РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Наши подземные богатства

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ
"НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА".
Тема урока: Наши подземные богатства.
Класс: 4
Цели урока: сформировать представление учащихся о подземных богатствах;
познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,
свойствами, способами добычи, охраной полезных ископаемых;
развивать познавательную активность, умение работать с картой,
атласом-определителем, коллекционным мат ериалом;
развивать речь детей, умение сравнивать,делать выводы, мыслить
логически.
Продолжать развивать патриотические чувства, чувство гордости за свою
страну.

Оборудование:интерактивная доска
физическая карта Россия, карта края,
коллекция полезных ископаемых,
раздаточный материал, атлас-определитель"От Земли до неба",
коллекция "Нефть и ее производные, "Каменный уголь и его
производные".

1.ОРГ.МОМЕНТ.
-Здравствуйте,ребята!Садитесь.
Прозвенел звонок,дружок!
Начинается урок.
Мы тихонечко сидим,
На учителя глядим.

2.Сообщение темы урока.
Сегодня,ребята, мы с вами совершим необычное путешествие.Мы будем путешествовать по поверхности Земли и опустимся в самые ее глубины, к самому центру.(на интер.доске появляется фото вездехода,на котором и будет происходить наша экскурсия).
Наша планета существует миллиарды лет.Природа за время существования Земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Эти сокровища то ТВЕРДЫЕ в виде кристаллов( на доске изображение циркония,горного хрусталя),то ЖИДКИЕ(вода и нефть), то в виде пара и газа.
Сокровищами являются лечебные грязи, сверкающие драгоценные камни. строительные пески, керамические глины, минеральные удобрения.
Одни сокровища лежат почти на поверхности Земли, другие скрыты на глубине нескольких километров.Одни полезные ископаемые образуются и в настоящее время, другие родились сотни миллионов лет назад. На Земле постоянно происходят процессы создания и разрушения полезных ископаемых.
3. Беседа о горючих полезных ископаемых.
Энергия сегодня- это тепло в доме, источник движения машин и механизмов, свет в квартире, работа техники и многое другое.(речь учителя сопровождается фото на доске).
Еще древнейшие люди поняли, что легче жить при свете и тепле костра, в котором горят дрова. Именно дрова явились одним из первых источников энергии. Среди других источников люди используют энергию ветра, солнца, речной воды, морского прилива.

А геологи ищут самые надежные "двигатели жизни"-нефть,газ,уголь,торф.
Геология-наука о Земле. Поэтому геологи изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать.
Под поверхностью нашей планеты сосредоточены моря и озера нефти и газа.
Однажды в одном селении на окраиверхности пленку.
Люди ищут и находят нефть самыми разными способами. Иногда нефть сама поднимается и выливается на поверхность Земли, но чаще ее приходится искать. Нефть-основной источник энергии на Земле. Из нее получают бензин, керосин, мазут.вазелин, лаки и пластмассы.
Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины( на доске видеоизображение нефт.вышки).
Но нефть сама из Земли просто так не выходит , ее выкачивают специальными насосами.
-Ребята, перед вами лежат таблицы.Давайте заполним таблицу" Полезные ископаемые".
-Отгадайте загадку:
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.
(природный газ)
Над залежами нефти располагаются воздушные подушки, наполненные газом. Газ- очень легкое вещество. Вы не раз видели, как он горит в газовой плите.По мнению ученых, газ, как и нефть, образовался из растений и животных, которые когда-то жили на нашей планете.
Газ-очень хорошее топливо. Он бесцветный, без запаха, легкий (легче воздуха), горит.
Чтобы добыть газ из-под Земли, бурят скважины, по специальным трубам газ идет в разные районы нашей страны и в другие страны.
Дети продолжают заполнять таблицу" Полезные ископаемые".
-Ребята,из-за того, что газ не имеет запаха и цвета, его утечка очень опасна. В природный газ, который в наших газовых плитах, добавляют специальные вещества с резким запахом, чтобы в случае утечки люди могли его почувствовать.
-Ребята, представьте, что мы с вами на машине времени перенесемся в далекое-далекое прошлое. Перед нами предстали бы огромные леса с высокими деревьями, их высота достигала 10-20 метров, кругом огромные насекомые и животные.(на доске картинка каменного периода).
Со временем эти гигантские растения погибали, отмирали,перегнивали.Из их остатков растений образуется ТОРФ. Основным растением, из которого образовался торф-мох сфагнум. Болота-место рождения торфа,это царство влаголюбивых трав, кустарников.(на доске фото).Каждую осень травы засыхают и отмирают, а кустарники и деревья сбрасывают листву и хвою. Во влажной почве болот погибшая растительная масса гниет, превращаясь в торф. Его раньше называли "земляным маслом", горючей землей из-за его свойства-горючесть.
О том, что торф горит, люди знали давным-давно. В Европе торф добывают с 12-13 веков.Сохранилась переписка настоятелей двух монастырей в Нидерландах. В этих письмах речь шла о разрешении рыть торф на болотах, принадлежащих одному из монастырей. Письма датированы 1113 годом.
Продолжаем заполнять таблицу "Полезные ископаемые".
Торф известен не только , как топливо. Из него раньше строили жилища, он служит для изготовления картона,черепицы и даже тканей( половиков и ковров). Из торфа делают лекарство, которым лечат болезни глаз, почек, сердца. Торф используется и как удобрение. Торф постепенно превращается в БУРЫЙ УГОЛЬ. В буром угле уже не заметны остатки растений, он не очень плотный и не блестит.Бурый уголь находится ближе к поверхности, его легко добывать ,он при горении оставляет много золы.
Растения , жившие на Земле много миллионов лет назад, оставили нам в наследство залежи КАМЕННОГО УГЛЯ. Каменный уголь в недрах Земли со временем превращался в особенно ценный уголь-АНТРАЦИТ. А вас на столах представлены образцы каменного угля и антрацита.Сравните их.(дети рассматривают образцы каменного угля и антрацита).
-Давайте обсудим свойства каменного угля и антрацита.Каменный уголь черного цвета, плотный,практически не блестит. Антрацит- уголь черного цвета, плотный, с сильным металлическим блеском.
Антрацит дает больше тепла при сгорании, чем каменный уголь.
Продолжаем заполнять таблицу " Полезные ископаемые".
Уголь существует бурый, каменный уголь, антрацит.
Уголь есть и на территории Московской области, но он здесь лежит глубоко (300м и более), поэтому его не выгодно добывать. Залежи угля находятся в Новгородской, Тверской, Смоленской, Рязанской и других областях. Это место, где залегает уголь, называется Подмосковный угольный бассейн.
Из 95 месторождений Подмосковного угольного бассейна некоторые уже выбраны полностью. На поверхности остались горы пустых пород, их называют ТЕРРИКОНАМИ.
Ветер и вода разносят эти пустые породы, загрязняя воздух, реки. Люди используют эти породы: делают из них насыпи для дорог, засыпают овраги, болота.
Уголь, помимо топлива, используются в химической промышленности: из него получают краски, пластмассы.
Все полезные ископаемые , о которых мы с вами говорили, можно объединить в одну группу. Какую?(ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ).
4. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же джорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
5. Беседа о строительных полезных ископаемых.
-Ребята, теперь мы с вами поговорим о другой группе полезных ископаемых, которые широко используются в строительстве. Очень известный строительный материал-ГРАНИТ.
У вас на стволах представлены образцы гранита. Рассмотрите их. Какой гранит?( состоит из розовых , черных и прозрачных зерен).В переводе с итальянского "гранит" означает "зернистый2. Рассмотрите гранит подробнее. Цветные зерна розового цвета-это полевой шпат, полупрозрачные-кварц, черные-слюда.( "Атлас-определитель" с.11).Гранит рождается в глубинах Земли при температуре 650-750 градусов.
Ребята, как вы думаете, какое свойство гранита используется в строительстве?
Он очень прочный,хорошо полируется и становится очень красивым.
Дети продолжают заполнять таблицу "Полезные ископаемые".
Из гранита строят набережные, станции метро, памятник.(Рассказ учителя сопровождается фото на интер.доске).На доске фото памятнику Петру1 в Санкт-Петербурге.(Учитель читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник").
Этот памятник установлен на огромном гранитном камне. Он такой огромный, что в его перевозке участвовали более 5000 человек.
При разрушении гранита образуется очень известное полезные ископаемые-ПЕСОК и ГЛИНА.Песок-сыпучий, состоит из мельчайших частичек.(дети рассматривают песок, лежащий у них на партах).Он является наполнителем бетона, материалом для плотин и дамб.Из песка варят огромные стекла,делают хрустальные изделия.(фото)
Глина-очень известное полезное ископаемое.Самое главное ее свойство, которое использует человек-пластичность.Глина расположена по берегам рек,в оврагах и низинах.Отыскать ее помогут некоторые растения:ель, осина, ольха.(рассказ учителя сопровождается фото этих деревьев).Из глины делают кирпичи, черепицу, цветочные горшки,посуду,вазы.
Дети продолжают заполнять таблицу"Полезные ископаемые"
-Ребята, перед вами на столах лежит плотный белый камень-это ИЗВЕСТНЯК.Он образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. В обычном известнике остатки живых микроорганизмов, как правило, можно увидеть только через микроскоп. Зато они хорошо видны в известняке-РАКУШЕЧНИКЕ.(учитель демонстрирует образец).Известняк, как обычный, так и ракушечник, используются в строительстве.С разновидностью известняка вы сталкиваетесь каждый день-это мел.
Дети заполняют таблицу"Полезные ископаемые".
МРАМОР-это видоизмененный известняк. Он широко используется в скульптуре и строительстве.
6. Беседа о рудных полезных ископаемых.
-Ребята, мы с вами поговорили о двух группах полезных ископаемых. Но нас с вами окружают машины, инструменты, механизмы. Они сделаны из МЕТАЛЛА.Известно 85 водов металла.
В природе металлы находятся в виде разнообразных соединений-минералов.Известен минерал-железная руда.Этот минерал служит источником железа. У железной руды есть очень важное свойство-плавкость.На металлургических заводах ее плавят при огромных температурах, из руды получают ЧУГУН и СТАЛЬ.(на доске сюжет о выплавке чугуна и стали). Чугун в чистом виде почти почти не применяется. Сталь-основное сырье для машиностроения,для изготовления инструментьв и многого другого.
Продолжается заполнение таблицы"Полезные ископаемые".Добывают железную руду в шахтах и карьерах.Ее нужно использовать экономно.Ведь ее залежи небесконечны, как впрочем, и другух полезных ископаемых.
Как человек может бережно расходовать полезные ископаемые мы поговорим на следущем уроке.
7.Работа с картой московской области.
-Ребята, на столах у каждого из вас лежит карта Московской области. Рассмотрите ее и скажите, какие полезные ископаемые добывают в нашей области и в нашем районе.(песок, торф,глина,другие).Учитель после ответов детей вывешивает на доску условные обозначения названных детьми полезных ископаемых.
8.Подведение итогов урока.
Давайте разгадаем кроссворд и вспомним о каких полезных ископаемых шла речь на этом уроке.
По горизонтали: По вертикали:

1.Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг. 1.Если встретишь на дороге,
Дома, ступени, постаменты То увязнут сильно ноги.
Красивы станут и заметны. А сделать миску или вазу
(гранит) Она понадобится сразу.

(глина)
3. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
( мел) 2. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобрение.
(известняк)
4. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе, 7. Росли на болоте растения,
Он и на стройке, и на пляже, Стали топливом и удобрением.
И он с стекле расплавлен даже. (торф)
(песок)

5. По трубе течет, пироги печет.( газ) 9. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали
Он и черный, блестящий,
Помощник настоящий.
6. Без нее не побежит ( уголь)
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(нефть)

8. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи.
( руда)


9. Домашнее задание.
Подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены