РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Баскетбол. Программа по развитию двигательных способностей для детей 12-17 лет.

Как правило, занятия секции посещают наиболее успешные ученики, пытающиеся реализовать себя в этом виде деятельности. Ученики ставят перед собой цель - попасть в сборную команду и участвовать в соревнованиях по баскетболу.
В процессе обучения, ребята не только получают навыки игры, тактического мышления, но и учатся быть упорными, трудолюбивыми.
Баскетбол - командная игра, поэтому надо уметь мыслить "коллективно", думать не только "за себя", но и о команде. Умение действовать в коллективе, мыслить "командно" - дает возможность научиться правильно, общаться в коллективе, учитывать не только свои интересы, но и товарищей.
Участие в соревнованиях сплачивают. Сознание того, что они являются членами команды, придает детям чувство уверенности в себе.
Данная программа рассчитана на детей 12-16 лет.
Занятия проходят два раза в неделю по 3 часа.

Учебно-тренировочный раздел.
Общая физическая подготовка.
Бег 10-15 минут. Кросс в чередовании с ходьбой до 30 минут. Повторный бег, переменный бег. Спринт. Ускорения с низкого старта. Ускорения с сопротивлением. Подтягивание, отжимание. Использование отягощений. Упражнения в парах с сопротивлением. Прыжки с места из полного приседа. Прыжки с места.
Упражнения со штангой.

Специальная физическая подготовка.

Прыжки через скакалку. Прыжки с места, с высоты 70 см., выпрыгивания до щита. Тройной прыжок с места. Напрыгивание на высоту. Выпрыгивания из полного приседа с одной ноги. Многократные перепрыгивания через препятствия с двух на две.
Бег с рваным темпом. Ускорения по сигналу. Челночный бег. Челночный бег елочкой. Ускорения из различных положений. Ускорение после выполнения небольшого задания.
Упражнения со штангой 20% от собственного веса; выпрыгивания из полного приседа, выпрыгивания из полу приседа, выпрыгивания из полного приседа на возвышение, перемещения приставными шагами влево вправо по сигналу и без сигнала, перемещения приставными шагами влево вправо повторяя движения ведущего (лицом друг к другу).
Семенящий бег на месте на частоту.

Технико-тактическая подготовка.

Стойка игрока. Передвижения игрока в стойке. Передвижения приставными шагами вправо-влево, вперед-назад повторяя движения партнера (упр. "зеркало"). Передвижения приставными шагами вправо-влево,
вперед-назад по сигналу преподавателя.
Остановка прыжком. Остановка по сигналу. Остановка в два шага. Повороты на месте после остановки.
Передачи мяча на месте и в движении. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Передача мяча во встречных колоннах со сменой мест. Передачи мяча в движении в тройках с броском по кольцу.
Передачи в движении двумя мячами.
Ведение мяча правой и левой рукой по прямой и с изменением направления.
Бросок мяча со штрафной. Бросок мяча после получения передачи. Бросок мяча в корзину после движения. Броски в прыжке с точек. Броски с пассивным и активным сопротивлением.
Игра 1 против 1-го. Взаимодействие 2-2-х,3-3-х.Зонный и личный прессинг. Обоюдная игра с заданием.
Личная и зонная защита. Учебная игра.

Контрольный раздел.
Физическая подготовленность определяется по результатам в тестах:
бег 100 м.
бег 3000 м.
подтягивание
отжимание
прыжок с места
тройной прыжок с места
бег 20 м. с высокого старта
Техническая подготовленность:
штрафной бросок
бросок в прыжке после движения
ведение мяча, обводя стойки (по восьмерке)
передача мяча после поворота на 180* двумя руками от груди

Нормативные требования по физкультуре. Основная группа. Юноши.

Баллы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Бег 100 м (сек). 13.2 13.5 13.8 14.2 14.5 14.8 15.0 15.3 15.5 16.0
Бег 3000 м. (сек). 12.00 12.20 12.50 13.20 13.50 14.20 14.50 15.20 15.50 16.20
Подтягивание (раз). 12 10 9 8 7 6 5 4 3 2
Отжимание (раз). 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5
Прыжок в дл.
с места (см) 250 240 230 220 210 200 190 180 170 160
Тройной прыжок
с места (см). 750 725 700 675 650 625 600 575 550 525
Бег 20 м с высокого
старта (сек). 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.8 4.0 4.2 4.4 4.6

Последовательность обучения техническим приемам.

Большинство упражнений, используемых при формировании техники довольно сложны, а для большинства и не знакомы. Необходим правильный показ. Практика показывает, что одноразовая демонстрация изучаемого элемента недостаточна. Неплохо привлекать для показа сложных элементов игроков сборной по баскетболу. При начальном изучении нельзя допустить элемент соревнования среди учеников, так как это может привести к ошибкам в технике. Многие движения необходимо начинать изучать без мяча. Например, такие элементы как бросок, передача мяча, повороты. Нельзя проводить обучение в конце занятия или после упражнений требующих значительного напряжения мышечных усилий и внимания. Применение игр и эстафет с использованием ранее изученных элементов позволит глубже закрепить пройденный материал. Преподаватель может успешно решать поставленные задачи, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на занятии.
Одним из приемов обучения является выделение основы технического приема или тактического действия. Основой может служить как часть двигательного действия, так и одна из его биомеханических характеристик. Например, в передаче мяча основой будет являться положение рук на мяче, в броске базовым элементом будет служить положение ног и локтя под мячом. В тактических взаимодействиях основой должны служить действия определяющие успешность всего выполнения в целом. Такие базовые элементы необходимо выделять и изучать в первую очередь и на них концентрировать внимание группы. К другим частям двигательного действия можно приступать в зависимости от времени, отданному на обучение данному элементу. Далее необходимо разучивать согласование отдельных частей движения.
Достижение запланированных результатов во многом зависит от подбора подводящих и специальных упражнений, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Также в процессе закрепления пройденного материала необходимо использование большого объема упражнений соревновательного характера.
Важно, чтобы при изучении нового материала не пересекались между собой действия в нападении и защите. Ученик должен научиться четко разделять не только эти понятия, но и сами действия.
При совершенствовании, естественно, необходимо сочетание разнообразных задач и большое внимание уделять интегральной подготовке.
Ниже приведена примерная последовательность изучения элементов баскетбола. В зависимости от условий работы преподаватель на основе этой последовательности может сам подобрать разнообразные упражнения и эстафеты для овладения техническими приемами и применения их на большой скорости.

Последовательность обучения технике передвижений в защитной стойке.
Базовым элементом для перемещений, как нападающего, так и защитника, является положение в стойке на полусогнутых ногах и постоянное сохранение равновесия. Защитники тренируют передвижения приставными шагами из положения спиной вперед и боком, а нападающие совершенствуют изменения направления и скорости при передвижении лицом вперед. Важно, чтобы при передвижении приставными шагами игрок не скрещивал ноги и не делал волнообразных движений вверх (не подпрыгивал).
Передвижение в защитной стойке приставными шагами левым и правым боком.
Передвижение в защитной стойке вперед и назад.
Передвижение в защитной стойке по заданию. Реакция на звуковой и зрительный сигнал преподавателя.
Упражнение "зеркало". Повторение действий партнера.
Выполнение передвижений в защитной стойке с совмещением изученных передвижений.
Выполнение защитных передвижений до и после различных защитных действий.
Примерные упражнения.
Бег по всей длине зала на полусогнутых ногах со скользящим касанием одной рукой пола, а затем двумя руками.
Обегание кругов с касанием рукой линии круга.

Последовательность обучения технике остановки в два шага и прыжком.
Базовым элементом здесь будет положение на согнутых ногах и расположение веса тела при остановке на сзади стоящей ноге. В момент выполнения остановки необходимо погасить силу инерции и занять положение, из которого будет возможность стартовать в любом направлении.
Изучение техники остановки без мяча.
Выполнение остановки по сигналу.
Остановка после ловли мяча.
Изучение остановки по окончании ведения.
Примерные упражнения:
Поочередно в шеренге выполнить прыжком на месте стойку с выставленной вперед ногой, присесть на сзади стоящей ноге и коснуться рукой пола возле нее. Тоже на другой ноге.
Тоже, но при движениях в колонах по залу.
Двигаясь в колоннах выполняя остановки по зрительным и звуковым сигналам.

Последовательность обучения технике поворотов.
Выполнение поворотов без мяча.
Выполнение поворотов с мячом.
Выполнение поворотов с мячом, укрывая его от пассивного защитника.
То же, но против активного защитника.
Выполнение поворотов после ловли и остановок по окончания ведения.

Последовательность обучения технике передачи мяча.
Ловля и передача мяча на месте.
Передача и ловля мяча на месте, но в момент ловли перенос веса тела на сзади стоящую ногу и в момент передачи перенос веса тела на впереди стоящую ногу.
Передача мяча в сторону.
То же, но только с шагом впереди в сторону выполняемой передачи.
Последующие движение игрока в сторону выполняемой передачи.
Движение игрока в противоположную сторону выполняемой передачи.
Передача мяча игроку, двигающемуся на встречу.
Передача мяча игроками двигающимися навстречу.
Передача мяча игроками двигающимися параллельно.
Передача мяча с пассивным сопротивлением и с активным сопротивлением на месте и в движении.
Базовым элементом во время обучения передаче и ловле мяча является положение рук на мяче, при котором кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Ладони мяча не касаются. Касание идет только пальцами и мозолями. Мяч посылают вперед за счет выпрямления рук с добавочным движением кистей, придающим мячу обратное вращение.
Примерные упражнения для развития "выстреливающего" движения при передаче.
Сжав руки перед грудью пальцами вперед, выбросить кисти вперед, как бы "выстрелив" ими.
Игроки стоят в парах и "стреляют" мячами друг в друга. В движении участвуют только кисти.

Последовательность обучения технике броска мяча в движении с двух шагов.
Основным элементом является согласование приведения мяча в исходное положение для броска с двухшажным ритмом. Этот элемент чаще всего применяется при стремительных проходах к щиту. Игрок получает мяч в движении под правую или левую ногу, а затем делает широкий шаг другой ногой и отталкивается вверх вперед. При этом, стараясь приземлиться не за щитом, чтобы поучаствовать за отскок мяча в случае промаха.
Построение во встречных колоннах с водящим посередине, который на вытянутых руках в стороны держит по мячу. Игроки с двух сторон двигаются шагом, поравнявшись с ведущим, берут мяч вытянутыми руками в сторону под одноименною ногу и выполняя двухшажный ритм, передают его во встречную колонну. Передав мяч в колонну напротив броском, уходят вслед за мячом в конец колонны. Направляющие, перебегая во встречные колонны, возвращают мяч на руки водящего. После запланированного выполнения колонны меняются местами, чтобы отработать прием мяча под другую ногу.
Тоже, но в ускоренном темпе.
Упр. №1, но водящий стоит на границе 3-х секундной зоны и держит только один мяч. На правой стороне площадки игроки снимают мяч с руки водящего под правую ногу и, выполняя двухшажный ритм, отталкиваются для броска в корзину с левой ноги. На левой стороне площадки игроки берут мяч под левую ногу, отталкиваясь в момент броска правой ногой.
То же, но на границе 3-х секундной зоны на полу лежит мяч. Игроки, поравнявшись с мячом, подбирают его под правую ногу на правой стороне и под левую ногу на левой стороне площадки. Заканчивая движение двухшажным ритмом, атакуют кольцо с отскоком от щита.
"Веревочка". С обеих сторон кольца выстраиваются две колонны на границе 3-х очковой линии. Из правой колонны направляющий начинает ведение мяча правой рукой под левую ногу и заканчивает выполнение атакой корзины в движении с двух шагов. Двухшажный ритм заканчивается отталкиванием с левой ноги. Бросок выполняется правой рукой, дальней от защитника. Игрок из противоположной колонны подбирает мяч и передает его снова в колонну, из которой началось выполнение упражнения и занимает место в конце этой колонны. По истечении заданного времени или количества повторений упражнение начинается с левой стороны, но в зеркальном исполнении.
Расстановка та же. Броски в движении после передачи мяча из углов площадки. Пасующий уходит в конец колонны, выполнявший бросок подбирает мяч и занимает место в углу площадки. Броски можно выполнять с двух сторон.
Упражнение, способствующее закреплению двухшажного ритма.
"Баскетбольные салки"
Двое водящих за счет передач мяча стараются догнать одного из игроков и запятнать его не выпуская мяча из рук. При передаче мяча в движении игроки используют двухшажный ритм. Осаленный игрок присоединяется к водящим. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не будет осален.

Последовательность обучения технике броска мяча в прыжке.
Базовым элементом при обучению броскам является положение ног и рук перед броском (локоть бросающей руки расположен под мячом). После броска должно присутствовать "законченное" движение кистью. Кисть при выпрямленной руке будет смотреть вниз, напоминающее "гуся" (закрытая кисть). При броске движение туловища идет строго вверх. Броски с отклонением достаточно сложный элемент и приступать к его выполнению можно только при условии хорошо наработанной техники броска в прыжке.
Способов выполнения броска довольно много, в данной брошюре рекомендовано начинать изучение броска одной рукой от головы (сверху). Мяч выносится перед собой сильнейшей рукой в одноименной стойке на уровень чуть выше лба. После разгибания ног идет плавное разгибание руки. Вторая рука придерживает мяч сбоку. Законченное движение выполняет только одна рука.
Имитация броска. Выполнение движения без мяча.
То же, но в прыжке.
Построение в две шеренги лицом друг к другу. Броски в парах без прыжка (штрафной бросок). Все внимание на технику выполнения.
То же, но в прыжке.
Построение в 3 колонны перед каждым кольцом на расстояние не далее 3-х метров. Броски без отскока от щита.
Бросок мяча после окончания ведения.
Игрок в движении принимает передачу, выполняет остановку и бросок в прыжке.
Выполнение броска в прыжке с пассивным защитником.
Выполнение броска в прыжке с активным защитником.
Примерные упражнения.
Штрафной бросок на выполнение наибольшего количества забитых мячей подряд.
Бросок мяча в прыжке за минуту. Бросок выполняется с близкой, средней и дальней дистанции. В парах.
Броски в парах с заданных точек в радиусе 4-5 метров от кольца. Каждый игрок должен забить по два мяча подряд с каждой точки. Выигрывает та пара, которая справиться с заданием быстрее остальных. Необходимо пройти от 3-х до 6-и точек.
Броски с 2-х метров от кольца. Каждый игрок должен забить с каждой точки по 10 мячей. Мяч не должен касаться дужки кольца. 3 точки.

Последовательность обучения технике ведения мяча с изменением направления и скорости.
Прежде чем приступить к обучению технике ведения мяча необходимо изменение направления и скорости разучивать отдельно от ведения. Основой в обучении данному элементу будет изменение частоты движения рук и ног.
Построение в парах лицом друг к другу. Изменение скорости работы ног, рук по заданию преподавателя, затем по действию партнера напротив.
Построение в 2-х колоннах по лицевой линии. Направляющие колонн, двигаясь к противоположной лицевой линии, произвольно меняют скорость и направление бега. Каждая колонна выполняет задание на своей половине площадки.
То же, но на каждой половине 2 колонны. Один из игроков задает темп и направление движения, второй, находясь в метре от подопечного, старается повторить все его действия.
Ведение на месте с переводом мяча с руки на руку, изменяя высоту, скорость и направление отскока.
То же, но в движении.
Ведение с обводкой кругов. Ведение выполнять дальней рукой.
Салки с ведением в группах из 3-5 человек. Водящий с мячом пытается осалить всех игроков группы. Мячи могут иметь все участники.
Ведение мяча к противоположной лицевой линии, укрывая его от пассивного, а затем активного защитника.
Примерные упражнения для отработки дриблинга.

"Восьмерка" между ногами. Как в одну, так и в другую сторону. Мяч пола не касается.
Смена положений рук на мяче. Мяч "висит" между голеней. Правая рука придерживает мяч спереди - левая сзади. При смене положение рук меняется. Мяч не должен падать на пол.
Сед на полу, ноги врозь. Два удара мячом справа, между ног, перевести его на левую руку. Два удара мячом слева, между ног, перевести его на правую руку.
Ведение мяча стоя на месте. Выполнить сед на пол, не прекращая дриблинга, затем встать.
Перевод мяча по "восьмерке" (дриблинг) между ног сначала в одну сторону, затем в другую.
Перевод мяча справа налево за спиной.
Выполнять ведение на месте двумя мячами одновременно.
То же, но меняя темп и высоту отскока.
Ведение двух мячей, меняя скорость и направление движения.

Индивидуальные защитные действия:

Вырывание и выбивание мяча.

Базовым элементом при вырывании мяча является активный поворот туловища. В начальной фазе обучения все действия противника, препятствующего вырыванию и выбиванию, должны бать пассивны. Мяч необходимо поворачивать вокруг горизонтальной оси, что облегчает преодоление сопротивления соперника.
Построение в парах. Первый игрок захватывает мяч из рук второго и с поворотом туловища вырывает его. Игроки меняются ролями.
То же, но игрок, владеющий мячом, выполняет повороты на месте.
Защитник пытается захватить мяч у нападающего приземляющегося после подбора мяча на щите.
Для выбивания необходим короткий удар по мячу. Желательно, чтобы он был направлен снизу вверх. Доступнее всего выбивать мяч в момент ловли. Наиболее эффективно выбивание снизу из рук приземляющегося противника, который не принял мер предосторожности для укрывания мяча. Выбивание при ведении мяча более сложный элемент и при неудаче выполнения чреват проигрышем защитной позиции. Основным аспектом при изучении этого элемента является поддержание центра тяжести в момент выполнения приема. В противном случае, когда центр тяжести смещается вперед (имеется ввиду излишний наклон к мячу), восстановить правильную защитную позицию очень сложно.
Построение в парах. Выбивание мяча у игрока держащего мяч перед собой. Затем игрок, владеющий мячом, перемещает кисти вперед назад, вниз и вверх.
То же, но игрок с мячом выполняет повороты на месте.
Игроки стоят в парах у щита. Владеющий мячом имитирует подбор мяча на щите и опускает его вниз, не укрывая (что, естественно, в игровой ситуации является грубейшей ошибкой). В момент приземления второй игрок пытается выбить мяч коротким ударом снизу.

Перехват мяча.

Положительный результат в попытке перехвата мяча зависит от своевременности и быстроты действий защитника. Если же нападающий ждет передачи на месте, не выходя навстречу мячу, то перехватить его наиболее доступно. Опытные защитники стараются "усыпить" внимание нападающего своим не желанием перехвата и, в момент передачи, рывком овладевают мячом.
Передачи в тройках. Игроки располагаются на границе кругов. Защитник внутри круга старается перехватить мяч.
Передачу осуществлять без паузы, в одно касание.
Передача выполняется только в прыжке. Приземление на пол с мячом является ошибкой.
Выполнение передачи заданным преподавателем способом.
Передачи в пятерках. Стоящему рядом игроку пас отдавать нельзя.
Передачу осуществлять без паузы, в одно касание.
Передача выполняется только в прыжке. Приземление на пол с мячом является ошибкой.
Выполнение передачи заданным способом.
"Десять передач". Игроки делятся на две команды. Игра проходит на половине площадки. При игре 3х3 поле желательно ограничить половиной волейбольной площадки. Команда, владеющая мячом, должна набрать подряд десять передач без нарушения правил. Противник активно противодействует. Можно разнообразить правила. За фол начислять, например, два штрафных очка, а команду защиты, выбившую мяч в аут поощрять передачей мяча для начала игры.

Опека игрока.

Индивидуальные действия в защите по отношению игроку с мячом и к игроку без мяча различны. На выбор положения по отношению к нападающему также могут влиять индивидуальные особенности защитника.
Имеется ввиду соотношение у нападающего и защитника скоростных, весовых и ростовых данных.
Действия защитника против нападающего с мячом.
Не позволять нападающему занять выгодную позицию для атаки корзины.
Заставлять нападающего перевести мяч на слабую руку и оттеснять его к ближайшей боковой линии.
Воспрепятствовать передаче мяча лидеру соперника.
Действия защитника против нападающего без мяча.
Не позволять нападающему занять выгодную позицию для получения мяча.
Противодействовать передвижениям своего подопечного для взаимодействий с другими нападающими.
Воспрепятствовать выходу под щит для борьбы за отскок после броска.
Расположение защитника по отношению к нападающему без мяча различно, в зависимости от расстояния до игрока с мячом. Если подопечный игрок располагается в одной передаче от мяча, то защитная позиция будет служить для противодействия получению мяча. При опеке игрока на слабой стороне площадки (в двух передачах от мяча) защитник располагается так, чтобы видеть и нападающего и мяч. При этом он смещается ближе к 3-х секундной зоне, чтобы успеть подстраховать партнеров при прорыве нападающего с мячом под кольцо.
Всего комментариев: 1
avatar
1 Джесси • 18:35, 25.01.2012

Актуально.Применяя данную программу по развитию двигательных способностей у учащихся заметно повыситься уровень физической подготовленности, они успешно будут сдавать учебные нормативы.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены