РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Деятельностная среда как ключевой элемент работы классного руководителя

Должностной список функций классного руководителя достаточно обширен [1]: это и контроль за успеваемостью, и взаимодействие с родителями, и индивидуальная работа с учащимися, и выполнение множества бюрократических функций, и формирование классного коллектива и множество другого. Все эти функции направленны на достижение главной цели — развитие и социализация учащихся, а если говорить по старинке — воспитание.

Если обратиться к этимологическому словарю [2], то становится понятно, что воспитание происходит от усиления слова «питание», то есть фактически «воспитание» ни больше и не меньше, чем создание «питательной среды» для прорастания лучших качеств человека.

Рассматривая воспитание в указанном контексте можно утверждать, что основным двигателем развития и социализации человека становится та среда, в которой он растёт.

Именно среда формирует нравственные установки, определяет этику, способы и методы действия, в том числе и общения ребят друг с другом и окружающим миром.

Очень часто в доподростковый и подростковый период поведение учащегося определяется вовсе не его осознанным отношением к окружающей действительности, а нормы его локального социума — «у нас так принято». Это совершенно не означает, что не следует работать над осознанностью, а лишь то, что привычки и реакция окружающих сильнее влияют на формирование мотивов, чем осознанность. (Осознанность — инструмент выработки норм и привычек.)

Таким образом на первый план среди всех задач классного руководителя выходит именно задача формирования развивающей среды. Именно грамотно выстроенная среда станет локомотивом решения и всех остальных задач классного руководителя: создаст доверительные отношения между взрослым и детьми, определит нормы «что такое хорошо, а что такое плохо», поможет в выстраивании отношений с семьями, создаст психологически здоровую атмосферу в классе и даже повлияет на успеваемость отдельных учащихся.

Есть множество подходов к тому, как формировать среду: это и наличие в среде социально-значимых для учащихся образцов, и создание психологически-безопасной атмосферы, и обеспечение базовых психологических потребностей учащихся (в общении, в самореализации). Условно, все эти подходы можно разделить на пассивные, когда учащийся является потребителем (ездит на экскурсии, в театры и музеи, встречается с интересными людьми, обсуждает животрепещущие вопросы со сверстниками и взрослыми) и активные, когда учащийся является созидателем (помогает одноклассникам с учёбой, готовит концерт ко Дню учителя, проводит игры на переменах для начальной школы и так далее).

Древняя китайская пословица гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял». Именно она является квинтэссенцией всё более популярного в последнее время практико-ориентированного подхода к обучению [3], когда достижение академических успехов осуществляется не через трансляцию теории, выполнение учебных, а лишь затем реальных задач, а освоение теории путём осмысления своей практической деятельности. Практико-ориентированный подход уже показал свою эффективность [3] и взят на вооружение многими образовательными учреждениями нашей страны.

Этот подход можно обобщить и для решения задач классного руководителя, в частности для создания воспитательной среды в классе, а через сообщество классных руководителей и пелагогов-организаторов и в школе.

К основным характеристикам этой среды можно отнести следующие:

  • деятельный характер, когда учащиеся являются не потребителями, а создателями чего-либо,
  • социальная ориентация деятельности, когда то, что создаётся учащимися реально востребовано школьным или внешкольным сообществом, отдельными людьми и группами,
  • групповой характер деятельности, обеспечивающая развитие грамотной коммуникации между учащимися,
  • ответственность за результат, способствующий формированию как учебной самостоятельности, так как самоуправлению, а в конечном итоге формированию гражданского самосознания.

Таким образом можно вести речь о создании деятельностной групповой социально-ориентированной среды.

Безусловно, такая среда создаётся постепенно и требует неординарных усилий классного руководителя.

Удачными методиками начального периода формирования такой среды являются «Чередование творческих поручений» и «Советы дел» Игоря Петровича Иванова [4]: класс разбивается на группы и каждая группа в определённый период выполняет одно из предварительно определённых (на общем собрании класса) поручений, например, выпуск фото-газеты, подготовка номера к ближайшему концерту, ухаживание за цветами в классном помещении и так далее; а для тех событий, которые не являются периодическими, собираются из желающих советы дел — группы учащихся по разработке и реализации чего-то нового, например, подготовка подарков учителям ко дню Учителя, акции по помощи приюту для бездомных собак, конкурса в Minecraft «Проект школы будущего» и так далее (список таких дел ограничивается исключительно фантазией ребят). Как правило, в этот период (5–6 класс) большинство дел ограничивается рамками класса с редкими исключениями, связанными с крупными общешкольными делами.

При грамотной организации, основными итогами этого периода становятся: развитие коммуникационных навыков и навыков групповой работы, полноценное знакомство ребят с друг другом, привычка что-либо делать во внеурочной жизни класса.

На следующем этапе психологическая потребность в самореализации приводит к уменьшении внутриклассных дел, направленных на учеников класса и их ближайшее окружение и увеличение количества «дел во вне». Здесь уже можно отказаться от системы «Чередование творческих поручений», так как уже сформирована потребность в деятельности и внешней подсказки ля инициации дела уже не требуется. В 7–8 классе растёт количество советов дел и дела, которым занимаются эти советы начинают активно выходить на других социальных адресатов. Как правило такими адресатами становятся ребята помладше: начальная школа и 5–6-классники. Так как содержание дел зависит от тех, кто это дело придумывает, то каждый в классе находит то, что ему более интересно: кто-то идёт играть в игры на перемене с начальной школой, кто-то организует спортивные соревнования, кто-то ставит с ребятами помладше сценки к капустникам и концертам, кто-то разрабатывает и проводит ролевую игру. Таким образом, несмотря на групповой (а на этом этапе уже и коллективный) характер деятельности, каждый реализует свой собственный набор творческих (созидательных) потребностей.

В начале этого периода несмотря на желание ребята несколько опасаются выходить со своими инициативами за пределы класса, но буквально после первого-второго дела этот страх пропадает и желание что-либо создавать для других возрастает.

Итогами этого периода являются переход коммуникационных навыков на новый уровень (выход за рамки привычной группы), совершенствование организационных и лидерских качеств, а самое главное, формирование социальной активности и потребности в этой активности.

На следующем этапе (в 9 классе и старшей школе) ребят уже невозможно удержать в рамках класса. Да это и не нужно! Они начинают искать себе соратников не только в своём классе и своей параллели, но и среди ребят старше и младше: привлекают 7–8-классников для помощи в реализации своих проектов, вступают в инициированные старшими советы дел, собирают разновозрастные команды для реализации своих задумок. Вся школа и ближайшее околошкольное пространство становится их полем деятельности.

В результате ребята становится неравнодушными, активными, творческими, умеющими оказывать и принимать помощь, ответственными, общительными, у них развивается широкий спектр надпредметных в том числе и социальных навыков; обобщая, можно сказать, что ребята становятся воспитанными, что и является главной целью классного руководителя.

Библиография

  1. Функции классного руководителя в современной школе — Портал «Учебно-методичекий кабинет» [Электронный ресурс], URL: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/funkci-klasnogo-rukovoditelja-v-sovremenoi-shkole.html, 25.09.2021
  2. Воспитание — Электронная библиотека «Википедия» [Электронный ресурс], URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/Воспитание#Этимология, 30.09.2021
  3. Калугина И. Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 2000, 215 c. РГБ ОД,
  4. 61:00-13/1470-5. [Электронный ресурс], URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/obrazovatelnye-vozmozhnosti-praktiko-orientirovannogo-obuchenija-uchawihsja.html, 30.09.2021
  5. Аванесян И. Д. Педагогика общей заботы – ресурс воспитания XXI века // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – Вып. 1 (5). − DOI: 10.15393/j5.art.2014.2263
Читайте также:

Елена Викторовна Лебедева 19.10.2021 299 0 Фото: vargazs / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены