РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ситуации успеха как фактора развития личности воспитанников

Формирование ситуации успеха как фактора развития личности воспитанников

Мартынова Оксана Петровна

Наиболее важным аспектом в работе с детьми – сиротами является направление ребенка, на достижение успеха. Успех рождает сильный дополнительный импульс к работе, содействует становлению достоинств ребенка, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду и прочего. Таким образом ситуация успеха становится фактором развития личности воспитанника.
Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает ученик, как слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Существуют две противоположные концепции успеха:
  1. Успех, направленный на результат, но нередко получение желаемого (обретение успеха) сопровождается чувством разочарования. Результат кажется уже не таким важным после всех затраченных волнений и усилий. Кроме того, концентрация на единственной, значимой цели в случае неудачи может привести к тяжелому потрясению, которое вызывает дефицит позитивных импульсов для постановки новой цели. И нет никаких гарантий, что следующее достижение новой цели полностью удовлетворит.
  2. Вторая концепция успеха направлена на процесс, который приводит к возможности достичь желаемого на пути к поставленной цели. При этом критерием становится не только все большая глубина знаний, но и саморазвитие, самоактуализация, самореализация, личностное совершенство. Таким образом, путь к успеху представляется бесконечным и складывается из ощущений успеха, которые сопровождают при решении задач на пути к поставленной цели. В этом случае не грозит депрессия достижений, т. К. любое достижение является исходным пунктом до следующего этапа обретения успеха, который принимает более глубокий смысл. Именно такой успех, при котором мотивация достижения меняется на мотивацию интереса, называют подлинным. На мой взгляд, самое главное – это точка отсчета. Если в первом случае успех означает конкретный обретенный результат, то во втором – постоянную направленность на постановку все новых и новых задач.
Ведущие специалисты в области успеха отмечают, что успех означает направленность на достижение целей во всех областях жизни, т. е. успех будет полным, когда максимально задействованы все сферы жизни.
Воспитанник, как и любой другой ребенок, подвержен чувствам и эмоциям. Достижение успеха напрямую связано с мотивацией, которая продвигает к намеченной цели. Активность ребенка находится в зависимости от эмоционального состояния, под воздействием которого он находится в данный момент. Таким образом, возможность достижения успеха зависит от внутреннего равновесия личности. Именно утрата внутреннего равновесия часто является одной из причин постигшей нас неудачи. Но своими эмоциями и переживаниями можно управлять и именно этому нужно научить воспитанников. Главное, что мы должны сделать: снять боль, избавить ребенка от тревоги, страха, не допустить в сознание ребенка неприятные представления и переживания.

Нужно создать ситуацию успеха:
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в семье (слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, приветливость, расположенность и прочее).
Второе условие – авансирование успеха, т.е. объявление о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает уверенность ребенка в себе, повышает активность работы.
Третье – оказать помощь в продвижении к успеху (т.е. дать инструкцию предстоящей деятельности и пути ее выполнения).
Четвертое – педагогическая поддержка в процессе работы.
Пятое – оценивание работы, но оценка дается не в целом, а ставится акцент на деталях выполненной работы. В достижении успеха не мало важную роль играет воображение. Воображение это функция, которая сама по себе не является до некоторой степени комплексной, так как может действовать на нескольких уровнях одновременно: на уровнях ощущения, чувства, мышления, интуиции. Хотелось бы отметить такой тип воображения, как визуализация – это вызов зрительных образов, слуховой, тактильный и др. Суть воображения в том, что каждый воображаемый образ побуждает к действию. Другими словами успех создается дважды: сначала в нашем воображении, а затем в реальной действительности. Успех начинается с идеи, с определения и постановки цели, которая формируется с помощью воображения. Четкие представления своей цели способствуют успешному ее осуществлению. Более того, избавляет от достижения ненужных или навязчивых кем-то целей, т.к. представление достигнутого результата в будущем либо убеждает еще раз в правильности выбора, либо – предостерегает от будущих ошибок. Таким образом, воображение является одним из важнейших принципов, который обеспечивает успех.
Чтобы достичь высокого или 100% результата в достижении успеха, нужно составить «План творческих действий» . Очень важно планировать непосредственно на бумаге, четко отмечая последовательность своих шагов, а не делать это мысленно. Дело в том, что все записанное по достижению цели воспринимаются нами, как своего рода контракт с самим собой, который накладывает определенную ответственность за выполнение каждого пункта.

ПЛАН ТВОРЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЭТО МОЯ ЦЕЛЬ
(кратко опишите и приложите схему или фотографию)
_______________________________________________________
Почему я хочу достичь данной цели?___________________________
Поможет ли достижение цели окружающим меня людям?_________
Какие преимущества я получу в случае достижения цели?_________
Как я могу достичь своей цели?_______________________________
Где я могу получить информацию и полезные советы относительно поставленной цели?_________________________________________________
Дата предполагаемого завершения работы______________________
Что необходимо сделать в первую очередь? (Проверить в начале и конце рабочего этапа):
1.__________________начало ________________________окончание
2.__________________начало ________________________окончание
3.__________________начало ________________________окончание

Подобным образам необходимо проработать все выбранные цели (т.е. сначала их визуализировать, а затем составить план достижения).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены