РАЗРАБОТКИ
|
Коммуникативная успешность младших школьников как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действийНачальная школа выступает важнейшим звеном в системе образования, так как от успешности данного периода зависит личностный рост человека. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка приобретают социальный смысл. Поэтому одной из основных задач начального образования, получаемого детьми с нарушениями речи является создание эффективных условий для формирования мотивации достижения успешности, в частности коммуникативной успешности, ведь по данным исследователей от 15 до 60% обучающихся общеобразовательной школы испытывают трудности коммуникативного характера в обучении. Актуальными в исследовании данной проблемы выступают исследования М. М. Бахтина, Ю. Н. Емельянова, И. А. Зимней, В. В. Давыдова, А. Н. Корнева, Р. В. Овчаровой, связанные с пониманием природы общения, коммуникативной компетентностью личности, учебно-коммуникативными трудностями и способами их преодоления. Анализ педагогических исследований показал, что проблема формирования коммуникативной успешности обучающихся с речевой патологией изучена недостаточно. Цель данной работы заключается в определении эффективности методов диагностики коммуникативной успешности, разработке методологических аспектов формирования коммуникативной успешности как условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для достижения цели ставились такие задачи:
Данная статья является актуальной в плане теории и практики, поскольку даёт возможность на основе полученных диагностических данных по измерению уровня коммуникативной успешности обучающихся разработать и в дальнейшем применять методы формирования коммуникативной успешности при формировании коммуникативных учебных действий. Для всестороннего развития личности обучающихсяс речевыми недостатками необходимы сформированные коммуникативные умения. Именно начальная школа закладывает фундамент для развития коммуникативных способностей, стимулирует развитие жизненных позиций учащихся с нарушением речи; создаёт такую атмосферу доброжелательности, чтобы они не чувствовали психологический дискомфорт, несмотря на речевую патологию. Благодаря создаваемым ситуациям успеха дети стремятся включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности. Таким образом, у них постепенно формируется коммуникативная успешность, что является неотъемлемым условием формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Методологической основой формирования коммуникативной успешности является единство системного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, а также подхода к обучению как к общению [3]. Большое значение имеет осуществление системно-деятельностного подхода в коррекционно-коммуникативном обучении. Он предполагает организацию коммуникативной деятельности вокруг предметной деятельности школьника. В данном аспекте коммуникативная деятельность рассматривается как общение, представляющее собой самостоятельный процесс межличностного взаимодействия субъектов. Наряду с системно - деятельностным подходом большую роль в осуществлении методов коррекционно-коммуникативного обучения играют элементы личностно – ориентированного образования, при котором создаются оптимальные условия для реализации имеющихся у обучающихся способностей к общению, повышению уровня коммуникативной успешности. За основу можно взять принципы самоорганизации, сотрудничества, успешности деятельности в условиях преодоления коммуникативных трудностей. Данные принципы способствуют повышению эффективности уровня коммуникативной образовательной среды младших школьников с речевой патологией. Таким образом выстраивается модель достижения коммуникативной успешности в образовательной среде начальной школы. В её основе находятся дидактические условия, создающие ситуацию успеха. Коммуникативная среда оказывает влияние на формирование коммуникативной успешности школьников, обеспечивая их «учебное общение» [3]. В коммуникативной образовательной среде у каждого обучающегося с нарушением речи появляется возможность подняться на основе собственного положительного опыта коммуникативной деятельности на оптимальный уровень коммуникативного развития. Для оценки коммуникативной успешности младших школьников с речевыми недостатками применялась методика исследования уровня коммуникативной компетентности Г. С. Трофимовой [5]. Результаты, полученные с помощью данного исследования, представлены в виде трёх экспертных оценок и трёх самооценок (таблица1) Таблица 1 - Средние баллы по оценке коммуникативной успешности Из данной таблицы видно, что средний уровень коммуникативной успешности по экспертной оценке - 10, 3, а по самооценке – 20, 3, то есть самооценка выше экспертной оценки. Средний балл по экспертной оценке когнитивного фактора меньше, чем эмотивного и поведенческого. А вот по самооценке минимальный балл имеет поведенческая составляющая. Дети с речевой патологией отличаются завышенной самооценкой. Таким образом, полученные данные свидетельствуют об определённых особенностях коммуникативной сферы обучающихся с нарушением речи. Необходимо учитывать, что коммуникативная успешность предусматривает, прежде всего, комфортность учебного процесса. Ситуация успеха переживается обучаемым и способствует приобретению положительного опыта коммуникативной деятельности. Положительный опыт коммуникативной деятельности обучающихся обусловливает формирование их коммуникативной успешности, что является основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Во время формирования коммуникативных учебных действий необходимо правильно применять приёмы контрольно-оценочной деятельности обучающихся. В личностно ориентированном образовательном процессе важно выявить не столько результат, сколько личностные достижения учащихся [1] . На контроле и оценивании младших школьников в условиях корреционно–коммуникативного обучения в контексте личностно ориентированного образования хочется остановиться более подробно. Учитывая модель контроля и оценивания обучающихся в системе личностно ориентированного образования, детям разрешается принимать активное участие в оценке своих достижений. Это позволяет им выяснять свои пробелы в знаниях, совершенствовать результаты учебных достижений по собственной инициативе. У детей формируется навык самоконтроля и самооценки, они отслеживают ход выполнения учебных действий, делают необходимые коррективы, а конечная оценка результата, которую обычно выносит учитель, дает ребенку возможность самому определить качество и успешность своего продвижения. Данная модель соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [2]. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективности оценки качества процесса обучения, что позволяет правильно осуществлять индивидуальную коррекционную работу с учащимися, создавая предпосылки к формированию коммуникативных универсальных учебных действий. После диагностики коммуникативной успешности обучающихся в процессе коррекционно-коммуникативного обучения в контексте личностно ориентированного образования создавались ситуации успеха, позволяющие каждому ребёнку приобрести положительный опыт коммуникативной деятельности. Этому способствовали методологические аспекты формирования коммуникативной успешности. Для успешного осуществления коммуникативной деятельности требовался выбор оптимального варианта методов и средств осуществления коррекционно-коммуникативного обучения. Ставилась задача достичь не просто некоторого повышения результативности, а и максимально возможной в имеющихся условиях эффективности. Такой подход имеет большое значение в работе с детьми с речевой патологией. После использования средств формирования коммуникативной успешности обучающихся показатели экспертных оценок стали более высокими. В качестве доказательства эффективности применения методов формирования коммуникативной успешности хочется предложить результаты их использования в диаграмме «Экспертная оценка коммуникативной успешности обучающихся в динамике» (см. рис. 6) согласно среднему баллу по оценке коммуникативной успешности (таблица 2) Таблица 2 - Средние баллы по оценке коммуникативной успешности обучающихся в динамике Из данной таблицы видно, что средний уровень коммуникативной успешности по экспертной оценке - 10, 3, а по самооценке – 20, 3, то есть самооценка значительно превышает экспертную оценку. При этом средний балл по экспертной оценке когнитивного фактора меньше, чем эмотивного и поведенческого. А вот по самооценке минимальный балл имеет поведенческая составляющая. Завышенной самооценкой отличаются дети с речевой патологией. Рисунок 6 – Экспертная оценка коммуникативной успешности обучающихся в динамике При сравнении экспертной оценки обучающихся до и после применения методов формирования коммуникативной успешности, можно сделать вывод о том, что они стали более высокими: средний бал когнитивной и поведенческой оценки повысился до 3, 8 , а эмотивной – до 4, 1. Таким образом, обучающиеся на основе саморазвития и собственного положительного опыта коммуникативной деятельности имеют возможность достичь коммуникативной успешности, что является необходимым условием формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с речевой патологией. Автор: Список используемой литературы
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены