РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение кейс-метода при организации урока истории

Тема: Применение кейс-метода при организации урока истории

В условиях реформ российского образования и введением новых стандартов перед современной школой стоит сложная задача – вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения продиктованы самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – формирование социально-активной, инициативной, творческой личности.
Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методике образования, расширение арсенала методических приёмов, активизация самостоятельной деятельности учащихся, не усвоение ими определённого набора информации, а формирование умений поиска, критического осмысления и практического использования необходимой информации, формирование ценностных ориентиров.
В середине прошлого года учительская общественность смогла познакомиться со стандартами нового поколения, ориентирующими учителя на усиление информатизации учебного процесса, создание новых форм и методов работы по освоению учащимися исторического материала, предлагающие строить педагогический процесс на основе повышения степени активной самостоятельной деятельности учащихся.
Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин. Я подробнее остановлюсь на такой разновидности интерактивного метода, как кейс – метод. Кейс – метод не просто методическое нововведение (дань моде), распространение метода напрямую связано с изменениями в современном образовании (именно в конце 90-х гг. он стал повсеместно внедряться в практику преподавания в нашей стране – вначале в ВУЗах, потом в школе). Кейс метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретной ситуации, случая (от английского «case» - случай).
Работа с кейсом организованна интерактивно. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 6 человек. В этих маленьких группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом. Одна из основных целей на подобном занятии – развитие способностей учащихся к принятию решений, что требует организации процесса обучения как процесса поиска. Следуя этой цели учебный процесс можно поделить на несколько стадий:
Стадии Задача
1. Деление на группы, чёткое распределение ролей при групповой работе. Организационный момент.
2. Знакомство с предложенными документами или конкретным случаем, кейсом. Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения
3. Получение информации, из предоставленных материалов или добытую самостоятельно Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения (у учащихся должны быть развиты навыки критического мышления).
4. Групповое обсуждение. Обсуждение возможностей альтернативных решений. Развитие альтернативного мышления
5. Резолюция. Принятие решения в группах. Сопоставить и оценить варианты решений.
6. Диспут. Отдельные группы защищают своё решение. Аргументировано защищать собственную точку зрения, позицию своей группы
7. Рефлексия. Сравнение решений принятых в группах, подведение итогов. Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Подготовка к проведению такого урока потребует от учителя много времени, и работы по привлечению дополнительного материала. Это могут быть официальные документы изучаемого периода, воспоминания современников, схемы, таблицы, видеодокументы. Подходить к отбору материала для кейса необходимо очень тщательно. Казалось бы, что проще, скачал из Интернета побольше иллюстраций, документов, выложил учащимся на уроке – работайте. Но очень большой объём кейса тяжело воспринимается учащимися, учеба в этом случае, станет похожа на питьё из пожарного шланга – «станешь мокрым, но жажду не утолишь». Недостаточная проработка материала со стороны учителя, так же не приведёт к формированию необходимых знаний. При подготовке к уроку можно воспользоваться обучающими мультимедиа программами, которых сейчас предлагается очень много, большинство из них построены в виде кейса, но и здесь будет нужна большая предварительная подготовка со стороны учителя. Ситуации, предлагаемые кейсом должны выбираться и демонстрироваться таким образом, чтобы учащиеся стремились к изучению данного случая и изложению своей оценки, своего мнения и своих взглядов.
Существует несколько способов организации работы над кейсом.
Определение проблемы Получение дополнительной информации Определение различных вариантов решения проблемы Цели и задачи Пример
Метод ситуационного анализа.
Проблема чётко не названа. Главная задача – анализ скрытых проблем
Материал кейса не должен содержать анализ проблемы и объяснять её причины. Изучая предлагаемую ситуацию учащиеся сами ставят проблему.
На стадии диспута предлагается вариант решения проблемы имевшей место
С помощью предоставленной информации, учащимися ставится проблема, вырабатывается собственная точка зрения на решение проблемы. На стадии диспута сравнение собственных решений с решением принятым в действительности.
Главная задача кейса – выявление проблемы, анализ, поиск путей выхода.

Возможно сравнение собственного решения с решением принятым в действительности Метод ситуационного анализа получил наибольшее распространение. Урок истории «Внешняя политика СССР в 30 –ее гг. Пакт Молотова-Рибентроппа».
«НЭП» - «Альтернативы 1917 г.» Экономическая политика Хрущёва, реформы 1861 г. и т.п.
Проблемный метод.
Основное отличие от методом ситуационного анализа, что здесь проблемы названы и больше времени предоставляется для принятии собственного варианта решения. (сходство с проектным методом) Необходимая текущая информация предоставляется

С помощью названных проблем и предоставляемой информации разрабатываются варианты, и принимается решение Практическое обсуждение результатов. Возможно сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности. Большее использование на уроках обществознания, экономике, права – Глобальные проблемы современности (возможность обсуждение предложений по разрешению глобальных проблем, на примере региона). Обсуждение системы государственных мер по борьбе с безработицей, инфляцией.
Метод инцидент.
Информация предоставляется с пробелами (возможно организовать в качестве домашнего задания). Основная цель - самостоятельное получение информации (учителем возможно предоставление списка необходимой литературы или ссылок на интернет ресурсы). Каждая из групп предоставляет результат своей деятельности, если это было домашнее задание то, возможно с помощью ИКТ (презентация) Основная цель - самостоятельное получение информации. Защита результатов групповой самостоятельной работы Урок истории – «Экономическое положение России в начале XXI века». Описание ситуации Россия – самые большие запасы полезных ископаемых, высокий образовательный уровень, очень низкий уровень жизни (2/3 за чертой бедности). Почему?
Метод постановки проблемы.
(Проблемы чётко названы).
Большая часть времени уделяется критической обработки предлагаемой информации Информация предоставляется.
Цель – критическая оценка изучаемого материала. Критическое обсуждение предлагаемого материала возможность поиска собственного решения, поиска дополнительных альтернатив, Цель: обсуждение и критическая оценка предлагаемых решений, Оценка реформ, – «Развития страны после 1917 г.»; «Оценка преобразований предлагаемых декабристами» (На основе анализа их программ - возможные последствия для развития страны).

Кейс метод может легко сочетаться с другими интерактивными методами. Изучение кейса может проходить в игрой форме – деловая игра. «Урок – совещание у губернатора», где учащимися решаются конкретные задачи и предлагаются способы разрешения предложенных проблем – ограничение роста цен в регионе, разработка мер по борьбе с инфляцией, безработицей и т.п. (Учащиеся на уроке могут предложить свой вариант решения проблемы, и сравнить его с решением, которое было принято в действительности).
Статистические данные и другие материалы, иллюстрирующие экономическое положение нашего региона и затрагивающие реальные события сегодняшнего дня вызывают больший интерес и заинтересованность со стороны учащихся.
Нельзя полагать, что практические навыки самостоятельной работы можно сформировать, проводя интерактивные уроки 2 – 3 раз в год, «от случая к случаю». При этом, использование исключительно интерактивных методов обучения, станет так же вредно для системы преподавания истории, как и полное их отсутствие. Здесь, как и во всём остальном необходим комплексный подход. Разработка урока – служит полем деятельности для педагогического творчества учителя. Как организовать свой урок, какие формы и методы целесообразно применить на нём решает только сам учитель.
Современный педагог в своей профессии поставлен в жёсткие рамки, он должен не только следить за развитием исторической науки, но и постоянно учиться преподавать свой предмет, отслеживать и опробовать новые методические приёмы. В условиях перехода к новым образовательным стандартам к учителю предъявляются более высокие требования повышения уровня образовательной компетенции. Уже недостаточно использовать традиционные способы обучения, учитель озадачен поиском новых эффективных форм и методов преподавания, соответствующих всем требованиям государственного стандарта. Освоение и использование новых подходов и методов обучения позволяет учителю развиваться в профессиональном отношении и оставаться на высоком уровне компетенции в условиях изменяющейся образовательной среды. Именно поэтому свою статью мне хотелось бы закончить старой латинской поговоркой: «Пока мы учим – мы учимся сами».
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены