РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательной деятельности учащихся с помощью сенсорных репрезентативных систем

Развитие познавательной деятельности учащихся с помощью сенсорных репрезентативных систем
В настоящее время отмечается возрастающий интерес , к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно-ориентированных. Они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребенка. Главной идеей в данном подходе является индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
В связи с этим я два года назад начала работу над темой самообразования: « Развитие познавательной деятельности учащихся с помощью сенсорных репрезентативных систем».
Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что первичной характеристикой познавательного стиля ученика, является сенсорное предпочтение и развитие на их основе сенсорных стратегий. Репрезентативные системы являются своего рода «фильтрами» нашего восприятия, а школьное обучение для ребенка- это, в основном процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей можно условно разделить на 3 группы:
-визуалы- люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;
-аудиалы- те , кто в основном получает информацию через слуховой канал;
-кинестетики- воспринимают информацию через ощущения ( обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Для того чтобы определить к какой группе относится ребенок , можно использовать тестовые методики.
Визуальный способ: ученикам визуально предлагается запомнить в течение 15 секунд ряд состоящий из 15 знаков (букв,цифр) , а затем записать их.
Аудиальный способ: ученикам аудиально предлагается запомнить в течение 15 секунд ещё один ряд из 15 символов , а затем произнести с закрытыми глазами или записать.
Кинестетический способ: ученикам палочкой записать 15 знаков на спине с интервалом 1 секунда и попросить записать на бумаге.
С каким заданием ребенок справится лучше , к той группе он и относится.
Кроме тестовых методик можно распознать ведущий канал с помощью наблюдений. Визуалы в своей речи часто употребляют слова , связанные с со зрением ( смотреть, наблюдать, картина , на первый взгляд, как видите и т.д.)
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, тишина, громкий и т.д.). Словарь кинестетика в основном включает в себя слова , которые описывают чувства или движения (мягкий, теплый, прикоснуться и т.д.).
У многих может возникнуть вопрос: «Зачем нам необходимо знать, каким образом учащиеся воспринимают информацию?». Я постараюсь ответить на этот вопрос . Если учитель знает к какой категории относится его ученик, ему легче строить с ним отношения. Если учитель представляет информацию, используя все каналы восприятия, тогда у каждого ученика есть шанс усвоить, хотя бы часть сообщений. Хорошо если учитель будет знать , что визуалы помнят то, что видят и запоминают картины , аудиалы то , что слышат и запоминают слушая, а кинестетик помнит общее впечатление и запоминает двигаясь. От визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудиала повторение услышанного материала, от кинестетика лучше не ждать ни того , ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя и родителей. При работе на уроках или дома рекомендуется :
-визуалу иметь под рукой листок, на котором он будет в процессе осмысления и запоминания материала чертить, штриховать, рисовать;
-аудиалу не делать замечания, когда в процессе запоминания издает звуки,шевелит губами, так ему легче справиться с заданием;
-кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, ему необходима моторная разрядка.
Очень важно общаться с ребенком «на его языке»:
-с визуалом используя слова ,описывающие цвет, размер, форму, выделяя цветом различные пункты ,используя схемы, таблицы, наглядные пособия;
-с аудиалом используя вариации голоса (громкость, пауза, высота);
-с кинестетиками используя жесты, прикосновения, чем больше преувеличений, тем лучше запоминают.
Разумеется, любой человек в своей жизни использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуал и это не значит , что другие органы чувств не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто, тем эффективнее идет процесс обучения.
Протестировав свой класс, у меня получились следующие результаты: 60% визуалы,23% аудиалы,9% кинестетики, 8% визуалы-аудиалы в равной степени. Зная , что основная масса детей визуалы больше использую наглядные пособия, но и про другие каналы не забываю.
Приведу некоторые примеры из своей работы.
При изучении словарных слов на уроках русского языка используем все 3 канала:
-сначала смотрим на словарное слово записанное на доске , стараемся запомнить глазами «фотографируем»,
-читаем вслух,
-пишем обратной стороной ручки это слово на ладони.
На уроках литературы работая над художественным произведением каждый ребенок пишет то , что видит, слышит и чувствует в прочитанном.
Например , работая над произведением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», дети заполняют таблицу.

" Вижу" " Слышу" " Чувствую"
Ручей Грохот грома Влажность
Тучи Пение птиц Прохладу
Молнию Журчание ручья Радость
Солнце

Каждый столбик соответствует каналу восприятия и если ребенок визуал , то больше слов он запишет в столбик «вижу» и т.д.
Благодаря такой работе можно погрузиться в художественную реальность, произведение становится ожившим, все дети заинтересованы и работают.
Информация о распределении визуалов , аудиалов , кинестетиков, в моем классе помогает мне по-новому подойти к моделированию учебного процесса , развитию личности , а также к анализу ошибок детей ,выделяя их сенсорные стратегии.

Всего комментариев: 2
avatar
1 • 17:18, 25.10.2010

Спасибо! Очень полезный материал. Я тоже пользуюсь приемом "Вижу. Слышу. Чувствую" на уроках музыки.
avatar
2 КНН • 20:16, 03.02.2011

В своей практике я тоже использую этот нейролингвистический подход. Он особенно оправдывает себя на уроках литературного чтения и при написании сочинений. Спасибо за статью; приятно, что есть единомышленники.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены