РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Педагогические условия формирования мотивационного компонента профессионального становления будущего специалиста.

Педагогические условия формирования мотивационного компонента профессионального становления будущего специалиста.
Ветренцева Н.В., Цыганкова Ю.С.
Мотивационный компонент детерминирует особенности профессионального становления будущего специалиста, в связи, с чем считаем целесообразным выявить условия, влияющие на успешность его формирования.
Г.И. Железовская и Н.В. Горнова [1, С. 75] указывают в своих научных изысканиях на то, что стратегия профессионально–личностного становления обучаемых состоит именно в создании условий для саморазвития, самореализации и самовоспитания.
Учитывая неоднородность мнений исследователей в отношении раскрытия сущности понятия «педагогическое условие», внесем ясность касательно его трактовки посредством уточнения его на основе сопоставления мнений различных ученых.
По мнению Е.Н. Новицкой, под педагогическими условиями понимаются специально созданные реальные обстоятельства профессионально ориентирующей работы обучаемых, способствующей формированию высокоуровневой профессиональной культуры как важнейшего личностного качества квалифицированного специалиста [2, С.13].
Другие исследователи (Н.М. Борытко [3], Сергеев Н.К. [3] и др.) предполагают, что условие есть совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и обстоятельств, направленных на решение поставленных задач. По их мнению, педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей.
Таким образом, по нашему мнению, педагогические условия представляют собой специально созданные обстоятельства, предопределяющие выбор форм и методов обучения, обусловливающие формирование и развитие мотивационного компонента профессионального становления будущих специалистов.
Рассмотрение педагогических условий формирования мотивационного компонента профессионального становления предполагает изначально выделить факторы, влияющие на процесс профессионального становления.
Так, например, Э.Ф. Зеер разделил факторы, влияющие на профессиональное становление личности, на внешние и внутренние [4, С. 37– 38]. По его мнению, к внешним факторам можно отнести: социально-экономические условия; ведущую учебно-профессиональную деятельность; технико-технологический уровень деятельности; систему стимулирования профессионального роста; случайные обстоятельства и жизненно важные события. Ученый в своих трудах подчёркивает, что решающее значение в профессиональном становлении личности принадлежит её профессиональной активности; важную роль играют социально-экономические условия; биологические факторы выполняют функцию предпосылок профессионального развития, влияют на его темп, а также на профессиональную пригодность и результативность.
Другой исследователь, Ю.П. Поваренков [5, С. 84], также полагая, что в основе детерминации профессионального становления личности лежит система внешних и внутренних факторов, в качестве внешних факторов выделил: профессиональные требования, предъявляемые к индивиду; социально-профессиональные возможности, которые предоставляются индивиду в ходе профессионализации. А к числу внутренних факторов отнес: профессиональные притязания индивида; возможности индивида; встречные требования индивида к условиям профессионализации.
К основным факторам положительно или отрицательно влияющим на профессиональное становление будущего специалиста, на наш взгляд, можно отнести следующие: социокультурный фактор, предполагающий осознание обучаемыми цели профессиональной подготовки; фактор социального воздействия на личность обучаемого; особенности организации учебно-воспитательного процесса, содействующие развитию профессиональной мотивации обучаемых.
Каждый из названных факторов предопределяет необходимость разработки и реализации в образовательном процессе конкретных педагогических условий, способствующих более успешному формированию мотивационного компонента профессионального становления будущих специалистов.
Общепризнано, что эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов во многом обусловливается отношением к выбранной профессии, и вытекает из представлений о ее ценности, личной и социальной значимости, что предопределяет потребность личности в самореализации. При этом, как показывает практика, многие абитуриенты при поступлении в вуз имеют профессиональные предпочтения, которые должны стать основой для формирования профессиональной мотивации. Далеко не все обучаемые осведомлены о специфике приобретаемой профессии, проявляющейся в требованиях, предъявляемых к личности, что в дальнейшем может явиться одной из основных причин кризисных явлений.
Обозначенные предпосылки выступают в качестве социокультурного фактора, предусматривающего необходимость реализации такого педагогического условия, как осознание цели профессиональной подготовки. Реализация данного условия позволит воздействовать на ценностно-смысловые отношения, определяющие профессионально-личностную позицию.
Фактор социального воздействия на личность проявляется во взаимодействии преподавателей и обучающихся. При этом подобное взаимодействие должно основываться на диалогичности общения преподавателя и обучаемого. Следовательно, в качестве следующего педагогического условия можно выделить психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления обучаемых. По мнению Н.М. Пейсахова [6], необходимость создания психологической службы в вузе обусловлена новыми требованиями к подготовке специалистов высшей квалификации. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности будущего специалиста.
Как показывает опыт профессиональной подготовки в вузе, ориентация только лишь на усвоение текстов путем заучивания приводит к получению формальных знаний, эффективность применения которых в практической деятельности весьма низка. В связи с этим зачастую возникают проблемы длительной адаптации выпускников вузов, занимающей достаточно продолжительный период, что порой приводит к разочарованию в профессии, смене профессиональной ориентации. Поэтому в качестве следующего педагогического условия профессионального становления целесообразно выделить практико-ориентированный характер обучения. При этом целенаправленность процесса овладения умениями и навыками усиливается, если практическая деятельность обучаемых приобретает научно-исследовательский характер: данный вид работы активизирует творческие возможности, развевает мышление, логику, самоконтроль, самоанализ и самооценку, способствует возникновению стремления к самообразованию, развивает индивидуальные личные качества и профессионально педагогические умения.
Научные изыскания А.А. Реан [7], проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация.
Таким образом, успеваемость обучаемых зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. При определённых условиях (при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом покрывается посредством развития мотивационной сферы (возрастания профессионального интереса), и обучаемый добивается больших успехов. Следовательно, в качестве еще одного условия формирования мотивационного компонента профессионального становления обучаемых можно выделить развитие интереса к профессии.
Таким образом, успешное формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих специалистов в условиях вуза будет обеспечено реализацией таких педагогических условий, как:
1) осознание цели профессиональной подготовки;
2) психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления;
3) практико-ориентированный характер обучения;
4) развитие интереса к профессии.

Использованная литература:
1. Горнова Н.В., Железовская Г.И. Профессионально-личностное становление будущего учителя / Монография. – Балаково: Изд-во филиала ПИ СГУ, 1999. – 108 с.
2. Новицкая Е.Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Саратов, 2002. – 24 с.
3. Борытко Н.М., Сергеев Н.К. Профессиональное воспитание студентов вуза / Учеб. Пособие. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 120 с.
4. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика / Учеб. пособие для высшей школы. М.: Деловая книга, 2004. – 192 с.
5. Поваренков Ю.Л. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.
6. Пейсахов Н.М Проблема психологической службы в высших учебных заведениях // Психологическая служба в вузах. – Казань: Изд. Казан.ун-та, 1981. – С. 54–59.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

Всего комментариев: 1
avatar
0
1

В связи с этим представляется перспективным рассмотрение компонентного состава профессионального становления будущих специалистов, установления их влияния на эффективность данного процесса. Следует заметить, что практически все исследователи в состав профессионального становления включают мотивационный компонент, формирование которого требует теоретического обоснования. Помимо этого исследователи обращают внимание на необходимость решения такой сложной задачи профессионального становления студентов, как преодоление кризисных явлений, которые обусловлены потерей у студентов интереса к учёбе, утратой перспектив профессионального развития и т.п. Отмечено, что чаще всего проявляется мотивационный кризис, детерминирующий другие виды кризисов.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика