось несколько тренировочных занятий на формирование умений самостоятельно и совместно принимать решения, на решение творческих задач. Например: дорисуй предмет самостоятельно. Затем аналогичное задание предлагалось группе детей: продолжи рассказ на определенную тему, подбери слова (ассоциации). Еще одно из интересных занятий – это постановка сказки по обозначенным ролям и т.д.

После того, как дети научились немного слушать, слышать своего одноклассника, принимать общее решение, спокойно реагировать на замечания со стороны ребят, мы начали постепенно заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Самым главным было научить ставить перед собой задачи и давать ответы на мотивирующие вопросы. (Что мы знаем? Что хотим узнать? Как можно это сделать? Что получилось? Что не получилось? Что ещё нужно дополнить?).

Сначала работали над следующими типами проектов:

  • ознакомительно-ориентировочный (это тип проекта направлен на сбор информации о каком-то объекте);
  • игровой (это могли быть игровые путешествия с конечным результатом, продуктом).

Затем перешли к исследовательским проектам (сформулирована проблема исследования, осуществлено выдвижение гипотез, сделаны выводы, оформлены результаты). Следующий этап - творческие проекты (в таких проектах следует договориться о планируемых результатах и форме их представления).

В ходе такой работы мы с ребятами подготовили несколько проектов.

Вот самые интересные.

1 класс.

Предмет: Обучение грамоте

Тема: Изучение букв

Проект:

  • Как я представляю буквы. (Индивидуальная работа, моделирование из пластилина различные буквы, украшение их бисером, бусинками. Результат - выставка работ для родителей)
  • Записная книжка (создание записной книжки с телефонами одноклассников.)

Предмет: Литературное чтение

Тема: Загадки, считалки, скороговорки

Проект:

  • Книжка-раскраска «Азбука в загадках». (Составление загадок о любимой букве. Результат – общая книжка-малышка)

2-3 классы.

Предмет: Математика

Тема: Вес

Проект:

  • Самый легкий пенал. (Исследование предметов из пенала, определение самого легкого: карандаша, ручки и т.д. Результат - сделаны выводы о том, какими ручками и карандашами нужно заполнять пенал. Был собран самый легкий пенал).

Тема: Числа

Проект:

  • «Математика в загадках» (сборник загадок о числах и геометрических фигурах);
  • учебный фильм «Тридевятое царство» (мультфильм в программе Flash на изучение таблицы умножения).

Тема: Сборник задач

Проект:

  • Составление задач по определенной теме с семейным сюжетом. В конце года выбирается самая сложная, самая интересная задача.

3-4 классы.

Предмет: Окружающий мир

Тема: Мир вокруг нас

Проект:

  • Наш зоопарк.

Проводим несколько экскурсий по зоопарку, работу распределяем по группам: картографы – составление плана зоопарка; экскурсоводы – проведение экскурсий; аналитики - опрос посетителей зоопарка; фотографы – фотографирование, составление монтажа…. Результат – раскраска-путеводитель по зоопарку с описанием животных; вырученные средства с продажи брошюры перечислены на счет для строительства павильона пингвинов и жирафов.)

3-4 классы.

Предмет: Литературное чтение

Тема: Сказка «Гуси-лебеди»

Проект:

  • Создание мультфильма «Гуси-лебеди»

Тема: Сборники рассказов «Кот, котенок, котище»

Проект:

  • Групповая работа - придумывание главного героя, его внешнего вида, повадок.

Распределение обязанностей: оформитель, художник, отвечающий за презентацию сборника. Индивидуальная работа - сочинение рассказов. Затем объединение их в один сборник.

Тема: Сборник «Времена года»

Проект:

  • Стихи, загадки, рассказы о природе сочиняются в течение года по мере наступления следующего месяца.

Презентация сборников проходит в виде защиты своей книги.

2-3 классы.

Предмет: Внеурочные проекты

Тема: Помоги лесу!

Проект:

  • Переработка бумаги.

(Индивидуальный проект одного из учеников, который перешел в коллективный проект по сбору макулатуры «Спасём леса!» и высадкой молодых кустарников возле школы).

3-4 классы.

Предмет: Внеурочные проекты

Тема: Классная газета «Классный ералаш»

Проект:

  • Выпуск газеты.

Сменный состав редколлегии. Выбираются темы, распределяются роли: журналисты, фотографы, корреспонденты, издатели, главный редактор.

Работа над проектной деятельностью позволила научить многих ребят работать в группе, в паре, уметь договариваться между собой, приходить к единому выводу. Начала формироваться позитивная самооценка, самоуважение, уважение к своим одноклассникам. Появилась заинтересованность в работе не только такого вида, но и ко всей учебной деятельности. Стало выше качество успеваемости. Ученики активно участвуют в различных конкурсах, интеллектуальных играх. Есть победители районной и городской научно-практической конференции «Мое первое исследование», есть даже победитель международного конкурса «Цифровой ветер». В результате проектной деятельности ребята стали мыслить творчески, более активными; например, заняли первое место в школьном конкурсе «Класс года».

Итак, проектная деятельность помогает ребенку, проявлять индивидуальные творческие способности, облегчает общение, формирует базовые компетенции школьника, развивает духовно-нравственное начало, помогает открывать в ученике новое, а это для нас, педагогов, основная задача. Нельзя не согласиться со словами Н.Д.Гальсковой: «Замечательная черта - постоянно изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены