РАЗРАБОТКИ

Другие модули


урок-исследование

Урок–исследование как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство получения новых прочных знаний по предмету

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.
Георг Кристоф Лихтенберг.

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать …материал для перемалывания, стирает сама себя…так и подвижный ум, лишенный серьезной работы… станет причиной своей собственной гибели.
Я.А.Коменский. Великая дидактика.

Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Уроки-исследования направлены на самостоятельный поиск знаний.
Проводя исследования, ученики знакомятся с такими понятиями как факт, гипотеза, мнение, доказательство, критерий и т.д.
Дети учатся:
-анализировать
-классифицировать
-сравнивать
-выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев
-рассматривать проблему с разных точек зрения
-проверять
-доказывать
-устанавливать последовательность
- устанавливать причинно-следственные связи
-делать умозаключения
-комбинировать
-преобразовывать
-предсказывать
-придумывать новое
-вести диалог и решать проблемы в малых группах
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:
-ставить исследовательские вопросы
-формулировать проблемы
-выдвигать гипотезы
-составлять план работы
-вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.
Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов свой работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, таблица, макет, модель, сценарий, рассказ, доклад и т.д.
Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений. Вот почему так важно научить ребенка самостоятельно мыслить.
Следует сразу отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок-исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 минут. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.
Знания от учителя к ученику передаются в ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега», а не «субъект»-«объект», как в традиционном типе урока.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет особую структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока-исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Ведущей ценностью урока-исследования является ценность процесса движения к истине. Урок-исследование - это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!!!
Применение метода исследования (или открытия) как единицы обучения, обеспечивающее творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний, предполагает наличие некоторых этапов проведения исследования, которые в той или иной мере соотносятся с различными этапами цикла продуктивного мыслительного акта. Эта этапность и характеризует сущность методики обучения, в основе которого и лежит метод исследования.
Целесообразно выделять две разновидности методики- индуктивное и дедуктивное исследование. Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:
1. мотивация
2. исследование (может быть в малых группах)
3. обмен информацией
4. организация информации
5 связывание информации, оценка
6. подведение итогов: рефлексия
7 применение
8 постановка новых вопросов
6 основных этапов исследования следуют друг за другом, а два дополнительных этапа (7-8) могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать. В связи с тем, что индуктивные и дедуктивные исследование направлены на развитие разных целей- открытие в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности.
Индуктивное исследование Этапы исследования Дедуктивное исследование
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, которая вызывают психологическую необходимость поиска ее решения и будет являться регулятором этого поиска Мотивация Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза- обобщение- обуславливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования
Поиск решения проблемы Исследование Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения
Изложение результатов исследования Обмен информацией Изложение результатов исследования
Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения Организация информации Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы
Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения Связывание информации Формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения)
Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления Подведение итогов. рефлексия Оценивание «малых гипотез», вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия процесса мышления
Использование открытого принципа нового знания, решения, идеи в новых условиях, обеспечивающее подлинное понимание нового знания Применение Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев.
Этап мотивации- ключевой этап как в индуктивном, так и дедуктивном исследовании. От этапа мотивации во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы проблема возникла сама собой и у учащихся появился стимул ее разрешить.
Формулирование проблемы означает плавный переход ко второму этапу- этапу исследования. Лучше всего проводить этот этап в группах с разным исходным материалом, на основе которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы.
Наличие нескольких групп, использование разного материала для решения проблемы делает целесообразным следующий этап- этап обмена информацией, когда каждая группа делится своими находками по проблеме, высказывает свое мнение о проблеме.
Соотнесение своего и чужого вывода наводит на следующий этап- связывание и организация информации. На этом этапе происходит группировка, анализ, синтез, дети должны найти общий принцип, закономерность, общую идею, сделать свое маленькое открытие сами.
Дальнейшие этапы исследования помогают детям глубже понять обобщение, к которому пришли в результате исследования и возможность перенести это обобщение на другие науки, найти те же закономерности, принципы действия…
Умелое руководство исследованием учителем приводит детей к мысли, что достигнутое ими –это процесс их самостоятельного труда, то открытие, к которому учитель вел детей на протяжение всего занятия- это их открытие. Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке.

Литература:

1. Одаренный ребенок: особенности обучения: Пособие для учителя / Наталья Борисовна Шумакова, Наталья Игоревна Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой.-М.:Просвещение,2006.-239с.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под. Ред. В.Д. Шадрикова.- М., 2003.
3. Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике. / Н.В. Софронова.- М.: Высшая школа, 2004 г.).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены