РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Поиск эффективных способов взаимодействия современных родителей и школы

Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания
учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка,
жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства.
В. А. Сухомлинский.

Но в этом, таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Существуют некоторые особые обстоятельства, определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями учащихся. Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения школьников.

Дети, как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность. В этих случаях исходящая от детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.

Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов. Они проявляются, прежде всего, в заботе о ребенке, в стремлении к его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие, недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева. (1)

Это поколение современных родителей, с которыми нам необходимо выстраивать взаимодействие. Это и есть один из новых вызовов времени в условиях, которых учитель должен научиться по-новому, выстраивать взаимодействие с учениками и их родителями.

С целью улучшения сотрудничества между педагогами и родителями, и в поиске современных приемов взаимодействия мы провели анкетирование родителей учащихся 5-х, 8-х, 10 и 11 классов. Им были предложены анкеты «Взаимодействие родителей и школы» и «Характер взаимоотношений между педагогами и родителями». В данном опросе приняли участие 150 человек.

Результаты анкетирования следующие:

  • 97% опрошенных родителей доверяют классному руководителю сына или дочери;
  • 98,7% считают, что в нашей школе отношения между учителями и родителями доброжелательные;
  • 74,3% родителей согласны с тем, что их требования совпадают с требованиями педагогов ребенку;
  • родители считают, что школа по отношению к семье должна: давать необходимые и качественные знания для дальнейшей жизни; оказывать помощь в информировании о детях, воспитывать, держать в курсе событий, вникать в проблемы детей и помогать их решать;
  • свои обязанности по отношению к школе родители видят в том, чтобы контролировать поведение детей и выполнение домашнее задание, помогать в организации мероприятий, реагировать на требования педагогов;
  • школа может в лице классного руководителя, педагогов, администрации своевременно информировать родителей о возникающих проблемах у детей, привлекать специалистов (психологов) для решения возникших проблем, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • 80% опрошенных родителей считают, что они не могут влиять на принимаемые классными руководителями и педагогами решения, 10% - предлагают эти решения принимать в диалоге с родителями, остальные не ответили на данный вопрос.
  • по мнению родителей, понятие «взаимодействие родителей и школы» включает в себя: деятельность по решению проблем успеваемости и поведения детей и проведение совместных школьных праздников, проектов и других мероприятий;
  • на вопрос «Что Вы можете предложить по улучшению взаимодействия школы с родителями» поставили прочерк или ответили, что не знают как – 70% респондентов, остальные предложили проведение совместных мероприятий и предложение общаться с учителями через социальные сети, чтобы по мере необходимости родители могли бы задавать вопросы и получать на них ответы.

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что родители относятся к педагогам позитивно, надеются на их помощь и понимание, возлагая на школу большую долю ответственности за воспитание своих детей. Их понимание взаимодействия сводится к проведению совместных мероприятий и реализацию социальных проектов.

Это мы решили взять за основу для вовлечения родителей в активную учебно-воспитательную деятельность через применение как традиционных, так и современных коммуникативных методов:

  • круглый стол;
  • тематические родительские лектории;
  • групповые и индивидуальные беседы;
  • индивидуальные и тематические консультации специалистов, тренинги, в частности психолога по интересующим вопросам;
  • уроки-консультации для родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • создание страницы на сайте школы для размещения материалов по вопросам воспитания детей;
  • создание закрытых классных групп в социальных сетях для решения текущих вопросов.

Характеристика форм взаимодействия

В работе с родителями мы часто используем одну из форм общения – «Круглый стол». Эта форма относится к нетрадиционной.

«Круглый стол» - это современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке по заранее заявленной теме.

Цель - добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.

Структура проведения

Подготовительный этап:

  • определение темы и цели круглого стола;
  • подбор участников;
  • планирование содержательной части;
  • планирование организационных вопросов и технической стороны;
  • подготовка презентации, статьи участниками.

Основной этап:

  • выступление ведущего;
  • обсуждение проблемы;
  • выступление участников;
  • подведение итогов.

Предварительная работа: оформление информационного листа о планируемом круглом столе; доклад воспитателя на тему; домашнее задание – подготовка презентация, статьи участниками круглого стола.

По нашему мнению круглый стол как один из видов нетрадиционной работы с родителями является наиболее эффективным. Используя этот способ работы можно выстроить подлинное доверие и партнёрство в работе с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества с родителями. Данная форма работы предоставляет возможность наладить тесное взаимодействие с родителями, освещая разные воспитательные вопросы. Как правило, на таком мероприятии происходят плодотворные обсуждения с родителями, всесторонне рассматриваются различные вопросы и вырабатываются совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые вопросы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.

При организации и проведении данной формы необходимо соблюсти несколько правил:

  • время проведения «круглого стола» не превышать 40 минут;
  • привлечь как можно больше родителей;
  • обговаривать с родителями время их выступления;
  • дать высказаться каждому из родителей.

Тематические родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка. Таким образом, воспитание родителей на сегодняшний день - одна из важнейших задач в работе, стоящая перед педагогами, работающими в школе.

Важной задачей в работе с родителями является повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними «общий язык». Поэтому в работе по психологическому сопровождению школьников цель просвещения и консультирования родителей – это создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и реформирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Психологическое просвещение родителей проходит через: групповое или индивидуальное консультирование.

Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.

Примерные темы:

  1. Ребенок не хочет учиться.
  2. Как развить плохую память ребенка.
  3. Единственный ребенок в семье.
  4. К чему может привести тревожность детей и др.

Подготовка к консультации:

  • наметить тему, план;
  • подготовить содержание, наглядность;
  • продумать место и время;
  • заранее пригласить родителя;
  • сформулировать рекомендации.

Групповые консультации.

Цели и задачи. Способствовать усвоению родителями определённых знаний, умений. Оказывать родителям помощь в разрешении проблемных вопросов. Конкретизировать и углублять знания родителей, полученных на общих и групповых собраниях. Давать родителям новые знания, расширять их педагогический кругозор.

Формы консультаций:

  • доклад;
  • дискуссия по проблеме;
  • беседа;
  • выступление специалиста (врача, юриста, учителя и других);
  • обмен опытом;
  • просмотр видеоматериалов, обмен мнениями, выводы.

Практикум – форма организации практической помощи родителям; один из путей повышения педагогической грамотности родителей.

Цели и задачи: рассказать и показать способы, приёмы воздействия на ребёнка с целью повышения качества обучения и воспитания школьников.

Подготовка к проведению практикума.

  • провести диагностику, опрос родителей по теме практикума.
  • изучить уровень сформированных навыков и умений у каждого ребёнка.
  • Вести дневник наблюдений за детьми по усвоению программных требований.

На основе наблюдений и диагностики составить план практикумов, составить памятки и задания для родителей. За 1-2 недели предупреждают родителей (всех или подгруппу) о проведении практикума на определённую тему. Подготовить конверты с индивидуальными заданиями, памятки.

Проведение практикума.

1. Вступительное слово педагога: объяснение актуальности темы, знакомство с целями и задачами, программными требованиями, практической значимостью темы для родителей и их детей.

2. Практический показ:

  • просмотр родителями фрагмента урока или занятия;
  • проведение фрагмента урока или занятия непосредственно с родителями (родители исполняют роль детей);
  • просмотр видеоролика.

3. Анализ увиденного, услышанного, совершённых практических действий и обмен мнениями.

По завершению практикума каждый из присутствующих получает конверт с индивидуальными заданиями, в которых указаны конкретные игры, упражнения. Их следует провести дома с дошкольником в зависимости от уровня сформированных умений и навыков ребёнка. В конверт вкладывается памятка с перечнем методов и приёмов обучения и воспитания.

Сейчас активно применяются на практике новые формы сотрудничества образовательных организаций с родителями.

Особенно актуальны в наши дни интернет технологии, которые отвечают требованиям современной жизни. Рассмотрим одну из них - социальную сеть Вконтакте, которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения. Данный сетевой проект является первым по популярности в Российской Федерации.

Задачи:

  • повысить качество работы с родителями;
  • популяризовать деятельность педагога;
  • минимизация времени и удобство доступа родителей к информации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, видеоматериалы и аудиоматериалы;

Взаимодействие в Вк можно начать с создания закрытой группы, куда смогут вступить педагоги, родители и специалисты ОУ. У создателя/администрации группы в сети есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом: публикация результатов творческой деятельности детей; размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты.

На странице группы родителям дается возможность обсудить те или иные вопросы, касающиеся жизни класса, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам. Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка.

После того, как сетевое общение приобретает стабильный и целенаправленный характер, появляется четкая обратная связь, педагог совместно с родителями может усложнять формы взаимодействия: онлайн – консультации, онлайн – анкетирование и другое. Данные формы взаимодействия родителей и педагога укрепят непосредственное общение сторон. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов и у родителей.

Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены