РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Как создать педагогам безопасную и комфортную школьную среду

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы обсудим тему комфорта. Что это. Для чего это нужно. Почему это важно для каждого из нас. И как создать комфортную среду в рамках школы.

Прежде всего обратимся к значению данного слова. В переводе с латинского языка foortis «комфорт» означает сильный, крепкий. На английском языке — comfort это (поддержка, укрепление). В современной речи слово «комфорт» употребляется в значении «удобный, уютный».

Как же мы ощущаем комфорт? Как понимаем, что нам комфортно?

Комфорт ощущается на физическом, психологическом и интеллектуальном уровне. Рассмотрим каждый из уровней отдельно.

Физический комфорт характеризуется удовлетворением телесных, соматических и предметно-пространственных потребностей. В первую очередь это потребности в пище, в воде, тепле и других условиях, на которых основывается жизнедеятельность человека.

Психологический комфорт - это состояние в котором любой человек чувствует себя спокойно, радостно, расслабленно в процессе жизнедеятельности и у него нет необходимости от кого-либо защищаться.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами.

Большую часть своего времени дети проводят в школе, как и мы с вами. И поэтому нам важно создать такие условия, в которых все будут чувствовать себя комфортно.

Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон.

Если физический комфорт в большей степени зависит от бытового обустройства школьного пространства, то психологический и интеллектуальный комфорт зависит от того, насколько качественно педагог может выстроить отношения с учениками.

На мой взгляд идеи гуманистической педагогики хорошо отражают специфику построения равноправных, партнерских отношений между учеником и учителем. Эта диада строится на уважение к личности ребенка в воспитательно-образовательном процессе и осуществляется путем:

Доверия со стороны педагога к ученикам, в каждом из которых он видит личность, со своими индивидуальными взглядами и интересами. Если ребенок чувствует, что учитель видит и ценит его личные качества, относится к ним с истинным уважением, то он сам начинает доверять и открываться учителю.

Педагог должен проявлять интерес к каждому ученику и принимать его личность, включая – внешний вид, речь, образ мышления, поведение, привычки, взгляды на жизнь и т.д.

На уроке необходимо создавать атмосферу заинтересованности. Заинтересованность проявляется не только в интересе к личности самого педагога, но и к тем знаниям, которые он дает детям. Вызванный интерес способствует стимуляции и мотивации к образовательному процессу со стороны каждого ребенка.

Ни при каких обстоятельствах педагог не должен позволять себе унижать личность ребенка. Недопустимо ни физическое, ни моральное унижение, так как учитель значительно сильнее. Нельзя применять свою силу против ребенка, ведь тем самым педагог дает ребенку негативный «силовой прием», который он может взять на вооружение и использовать против слабых.

Педагог должен применять умеренность в требованиях к ребенку, чтобы дать ему уверенность в собственных силах. Важным является то, что требования должны быть целесообразны знаниями ребенка и ни в коем случае не имели характер наказания. То есть любое требование должно быть озвучено в доброжелательной и уважительной форме.

Оценка деятельности ребенка не должна осуществляться в виде каких-либо стандартов или с целью сравнения достижений разных детей. Оценка умений или деятельности ребенка осуществляется для того, чтобы показать, чего смог достичь ребенок на данном этапе, а к чему еще нужно стремиться. Оценивание должно быть справедливым и непредвзятым.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе, ему нужно предоставить возможность ощущать свою свободу, значимость и ценность для общества, развивать умение выражать свои мысли, эмоции, а также демонстрировать свои возможности и умения.

Задача педагога помогать и направлять учеников в раскрытии своего потенциала, создавая вокруг комфортную, доброжелательную атмосферу. Ведь только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.

Автор:
МБОУ «Школа №11»
Педагог-психолог
Исаева Д.А.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.