РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта моей работы

Из опыта моей работы.
Учитель математики
МОУ СОШ №5
г. Кстово
Нижегородской области
Гущина Татьяна Леонидовна

2011 год

Введение.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Дистервег А.
Посмотрите, как современно звучит мысль немецкого педагога! Конечно, каждый ребенок должен унести из школы не только багаж знаний, но и умения самостоятельно их добывать. Наверное, главная цель образования и состоит в том, чтобы научить наших детей лучше ориентироваться в этой сложной жизни, найти в ней своё индивидуальное место, помочь увидеть жизнь во всем её многообразии. Свою главную учительскую и просто человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь ученику стать ответственной и в тоже время творческой личностью.
1. Учение с «аппетитом».
Все знания, которые получает ребенок, он должен «поглощать с аппетитом». Ведь только тогда они пойдут ему на пользу. Если ребенку будет интересно на уроке, то и вопрос дисциплины отпадет сам собой. На уроке я уделяю много внимания созданию атмосферы уважения друг к другу. Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески – для меня важная педагогическая задача. Стараюсь научить детей вырабатывать своё мнение по всем вопросам. Бережное отношение к мнению ребенка повышает его самооценку , побуждает его к творчеству. И тогда урок будет не скучным делом, а живым и интересным процессом. «Необычное лучше запоминается», - писал В.Ф. Шаталов. Я полностью с ним согласна. Поэтому на своих уроках математики мы учим правила в стихах, отгадываем загадки, сочиняем сказки. Приведу несколько примеров своих загадок и правил в стихах:

Чтоб на уроке нам не скучать,
Правила будем в стихах сочинять.
И повторять будем вместе все дружно,
Нам их запомнить надолго всем нужно.

Тема «Проценты»:
Загадка:
Одной я сотою зовусь,
В расчетах вам всем пригожусь.
Но лишь три буковки убрать,
Могу я денежкою стать.

Как проценты в дробь обратить?

Чтобы проценты нам в дробь обратить,
Надо число их на сто разделить.

Как дробь перевести в проценты?

На 100 процентов дробь умножай,
Выраженье в процентах её получай.

Тема «Пропорции»:

Загадка:

Равенству двух отношений давно
Названье красивое было дано.
Стоит три буквы от слова убрать,
Частью еды оно может стать.

Основное свойство пропорции:

Свойства пропорции знать мы должны,
Произведения накрест лежащих равны.
Крайние можешь местами менять,
Средние можешь переставлять.

Тема «Правило раскрытия скобок»:
Каждое не обижаем,
Каждое умножаем.

Тема «Сумма углов треугольника»:
Встретились однажды два прямых угла,
С углами треугольника поспорили тогда.
Одни углы кричали: «Нас больше, целых три».
Другие отвечали: «Но в сумме больше мы».
Услышал треугольник их этот разговор:
«Друзья мои, хотите, я разрешу ваш спор.
Зачем так много слов за спором таковым?
Сумма моих углов равна ведь двум прямым».

Тема «Правильные многоугольники»:
Загадка:
Он выпуклый многоугольник,
Все стороны его равны.
И все углы равновелики.
Чьи данные нам здесь даны?

2. «Впереди – теория»
(В.Ф. Шаталов)
Самое главное и трудное в нашей работе - это научить каждого ребенка. А ведь дети все разные: смышленые и не очень. Особенно трудно это сделать при обучении математике. Здесь очень важно помнить, «что только усвоив теорию, можно приступать к практике» (В.Ф. Шаталов). В своей практике я широко использую в работе с ребятами составление конспектов. Работа над ними состоит из 6 этапов:
• Составление вопросов для самопроверки (только в 5-6 классах).
• Схематическое раскрытие темы (составление конспекта).
• Поиск ответов на вопросы с помощью учебника.
• Изучение конспекта дома.
• Оценка родителей, одноклассника.
• Оценка учителя.
В 5-6 классах идет обучение составлению конспектов, а в 7-11 классах учащиеся самостоятельно составляют конспекты по темам. Если ребенок перескажет содержание конспекта 2-3 раза, то, наверняка, он его запомнит надолго.
Пример такого конспекта в 5 классе приведен ниже:

Конспект №3 в 5 классе по теме
«Сложение и вычитание натуральных чисел»

Вопросы:
1). Компоненты сложения.
2). Законы сложения.
3). Какое действие называется вычитанием?
4) Компоненты вычитания.
5) Правила вычитания.

Оценка родителей:
Оценка одноклассника:
Оценка учителя:
Итог:

Конспект:
Сложение
a+b=c
слагаемые сумма
Законы сложения:
I. Переместительный: a+b=b+a
II. Сочетательный: a+(b+c)=(a=b)+c
Правило: a+0=a
Вычитание

a-b=x, если x+b=a
5-3=? ?+3=5
a-b=c разность
уменьшаемое вычитаемое
Правила вычитания:

I.a-(b+c)=a-b-c
a-(b+c)=a-c-b
100-67=100-(60+7)=100-60-7=33

II.(a+b)-c=a-c+b
(a+b)-c=b -c+a
68-40=(60+8)-40=60-40=8=28

III.a-0=a

IV.a-а=0

3."Математика-царица наук, арифметика- царица математики"
(К. Гаусс)
О математике в народе говорят,
Что очень непонятна и сложна.
За сухость ее многие хулят,
Что в жизни она вовсе не нужна.
А математика - красива и проста,
А Гаусс называл: «Царица всех наук».
И хочется, чтобы для всех была
Она как добрый и надежный друг.

На каждом уроке мы должны давать понять ученику, что математика не оторванный от жизни предмет. Убедить детей в этом мне помогает проведение почти на каждом уроке «пятиминуток», где я знакомлю ребят с приемами устного счета, учащиеся выступают с сообщениями из истории математики. На «пятиминутках» мы решаем занимательные задачи, задачи с практическим содержанием, показываем презентации по изучаемой теме, отгадываем кроссворды, читаем свои творческие работы: стихи, сказки, рассказы по изучаемой теме. Пять минут, а урок становится более красочным и незабываемым.

4. «Маленькие учителя».
Очень многие педагоги в своей работе прибегают к помощи учеников. Я также считаю детей своими помощниками. Порой то, что изложит ученик своему однокласснику, он воспринимает значительно лучше, чем если бы это сделали мы, учителя. Поэтому я активно использую в своей работе помощь «консультантов по предмету», работу в парах (опрос друг друга), работу в группах. Причем очень хорошо, когда дети-«учителя» приходят на помощь в младшие классы, помогают провести внеклассные мероприятия по предмету.

5. «Посильные трудности».
Вспомните себя. Вам нравилось в школе выполнять только то, что у вас хорошо получалось. Главный принцип, которым нельзя пренебрегать – это принцип «посильных трудностей». Ученик должен постепенно овладевать новыми знаниями, а учитель умело ставить «посильные трудности», которые ребенок должен преодолеть на этом пути. Можно сравнить это с прыжками в высоту. Не каждый сразу возьмет большую высоту. Лишь постепенно, её увеличивая, можно добиться хорошего результата. К сожалению, не все составители учебников помнят об этом. Обучение ученика математике не цель, а средство на пути совершенствования личности ученика. Поэтому необходимо дать возможность каждому ученику расти настолько, насколько он способен.

6. Внеклассная работа.
Чтобы заинтересовать ребят своим предметом одних уроков недостаточно. Иногда самый слабый в математике ученик может проявить себя во внеклассной работе. Почувствовать свою значимость. И в этом случае не надо жалеть похвалы, может быть даже оценки «5». Любому ученику хочется почувствовать себя лучшим. Мы с ребятами каждый последний урок в четверти проводим в форме игры: «Брейн-ринг», «Математическое поле чудес», «Математический марафон», «Что? Где? Когда?», «Математическая рыбалка» и т.д. Сейчас на учительских сайтах можно найти очень много интересных разработок уроков. И, конечно, большую возможность для творчества дает кружок. Именно там можно уделить внимание олимпиадным задачам, подготовить выступления перед младшими школьниками на традиционных неделях математики. Не нужно забывать напоминать детям об участии в различных математических конкурсах и олимпиадах: «Кенгуру», «Альбус», «Эврика», «Покори Воробьёвы горы» и т.п.

Заключение.
В своей статье я остановилась кратко на самом главном в работе учителя. Это на мой взгляд. Я считаю, что самое важное в нашей работе, это ответственное отношение к своим обязанностям и любовь к детям. А дети всегда чувствуют отношение к ним и отвечают тем же!

Учитель, скажем в наше время
Живучее довольно племя:
Умны, сильны, орлы.
Лихая нам досталась доля,
Съедаем ни один пуд соли.
И, будь на то господня воля,
То жили б в школе мы.
Менять лишь кредо нам не нужно!
Вперед идти по жизни дружно,
Выдумывать, творить!
Учить детей наших с душою,
Делиться с ними теплотою,
Любовью, счастьем и мечтою,
И радость им дарить!

В работе использованы материалы:

1. Дистервег, Адольф — Википедия.
2. Шаталов, Владимир Александрович — Википедия.
3. Гаусс, Карл Фридрих — Википедия.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены