РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Диагностика в работе классного руководителя

Из опыта работы Гавриловой Елены Валерьевны, учителя английского языка МАОУ СОШ №9 г. Боровичи Новгородской области

Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение отдельных школьников, школьного коллектива, педагогического процесса целиком в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической работе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Ведь классный руководитель получает данные для корректировки процесса воспитания, а с другой стороны, педагог получает возможность для проведения, прогнозирования изменений в развитии учащихся в будущем. И самое главное – в процессе диагностирования учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Ведь многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними.

Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих, любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на различные виды диагностики:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • тестирование;
  • тест;
  • анкета;
  • ролевая игра;
  • метод столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме. Например, «Как поступить?»

-метод незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.

Диагностика может быть предварительная (начальная), оперативная и итоговая.

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

  • родительских собраний;
  • тематических и индивидуальных консультаций;
  • внеклассных мероприятий;
  • организации поездок и экскурсий;
  • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
  • при анализе работы с классом.

Например, в 5 классе я проводила анкетирование родителей. На основе анкет я выявила адрес, прописку, состояние здоровья ребенка, сведения о составе семьи и о родителях, увлечения детей. Эту же анкету я даю родителям в начале каждого года, чтобы они сверили данные и внесли изменения, если они появились. Также я проводила анкетирование детей по выявлению увлечений и уровня мотивации. Эти данные помогли мне составить представление об учащемся и его семье, помогли выбрать цели и задачи воспитательной работы на год. Данные об уровне мотивации (она оказалась низкой) я использовала при проведении родительского собрания «Воспитание ответственного отношения к учению».

Предварительная диагностика может заключаться не только в анкетировании родителей. Например, перед проведением родительского собрания «Роль родителей в нравственном воспитание детей» я провела методику «Типовое семейное состояние» среди родителей и анкетирование учащихся о взаимоотношениях в семье. В результате я выявила, что мнения некоторых родителей не совпадают со мнением детей. И в ходе собрания мы попробовали найти причины разногласий и пути их устранения. Так классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отдельных родителей. Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом. Подобная предварительная диагностика поможет классному руководителю с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым трудно будет пережить период своей собственной адаптации и адаптации своего ребенка в школе.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. Например, родители оправдывают провинности ребёнка тем, что одноклассники оказывают на него плохое влияние. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации я провела тест «Сможете ли вы устоять …?». В результате только 8 человек нуждаются в повышенном внимании, а 63% учащихся (включая ребёнка из конфликтной ситуации) умеют управлять своими желаниями и могут противостоять давлению. Подкрепив результаты теста наблюдениями учителей, работающих в классе, пришли к выводу, что ребёнком никто не управлял, он совершил провинность по своему желанию. Этот же тест выявил, что есть учащиеся которые курят и употребляют алкоголь. Был проведён классный час о вредных привычках. Таким образом, текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

Ещё один пример. Родители жалуются, что ребёнок в классе на положение изгоя, все его обижают, никто не хочет с ним дружить. Я провела социометрию, которая не выявила отрицательного отношения к этому ребёнку, но выявила у него отрицательное отношение к детям. Пользуясь результатами социометрии и данными наблюдений, я провела беседу с родителями, и мы попытались найти пути изменения ситуации.

Социометрию я провожу каждый год. В 6 классе её проводил психолог. Состав моего класса постоянно меняется, но динамика отношений в классе прослеживается. В 5 классе был низкий уровень удовлетворённости взаимоотношений со сверстниками, в январе этого года коэффициент взаимных выборов вырос и уже появляется благополучие складывающихся отношений в классе. Результаты социометрии я записываю в таблицу. И веду сводную таблицу динамики отношений в классе по годам обучения.

Так как в моём классе часто бывают конфликтные ситуации между одноклассниками, я провела родительское собрание «Импульсивность подростков». К собранию я провела методику «Цветик – семицветик» и методику изучения нравственного развития, которые дали возможность показать, почему дети импульсивны и как это влияет на их поведение и успеваемость.

Недавно я провела методику «Определение уровня воспитанности», её данные я буду использовать при проведение родительского собрания по теме «Культура здоровья, социальное окружение. Так как уровень воспитанности оказался средний и ниже среднего, я провела классный час «О воспитанности», материал которого использовала в каждодневных беседах.

Таким образом, данные диагностик помогают организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.

Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени. Это анкетирование по итогам четверти или анкета «Итоги года». Письменный опрос родителей в конце года, где я даю возможность высказаться откровенно всем, потому что иногда легче написать, чем высказаться вслух. Этот вид диагностики показывает насколько проблемы решены и что ещё предстоит решить, т.е. определяет последующие цели и задачи воспитания.

Используя диагностику, классный руководитель должен руководствоваться определенными правилами.

Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Таким образом, содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

  • демографические данные об ученике и его семье;
  • данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
  • познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
  • эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
  • направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция);
  • поведение, поступки учащихся;
  • изучение класса в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

Трудности в использовании различных видов диагностик могут появиться в том случае, если в школе нет штатного психолога или социального педагога, т.к. обработка и анализ результатов анкетирования, тестов – очень сложная и трудоемкая работа, требующая профессиональных навыков.

Было бы проще иметь банк диагностик в школе для общего пользования, а не искать в разных источниках.

Таким образом, педагогическая диагностика является важной частью моей деятельности, помогая мне понять особенности отдельных школьников, школьного коллектива, педагогического процесса целиком в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Я считаю, что без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены