РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Совершенствование техники чтения в НШ

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление отношения к учению, к окружающим, к самому себе.

В 2008 году, набрав 1 класс и обследовав учеников совместно с логопедом школы, я увидела, что в классе 60 % учащихся не только не умеют читать, но и не знают букв. 30 % учащихся читают по слогам, путая буквы. Они не понимают смысла прочитанного. И только у 10 % сформирован навык чтения.

Наблюдения за учащимися моего класса показали, что у них существует ряд проблем:
- мал объём слуховых и зрительных восприятий;
- недостаточно сформирована устойчивость внимания;
- словарный запас у учащихся снижен и как следствие плохо развита речь;
- слабо развит артикуляционный аппарат;
- низкий уровень развития мышления и памяти;
- узкий кругозор.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту новаторов, изучила литературу и поняла, что без системы упражнений, которые развивают как речь ребенка, так и его внимание, мышление, память мне не обойтись.

Я поставила перед собой следующие задачи:

 чётко отработать произношение гласных и согласных звуков и их сочетаний у учащихся;
 отработать у учащихся литературное произношение;
 научить ребят находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки;
 устанавливать связь между различными явлениями и понятиями;
 развивать внимание к слову и его частям;
 применять в работе упражнения, направленные на развитие запоминания;
 научить учащихся правильному дыханию, артикуляции, произнесению звуков, слогов, слов, выражений;
 снизить интервал между восприятием и пониманием прочитанного.

Система упражнений на начальном этапе обучения чтению:

1. Логические упражнения, где учащиеся учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями.
2. Упражнения, требующие от учащихся внимания к слову, к его частям. Ведь внимание - это катализатор чтения и поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей.
Меняя одну букву в словах составить цепочку новых слов ( бак, бык, рык, рак, рок, док, дом…)
3. Упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся.
4. Речевая зарядка, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений.
Сюда входит работа с чистоговорками, скороговорками, игры с «язычком» и другие виды упражнений.

Упражнение «Составь новое слово».
Даны слова:
колос сани
Волга носки
было катки
Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Усложняя работу, предлагаю детям ответить на вопрос: «Что общего у этих слов?» (множественное число, это животные), а также назвать среди них лишнее слово и обосновать свой выбор.

Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении «Найди четвертое». Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово.
Песня – композитор. Самолет - ? (изобретатель, конструктор)
Нож – сталь. Стул - ? (дерево)

В упражнении «Найди животное» ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду. (осётр)
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной. (овца)

Упражнение «Вспомни картинки». Перед учениками представлены изображения. Показываем их частями (по строчкам). Через 30 секунд просим по памяти нарисовать эти рисунки.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены