РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация внеурочной деятельности младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность

Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Поэтому работу по формированию данных навыков необходимо начинать уже с первого класса.

В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

И неслучайно, во-первых, широкое использование метода проекта во внеурочной деятельности позволяет учащимся:

  • реализовать свои способности,
  • раскрыть личностный потенциал.

Во-вторых, учителю позволяет направить работу на:

  • формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение),
  • формирование навыков организации рабочего места и использования рабочего времени,
  • формирование навыка работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование материала),
  • формирование навыков умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В-третьих, внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная:

  • 1-й компонент - это работа над учебной темой (познавательная деятельность, интегрируемая детьми, координируемая учителями и реализованная в проекте);
  • 2-й компонент - работа над проектом (специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ)

Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Поэтому работу по формированию данных навыков необходимо начинать уже с первого класса.

Младший школьный возраст, с которым я работаю, это возраст особенный.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания.

И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой. Стоит ли удивляться отсутствию нравственности, доброжелательности, взаимовыручки, чуткости, уважительности в отношениях между друзьями, близкими и старшими у подрастающего поколения. Познание и воспитание основ нравственности необходимо начинать с любви к семье, окружающих тебя людей.

У истоков нравственности стоит семья и окружающий социум с замечательными людьми, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить личность. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

В нашем классе во многих семьях есть проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Не знают полного имени, отчества мамы и папы. Трудность вызывает вопрос, кем работают родители, некоторые не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забываются понятия “род”, “родословная”, “предки».

Родители поддержали идею воспитания основ нравственности у наших детей, что дало мне основание для выбора темы работы над творческим проектом в классе.
Так учащимися и родителями 2-го класса был выполнен творческий проект «Дерево сильно корнями». (см. Приложение №1) При работе по данной теме учащимся необходимо было выяснить: что такое семья, родовые взаимоотношения, чем интересна каждая из семей, где найти материал о жизни и деятельности своих родственников.

При выполнении работы над проектом учащиеся учились отбирать материал об истории своего рода, знакомились с понятиями: “род”, “родословная”, “предки», составляли генеалогическое дерево семьи, которое помогло ребенку понять и осознать, что он принадлежит целому роду, лучше запомнить родовые связи. В результате работы генеалогическое дерево рассказало ребенку историю его семьи, появилась гордость за то, что он принадлежит к этому роду, к этой фамилии. В процессе своей работы подключали родственников, ведь составление родословной сплачивает семью. Проект был представлен на родительском собрании в виде презентаций для учащихся 2-х классов и их родителей.

Творческий характер проектной деятельности учащихся определяет гуманизацию учебного процесса через усиление творческих, нравственных, социальных основ, что способствует развитию личности младшего школьника.

Приложение №1. Творческий проект «Дерево сильно корнями»

Участники проекта: ученики 2 «в» класса и их родители

Вид проекта: информационный, социальный, долгосрочный.

Режим работы: внеурочный.

Проблема: не зная прошлого, нельзя жить в настоящем.

Цель: вызвать интерес у подрастающего поколения к истории своей семьи, помочь ощутить общность со старшими поколениями, познать истоки.

Задачи:

  1. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи.
  2. Собрать информацию из истории своего рода
  3. Произвести анализ найденной информации;
  4. Сделать всю найденную информацию доступной для всех родственников.
  5. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.

Этапы:

Шаг первый. Фамильный диплом.

  • Узнаём значение своей фамилии. Для этого нужно провести ономастическое исследование своей фамилии.

Шаг второй. Родословное древо.

  1. Заходим в интернет и ищем подходящую картинку с деревом для осуществления поставленной задачи. Находим много разных вариантов, некоторые из которых явятся основой вашего дизайнерского творения.
  2. Далее методично подготавливаем фотографии своих родственников. При этом на начальном этапе желательно ограничиться прямыми предками и их супругами.
  3. Потом размещаем их по древу с помощью любой графической программы, в которой вам приятно работать. Можно добавить надписи под фотографиями, пометить даже место рождения или некоторые исторические события
  4. Добавляем свой фамильный герб (если вы успели уже им обзавестись), редкие семейные фотографии, небольшую справку об истории рода.

Шаг третий. Поколенная роспись.

Добавить к поколенному списку представителей рода дополнительные биографические сведения о них, историю населенного пункта, из которого начинался ваш род.

Форма презентации: доклад, презентация.

Результативность: творческие информационно – реферативные работы, прокомментированные художественно – графическими элементами (рисунками, схемами, ксерокопиями фотографий и т.п.).

По окончанию проекта учащиеся должны:

Уметь:

  • Составлять и вести семейные альбомы и фотоальбомы.

Знать:

  • Родословную двух – трёх поколений.

Приобрести навыки:

  • Нахождения информации с помощью разных источников
  • Оформление полученных материалов
  • Первоначальной поисковой деятельности.

Дальнейшее развитие проекта

Данный проект был разработан на основе программы «Юный краевед», которая реализуется классным руководителем 2 «в» класса Красильниковой Е.А. Полагаю, что этот проект дополнит и обогатит программу. Дети, участвующие в проекте, дополнительно соприкоснутся с прошлым и настоящим своей семьи. (см. Приложение №2)

Используемая литература

  1. Белавская А.М. Страницы земли Пермской. 1995г.
  2. В круге жизни. Издательство «Пермская книга», 1993г.
  3. Кузина Т.Ф. Занимательная грамматика народов России. Советы, игры. М. «Школьная пресса»,2001г.
  4. Князева Н.А. Подвижные краеведческие игры. Пермь, 1996г.
  5. Козлов И.Н. Берёзовскому району – 75 лет. Берёзовка, 1999г.
  6. Козлов И.Н. Сердцу милый уголок. Берёзовка, 2002г.
  7. Кислых А.И. Книга памяти. Берёзовский район. Пермь, 2000г.
  8. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. 1997г.
  9. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. С-Петербург, 1997г.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены