РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Нетрадиционные формы родительских собраний как площадка для интеграции всех участников образовательного процесса

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей: «В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю до наших детей нет никакого дела». Безусловно, в начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива, заложенные в начальной школе.

И родителям пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем их просвещения.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей:

  • Физиологические особенности школьников на … этапе обучения;
  • Психология первоклассника (пятиклассника);
  • Мой ребёнок – первоклассник;
  • Значение режима дня в жизни школьника;
  • Свободное время в жизни школьника;
  • Как научить ребёнка учиться?
  • Что делать, если ребёнок говорит: «Не хочу!»
  • Традиции и обычаи семьи в жизни ученика и его семьи;
  • Книга в жизни семьи и ребёнка;
  • Взаимоотношения взрослых в семье – пример для подражания;
  • Праздники в доме. Какими им быть? и др.

Одним из направлений в организации сотрудничества всех участников образовательного процесса является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательному пространству.

Уже в начальной школе классный руководитель должен в первую очередь знакомить родителей класса с традициями школы, с её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа.

Для этого в системе работы классного руководителя на любом этапе обучения и воспитания учащихся должно быть больше мероприятий,объединяющих учеников и родителей. К примеру, большое воспитательное значение могут иметь ежегодные «круглые столы» - встречи педагогов и администрации с учащимися, которые являются гордостью школы.

Подарок ученику от школы в виде благодарственного письма в рамке, которое будет украшать стены его дома – это ли не возможность сплотить всех участников процесса обучения и воспитания в единое образовательное пространство?

Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий совместно с родителями.

Ознакомить родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организация работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

В некоторых школах идут гораздо дальше в создании единого образовательного пространства: родители имеют возможность получить план проведения самых важных мероприятий в школе на год, где указаны все общешкольные родительские собрания, консультации, указаны дни открытых дверей, творческие отчёты классных коллективов и т.д. Это даёт возможность гораздо ответственнее подходить к организации процесса обучения и воспитания учащихся как педагогам, так и их родителям.

Родительский комитет класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы:

  • Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами,
  • Праздник рождения класса,
  • Встреча с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой,
  • Встреча родителей «Традиции класса, которым быть»,
  • Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику»,
  • Родительское собрание «Книги, которые читают все»,
  • Презентация классного журнала «Новости школьных уроков»,
  • Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений класса,
  • Организация и проведение родительских уроков,
  • Заседание выездного клуба выходного дня,
  • Участие в общешкольной родительской конференции «Есть проблема – есть решение»,
  • «День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений учащихся, родителей и классного руководителя коллективу педагогов школы,
  • Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, но для этого необходимо получить согласие родителей. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нём участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.

Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

  • «Из истории воспитания детей в семье»,
  • «Великие педагоги мира»,
  • «Традиции воспитания народов мира»,
  • «Крылатые фразы о воспитании»,
  • «Азбука воспитания детей в семье»,
  • «Советуем прочесть»,
  • «Книжная полка родителей»,
  • «Обсудите вместе с ребёнком»,
  • «Шкатулка мудрости»,
  • «Творческая мастерская семьи».

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе «учитель – ученик – родитель».

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний.

Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива. Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты, медали. Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить как домой ученику, так и на работу его родителей.

Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход определённых ритуалов. Например, ритуал, который можно условно назвать «Волшебная шкатулка». Этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и опускают в волшебную шкатулку, которая стоит в помещении, где проходит собрание. Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведённому собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Важной формой групповой работы с родителями является конференция.

Конференцию уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определённой проблеме. Предметом обсуждения родительской конференции могут стать документы по реформированию школьного образования, а также проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения и её результаты и многое другое.

Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы.

Родительские клубы – это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.

Организация клубов родителей – благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблемы подросткового возраста. В родительском коллективе всегда есть люди, которым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания и обучения детей в школах определённых направлений. Заседания клубов проходят 3-4 раза в год. Родителям заранее предлагается тематика клубных занятий, которая вывешивается в школе на стенде для родителей. В тематику родители могут вносить коррективы.

Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися могут стать клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений между ними.

Очень полезной и необходимой формой работы с семьёй являются родительские чтения. Они дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определённой проблеме, высказать своё к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в детской среде.

Родительские чтения – своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: уже на первом в году собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос.

Родители читают книги и через определённое время участвуют в родительских чтениях. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребёнка и на своё отношение к нему.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера.

Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Они проводятся 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Темы родительских вечеров могут быть следующие:

  • Год рождения моего ребёнка – каким он был?
  • Первые книжки ребёнка,
  • Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?
  • Друзья моего ребёнка,
  • Праздники нашей семьи,
  • «Можно» и «нельзя» в нашей семье,
  • День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
  • Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик,
  • Фотографии нашего детства,
  • Если ребёнок болеет …
  • Взаимоотношения поколений в семье. Пример для подражания и т.д.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителями стали родительские тренинги.

Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы или человеком, который имеет право проводить тренинги.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.

Родительский ринг – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребёнка, уровень его реального учебного потенциала. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции.

Последнее слово в ходе ринга остаётся за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести всякие доводы из жизни классного коллектива в защиту определённой позиции.

Примерные темы:

  • Плохие привычки – наследственность или влияние социума,
  • Можно ли наказывать ребёнка собственным домом?
  • Что делать, если отец не интересуется воспитанием собственного ребёнка?
  • Нужны ли ребёнку праздники?
  • Дети разных национальностей в одном классе и т.д.

Таким образом, формы родительских собраний могут быть самыми разнообразными, но главное в них – формирование человеческого общения, создание такой атмосферы, при которой хотелось бы открыто говорить о своих радостях и бедах, чувствуя доброжелательность и поддержку собеседников. Такая атмосфера на пустом месте не появится. Классный руководитель должен учить этому родительский коллектив на собственном примере. Для родителей очень важно, чтобы рядом с их ребёнком неравнодушный взрослый, который делает их жизнь и жизнь ребёнка богаче и добрее.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.