РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Психологическая защищенность ребенка – условие психического и физического здоровья ребенка»

Статью подготовила:
педагог-психолог ГОУ д/с №181, г. Москва
Фролова Светлана Сергеевна

Как же формировать у детей чувство психологической защищенности? Для начала, уточним, что же такое психологическая защищенность?

Психологическая защищенность – это устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих потребностей и обеспеченность собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию.

Чувство психологической защищенности помогает при резких изменениях условий жизни, при адаптации (приспособлении) к изменившимся условиям (людям, обстановке).

Внешние и внутренние условия влияют на формирование чувства защищенности (уровни: мезоуровень, макроуровень, микроуровень).

Внешние (мезоуровень и макроуровень):٠ Конвенция о правах ребенка (об обеспечении каждому ребенку безопасной для его воспитания среды и соответствующее его способностям развитие); ٠государственные гарантии и льготы, реализующие права детей; ٠ценностные установки общества в отношении категории детей (дети – это смена поколений, следовательно, их нужно учить, создавать условия для развития (центры, секции), раскрытия способностей, возможности совершенствоваться, здоровья; ٠институты социализации (детские сады, школы, спорткомплексы – обеспечивают социальные потребности: пока родители на работе (польза для общества), дети в саду обучаются, воспитываются, развиваются (для обеспечения смены поколения)).
Условия жизни, воспитания и развития ребенка в семье, в детском саду – организация предметно-развивающей среды; окружение ребенка (культура, образованность родителей, профессионализм «воспитателя»).

Внутренние (внутренняя позиция): уровень личностного развития, социальной компетентности, реализация потребностей; реализация прав и следование обязанностям, принятым в обществе, служат основой безопасности и защищенности и позволяют уверенно строить свою судьбу. Потребность каждого человека: «Занять достойное место в системе общественных отношений» (в труде, в жизни в целом), а внутренние ресурсы помогают занять достойное место в жизни.

Психологическая защищенность имеет корни:
↓ ↓ ↓
предметные природные коммуникативные
(собственное место, (знакомый дом, улица, (окружающие близкие,
личные вещи, город, окружающая друзья, персонал
игрушки) инфраструктура, либо учреждения. Семья,
переезды (вызывают семейные корни, традиции,
тревожность). принадлежность к собственному
роду, доброжелат. отношения
с родителями, братьями-сестрами.
Ощущение поддержки).

У детей мы (взрослые – воспитатели, родители) формируем чувство психологической безопасности. По мере взросления возрастает роль самого ребенка в формировании чувства психологической безопасности: личные качества и внутренняя позиция (установки) решают проблемы адаптации к жизни и обеспечивают чувство безопасности и защищенности или незащищенности.

Итак, как мы можем способствовать формированию чувства психологической защищенности?

Психологический комфорт в группе:
- доброжелательная обстановка
- внимание к проблемам ребенка, понимание его
- принятие ребенка, следовательно, формируется доверие к миру, а не отвержение, следовательно, формируется недоверие, боязнь жизни
- возможность раскрытия способностей, выбор любимой деятельности и совершенствование в ней
- удовлетворение желаний: в игре, в беге, в удовлетворении познавательной активности. На математике можно дать на выбор игру: цель одну реализуют, а игры разные
- поддержка ребенка и придавание уверенности в своих силах (в делах, в общении), по возрасту задания и требования
- формирование адекватной самооценки (дети не понимают чего достигать, в чем развиваться), ценностного отношения к себе
- снижение тревожности
- социальная компетентность (положительные межличностные отношения, сплочение, чувство «мы» (группа), а не «я 1 против всех», замкнутого включать хотя бы в малые группы)
- развитие навыков общения (со сверстниками, с воспитателями, с логопедами, с сотрудниками сада)
- положительное оценивание ребенка окружающими: родителями, педагогами, детьми; принятие его
- создание радостной обстановки, способствовать приподнятому настроению (особенно перед занятиями)
- культура, образованность родителей, профессионализм педагогов, воспитателей
- высокое личностное развитие (в познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной сферах)
- развивать самостоятельность, активность в определении собственного бытия, в нахождении ресурсов в трудных жизненных ситуациях, что способствует формированию психологической защищенности
- учим знанию своих прав, следованию обязанностям, должно быть осознание ребенком требований, понимание ответственности за поступки
- помогать ставить цели, формулировать жизненные планы, оказывать помощь в их осуществлении
- учитывать индивид. особенности (инвалидов, гиперактивных детей и т.д.), их поймут, им помогут!
Дополнительно: условия формирование психологической защищенности родителями – родительская любовь, принятие, адекватное оценивание, правильные установки (нр.: «кругом враги» - формируется чувство незащищенности, боязни).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены