РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация обучения творчеству

Козаченко Н.Ф.
МБОУ СОШ № 12
г.Ноябрьска

Организация обучения творчеству.

Мы слишком часто даём детям ответы,
которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы,
которые надо решить.
Роджер Левин

Одним из элементов содержания обучения истории является обучение опыту творческой деятельности. В психолого-педагогической и методической литературе творческая деятельность выделяется как самостоятельный вид деятельности, обусловленный потребностью в самореализации и творческим потенциалом, т.е. креативностью. Креативность человека обнаруживается в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни. В. А. Петровский подчеркивал, что креативность есть "способность свободно и ответственно выходить за границы предустановленного", она проявляется в непредсказуемости поведения не только отдельных людей, но и социальных групп и целых наций. В этом смысле творческая деятельность рассматривается как уровень деятельности, обеспечивающий создание новых продуктов и достижение значительных успехов в различных сферах.
Под творчеством часто понимается процесс создания нового продукта. Ряд исследователей под творчеством понимают постоянное преобразование внутреннего мира личности. Творческая деятельность обращена к следам памяти, которые изменяются, трансформируются под влиянием новой информации. При таком подходе акцент делается на саморазвитие, самореализацию человека, на преобразование его внутреннего мира.

Показателем творчества является креативность – творческие способности и возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом (творческая личность) или ее отдельные способности.
Результатом творческой деятельности может быть либо создание нового продукта, который отличался бы оригинальностью и отражал достижения личности в различных видах деятельности, либо развитие творческих способностей, которые свидетельствуют о том, что человек может выполнять конкретную деятельность, создавая при этом либо новые продукты, либо совершенствуя самого себя.
Одной из творческих способностей является творческое мышление. Основными чертами творческого мышления являются способность образовывать новое сочетание идей (дающие оригинальные и приемлемые творческие результаты), подвижное мышление (способность к быстрой смене точек зрения); оригинальность мышления (предполагает нетривиальные подходы), способность к "открытому мышлению".

Критериями творческого мышления выступают новизна полученного продукта (для ученика она будет носить субъективный характер); новизна процесса, при помощи которого получены новые знания; преодоление разрыва в ходе решения задач, для которых результат не может быть получен путем простого логического вывода или действия по алгоритму; способность человека увидеть и сформулировать проблему.

Обучать творчеству – это значит развивать потребность в самореализации, в саморазвитии. Творчество является основной функцией личности, обеспечивающей полноту жизни, способ движения к профессиональным, личностным и социальным вершинам.
История – это предмет, который раскрывает содержание творчества в различных сферах общественной жизни. Изучая историю, ученик знакомится с различными формами творчества людей: научным, социальным, художественным, материальным, литературным и др. Историческое развитие – это всегда выбор альтернативы, варианта развития. Это обеспечивает возможность решения альтернативных исторических задач. В основе исторического образования лежат факты, которые подвергаются исследованию. Эта особенность позволяет решать исследовательские задачи. Большой вклад в развитие творческих способностей вносит локальная истории и история повседневности, которые могут стать объектами ученических исследований.

Вариантов организации обучения творчеству на материале истории выявляется несколько:
  • организация проблемного обучения на материале истории;
  • организация работы с документально-методическим комплексом;
  • обучение решению творческих задач;
  • организация игрового обучения;
  • организация диалогового обучения.
В основе проблемного подхода в обучении творчеству на материале истории лежат следующие основные идеи. Изложение является проблемным, если оно "всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения" (Н. Г. Дайри). В ходе познания исторического материала ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, в которой возникает противоречие между имеющимися знаниями, способами деятельности и новыми фактами, способами решения задачи. Это могут быть ситуации неожиданности, конфликта, несоответствия, неопределенности, предположения, выбора. В ходе проблемной ситуации возникает потребность в ее разрешении. Разрешение проблемной ситуации – это выход из нее, нахождение способа разрешения указанного противоречия.

Возникшее противоречие составляет основу проблемной задачи, которая отличается от познавательной тем, что
  1. имеет противоречие между имеющимися знаниями и теми, которые предстоит усвоить;
  2. содержит познавательную трудность, ответы на задачу обусловлены выполнением интеллектуальных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
  3. всегда связана с эмоциями.
Решение проблемной задачи проходит несколько этапов:
  1. Изучение условий задачи, сущности вопроса и выявление важнейших данных, которые можно использовать.
  2. Создание общего плана действий, выдвижение гипотез.
  3. Доказательство или опровержение, выбор методов решения задач.
  4. Проверка правильности решения, сопоставлений результатов с исходными данными.
Основным методом обучения творчеству является проблемный метод, в рамках которого учитель выявляет и классифицирует проблемы, обучает учеников способам решения проблемных задач.

Проблемные задачи можно условно разделить на несколько типов:
  • задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события;
  • задачи на противоположные высказывания одного человека;
  • задачи на анализ факта или события;
  • задачи на оценку деятельности конкретной личности;
  • задачи на выработку методологических положений;
  • задачи на сопоставление прошлого и современности.
Обучающиеся усваивают возможные образцы решения проблемных задач и решают их с различной степенью самостоятельности. Выделено три уровня проблемности. Первый уровень (проблемное положение) характеризуется тем, что все этапы решения проблемной задачи осуществляет сам учитель. Он создает проблемную ситуацию, вычленяет проблемную задачу, выдвигает гипотезу, осуществляет доказательство и проверку в условиях приема проблемного изложения. На частично-поисковом уровне отдельные этапы решения проблемной задачи осуществляют сами ученики. На исследовательском уровне все этапы решения проблемной задачи осуществляет сам ученик. Учитель же определяет способы и приемы создания проблемной ситуации. К ним относятся столкновение учащихся с жизненными фактами, которые требуют теоретического осмысления; предоставление различных точек зрения, которые имеются в науке; установление противоречий между имеющимися знаниями; использование современных точек зрения, новых оценок.
После выбора способа создания проблемной ситуации учитель выбирает путь решения проблемной задачи, который может проявляться в проблемном изложении, частично-поисковый способе и исследовательском. Выбор пути решения проблемной задачи определяется объемом и характером теоретического материала, количеством источников, используемых на уроке.
Таким образом, задача является формой познания, которая связывает познание с практикой и является эффективным способом обучения школьников творческой деятельности.

Литература
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Практ. пособие. М.: Владос, 2000.
2. Климушкина Л. Г. Новое в преподавании истории. Познавательно-исследовательский комплект: "Методика учебного исследования". Пермь, 1998.
3. Мельникова Е.А., Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации. Орский филиал ООИПКРО.
4. Плоткин Г.М., Материалы и познавательные задания по отечественной истории. – М.:Просвещение.1996.
5. Интернет – ресурсы.
Всего комментариев: 1
avatar
1 lenulka6056 • 13:21, 09.02.2012

Представленные в статье способы и методы обучения творчеству способствуют повышению личной уверенности каждого ученика, развивают у учащихся сознание значимости коллективной или индивидуальной работы для получения результатов, развивают исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, обобщать и делать выводы.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены