РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игра как метод коррекционного воздействия на психологическое состояние студентов ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Игра как метод коррекционного воздействия на психологическое состояние студентов ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»



Как бы то ни было, для человека взрослого и наделенного чувством ответственности
игра – то, без чего он мог бы и обойтись.
Игра – по сути, избыточна.
Потребность играть становится настоятельной лишь постольку,
поскольку она вытекает из доставляемого игрой удовольствия.
Игру можно всегда отложить, она может и вовсе не состояться.
Она не бывает вызвана физической необходимостью
и тем более, моральной обязанностью.
Она не есть какая-либо задача. Ей предаются в «свободное время».
Но с превращением игры в одну из функций культуры
понятия долженствования, задачи, обязанности,
поначалу второстепенные, оказываются все больше с ней связанными.
Вот, следовательно, первый основной признак игры:
она свободна, она есть свобода…
Йохан Хёйзинга

Нельзя не согласиться с мнением Йохана Хёйзинга. Есть темы, к которым с неумолимой неизбежностью возвращаешься, и не один раз. Для практического психолога образования одной из таких тем является игра. Психологическая служба ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж» постоянно применяет в работе со студентами игровые методы и технологии. Необходимо отметить, что данные методы оказываются на практике самыми эффективными и результативными.
Хорошая игра – это действительно просто. Как все хорошо и качественно сделанное. Хорошая игра творит чудеса со своими участниками. Желательным моментом по реализации игровых методов в работе со студентами является адаптационный период студентов-первокурсников. Как никогда стоит поиграть в различные игры, направленные на сближение, сплочение студентов в период адаптации. Ленивый студент в игре становится настойчивым. Импульсивный и раздражительный – последовательным и спокойным. Неловкий – осторожным и аккуратным, рассеянный – внимательным, эгоцентрик начинает замечать других.
Примерные варианты игр, применяемые психологов в период адаптации студентов-первокурсников.
Варианты игр
Цели и задачи
Содержание игр
Разминка.
Упражнение «Поздороваемся»

Развивающая. Организационно-ориентировочная
Групповая сплоченность. Психолог предлагает всем участникам поприветствовать, поздороваться друг с другом:
- глазами;
- руками;
- плечами;
- коленями.
Упражнение
«Прилипалы»

Развивающая.
Коррекционная.
Групповая сплоченность. Все участники команды встают в круг и прижимают между бедрами по листку бумаги. Таким кругом они должны обойти стул и вернуться на свое место.
Упражнение
«Передай движение»

Развивающая.
Коррекционная.
Групповая сплоченность. Передать друг другу, имитируя движения:
- «горячую картошку»;
- «крысу»;
- «лед»;
- «пушинку».
Игра
«Молекула» Развивающая. Групповая сплоченность.

Ведущий объясняет, что сначала нужно просто ходить в толкучке при словах: «Молекула-моли-моли-моли-моли…» а потом, неожиданно назвать какое-либо число («Три»), все должны обняться в команды по столько человек, какое было названо число. Потом опять брожение «свободных электронов», и снова команда.

Игра существовала задолго до того, как психологи и педагоги решили воспользоваться ее богатейшим потенциалом. Многое в ней говорит о том, что изначально она несла определенную педагогическую функцию: научить, передать опыт, сформировать ориентировочную основу будущего практического действия, подготовить. Однако эта функция оказалась «упакованной» в удивительную оболочку. Трудно придумать более «жизесообразный» вид деятельности. Игра – яркий пример того, как иногда людям удается уложить процесс решения серьезных, сложных задач в привлекательную, «воздушную», человеческую форму. На этом примере есть чему поучиться и педагогам, и психолога.
Вслед за Й. Хёйзингой И. Телегина дает следующее лаконичное и понятное определение игры как особой деятельности людей: «Игра – символическая деятельность, моделирующая и преображающая реальность, отличающаяся высокой степенью спонтанности и свободы, но протекающая в рамках четко заданных правил и реализующаяся как в группе, так и индивидуально».
С огромным интересом студенты колледжа под руководством психолога, разработали и реализовали сценарий большой психологической игры (БПИ) «Педагогический колледж будущего на Марсе». Каждый курс отрабатывал свой собственный сценарий, в котором четко прослеживалось решение тех проблем, с которыми сталкиваются студенты в колледже. В игре ясно создается образ директора, педагогов, классных руководителей и старост групп будущего. Создавая образы будущего, нам необходимо уйти от стереотипных образов настоящего, которые может быть, уже во многом не соответствуют современным представлениям об идеальном педагоге и наставнике для молодежи.
Наш профессиональный интерес к игре понятен: в самом ее устройстве таится множество возможностей для организации грамотного воздействия на психологические процессы и состояния.
Игровая методика - «игра с двойным дном». На поверхности – все как в игре: сюжет, задача, интрига, правила и игровые действия, антураж, санкции… Но в самой глубине – некое профессиональное лукавство. То есть – развивающая задача, ради решения которой все затевается. То, что в «просто» игре делается ради удовольствия, просто так, в игровой методике служит решению некоторой внешней задачи: формирующей, развивающей, корректирующей, обучающей и др. в рамках образовательной программы «Гармония здоровья».
В целом, игра как метод – символическая деятельность, обладающая всеми признаками игры, но при этом специально разработанная или модифицированная для решения профессиональной задачи.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены