РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Оценка учебной деятельности учащихся в учебном процессе. Защита ребенка от педагогической некомпетентности, ошибок, агрессии".

«ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. ЗАЩИТА РЕБЕНКА ОТ ПЕДАГОГИЧЕ¬СКОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ, ОШИ-БОК, АГРЕССИИ »

Учитель высшей категории
отличник народного образования
Бондаренко Г.А

МБОУ СОШ №83
г.Краснодар
Главное стратегическое направление развития системы образо-вания находится в решении проблемы личностно - ориентирован-ного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность уче¬ния - познавательная, а не преподавание - была бы ведущей в тан¬деме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель - учебник - ученик была бы со всей решительностью заме-нена новую парадигму- ученик- учебник - учитель. Именно так пос-троена система образования в лидирующих странах мира. Она отра-жает гуманистическое направление в философии, психологии и педа-гогике.
Психологи и педагоги всегда осознавали необходимость ори-ентации на индивидуальные особенности обучаемых - основа лич-ностно - ориентированного обучения. В условиях личностно- ориен-тированного обучения учитель приобретает новую роль и функцию в учебном процессе. Нисколько не менее значимую, чем при традици¬онной системе обучения, но иную. И это важно осознать. Если при традиционной системе образования учитель и учебник были основ¬ными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель яв¬лялся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при но¬вой парадигме образования учитель выступает больше в роли орга¬низатора самостоятельной активной деятельности учащихся, компе¬тентным консультантом и помощником. Его профессиональные уме¬ния должны быть направлены не просто на контроль знаний и уме¬ний школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Личностно - ориентиро¬ванное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника.
Все педагоги хорошо знают, что ориентация на личность шко-льника со всеми ее особенностями обязательна при организации учебно-воспитательного процесса в школе. Именно на основе этой ведущей закономерности обучения стремятся строить процесс раз-
вития личности школьника.
Развитие становится ключевым словом педагогического про-цесса, сущностным понятием обучения (развитие учителя, развитие учащегося).
Развитие школьника требует профессионального развития пе-дагога. Этот процесс столь сложен, что требует четкой, продуман-ной системы управления.

Оценки и отметки - вот где часто сталкиваются противоположные мнения. Вопросы оценки знаний объективно являются сло¬жнейшими педагогическими проблемами. Разве когда-нибудь мо¬жно быть абсолютно уверенными, что учел все требования к отмет¬ке?
Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Оценивая так или иначе, он преследует определенные це¬ли. Весь педагогический процесс носит стохастический характер. В нем сочетаются необходимость и случайность. И тем не менее существуют принципы и правила, которыми успешно руководству-ются опытные учителя.

Во — первых оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса.
Без оценки каждый процесс усвоения невозможен. Любой относительно самостоятельный этап процесса усвоения учебного материала требует соблюдение следующих моментов педагогичес-кого управления: стимулирования ученика на активную работу, ра-бота над новым материалом, его применение, повторение, упраж-нение систематизация, контроль и оценка.
Вовсе не обязательно применять все эти элементы на каж¬дом уроке, но без их использования не приходится ожидать хоро¬ших результатов обучения. Посредством оценок учитель воспиты¬вает школьников, влияет на их отношения к учебе, работоспособ¬ность и требовательность к себе.
Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она иди отрицательная, сказывается, на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Оценки учителя оказывают большое влияние на взаимоотноше-ния между учителем и учеником.
Сегодня учащиеся средних и старших классов ждут от хоро-шего учителя, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, был последовательным и справедливым.
Во — вторых, оценки и отметки являются лишь одним из
множества других педагогических средств. Говоря об оценках и отметках, не следует никогда упускать из виду их связь с уроком в целом. Учителя, дающие лучшие уроки как правило, не имеют никаких проблем с отметками.
Отметки и оценки - важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости и в классном коллективе доминируют «группировки», то оценки и отметки утрачивают свое воспита¬тельное воздействие.

В - третьих, оценки и отметки используются правильно в том случае, если они не тормозят, а способствует развитию всех учащихся.
Основной принцип любых педагогических действий-способствование развитию учащихся. Это же относится к оценкам и отметкам и представляет собой своего рода критерий контроля правильности той или иной оценки.
В современных условиях от учителя требуется правильная конкретизация для своего класса целей и требований учебной про-граммы. Если ставятся слишком отдаленные цели, предъявляются слишком высокие требования, то это тормозит развитие, так как учащиеся начинают проявлять безразличие.
Сейчас каждый из нас, должен заботится о том, что бы успеваемость все больше соответствовала целям учебной програм-мы, постоянно и объективно сравнивалась с ее требованиями, а при оценке знаний, чтобы действия учителя носили педагогический, а не просто «механический» характер.
То есть учащиеся неизменно должны подводиться к тому, что они не все еще знают и умеют, но каждый из них в состоянии, проя-вив силу воли, прилежание и упорство, постепенно справится с воз-растающими требованиями, предъявляемыми к ним.

В - четвертых, решение о выставлении той или иной оценки носит всегда конкретный характер.Самый сильный инст¬румент в руках педагога - вовремя сказанная похвала. Она под¬нимает самоуважение ребенка. Польщенный учащийся «подра¬стает», он испытывает гордость и чувствует себя более сильным и уверенным в себе. В конечном счете отметку ставит учитель. Он и несет ответственность за нее перед обществом.
Очевидно, что оценка знаний, умений и навыков учащихся до сих пор остается в какой-то степени субъективной несмотря на широкое освещение этого вопроса в методической литературе.Так, она может зависеть от личности учителя. За одну и ту же работу ученик у различных учителей может получить различные отметки. По выставленным в классном журнале баллам практически невоз-можно судить о фактическом уровне знаний, умений и навыков учащихся. Обычно мы полагаем, что у каждого ученика должно быть много отметок и что итоговая отметка зависит от количества отметок, выставленных в журнале.Однако и это не отражает истин-ного уровня знаний ученика.
При проверке журналов часто делают замечания, учителю, по поводу плохой «накопляемости оценок».
Такой термин к сожалению, существует в нашем народном об-разовании. Но где, кто сказал, сколько нужно ставить оценок за урок? Это может решать только учитель. Ученик должен зарабо¬тать оценку, осознав соразмерность оценки и труда, затраченного на ее получение.
На мой взгляд, выходом из этой ситуации, является контроль с индивидуально - тематическим учетом знаний, при котором уро¬вень знаний, умений и навыков каждого ученика проверяется и фиксируется по каждой теме. Приступая к работе с новым классом, я устанавливаю степень усвоения учащимися материала, изученно¬го ранее. Важную роль здесь играет тестовая проверка, носящая учебно - корригирующий характер и позволяющая мне уже с первых уроков начать индивидуальную или групповую работу по устране¬нию пробелов в знаниях учащихся. В этом большую помощь мне, учителю, оказывают консультанты, учащиеся хорошо знающие математику, которые хотят помочь своему однокласснику. Более 20 лет в своей работе использую коллективные, групповые и индиви-дуальные формы работы. Все это позволяет объективно следить, оценивать всю учебную деятельность учащихся в учебном про¬цессе, начиная с проверки тетрадей и заканчивая контрольной работой. Знание индивидуальных возможностей детей помогает избежать как интеллектуальной и учебной недогрузки ученика, так и его перегрузки. Эти важнейшие факторы помогают мне в работе с классом. Ни одному ученику не должно быть скучно на уроке! А скука возникает либо из-за непонимания материала, ли¬бо из-за его чрезмерной легкости. Поэтому, каждому ученику предоставляю возможность работать в том темпе, который опре¬деляется его индивидуальными способностями.

Как защитить ребенка от педагогической не -компетентности, ошибок, агрессии?

Самое главное, я считаю, что учителю необходимо любить учеников и свою работу. Это его основной вклад в отношение ученик- учитель.
Вся педагогическая практика свидетельствует, что без взаи-мопонимания, доброжелательности, объективности и любви не-возможна учебно - воспитательная работа.
В школах сейчас обучается много детей из неполных, неб-лагополучных семей. Где же ребенку из такой семьи научиться ценить красивое, как не в школе? У кого он получит помощь в освоении основ математики, как не у учителя? Многим из таких ребят школа восполняет недополученные в семье теплоту и учас¬тие. На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если попытаться вступить с каждым из них в непосредственный кон¬такт. Для этого у нас есть большой набор «маленьких возможно¬стей» : намеки, указания, вопросы, подтверждения, сообщение шепотом об ошибке, вопросительный взгляд, дружеское слово, подбадривающий кивок и т.д.
Многие учащиеся боятся выходить к доске, бояться отвечать, хо¬тя робкими их не назовешь. В школе, особенно в последнее вре¬мя, основное внимание уделяется знакомству учащихся с как мо¬жно большей информацией и проверке ее усвоения. А нужна ли эта информация всем?
Сейчас есть и немало таких учащихся, закончивших девять классов, не только не знают таблицу умножения, не умеют решать уравнения типа 6х = 1, но и просто ненавидят математику. Хотя утверждать, что они, все неспособные, нельзя, многие из них совершенно не приучены к самым малым умственным усилиям. Мне хочется остановиться на одном частном вопросе, имеющем большое воспитательное значение. Когда учитель оценивает ответ или письменную работу школьника, особенно слабого, и ставит при этом плохую оценку, он (учитель) должен быть огорчен. Именно огорчение, а не досаду или равнодушие должен почувствовать в словах учителя школьник.

Что я делаю, если «2 » поставлена?

Работать над ошибками - учиться видеть их и исправлять !

Работа над ошибками проводится в классе с консультантами. Что¬бы активизировать сознательную деятельность ученика, время от времени задаю вопросы : « Почему ты допустил ошибку? », « Что нужно знать, чтобы ошибку не повторить?» Предлагаю дома еще раз выполнить ту же работу. Это помогает находить ошибки, отме¬чать наиболее рациональные решения. Использую так же индивиду-альные карточки. Первое задание составляется так чтобы проверить усвоение обязательного минимума. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему, с добавлением некоторых элементов сложности. Нужно убедить учащегося, что ошибка - вещь необ-ходимая и полезная. Нужно лишь правильно относиться к ошибке, умело и грамотно ее использовать. Слабым ученикам давать возмо-жность добиваться успеха в учебе. Даю возможность решить одно-типные примеры с помощью тетради, ставя при этом хорошую оценку. Ведь полученная, даже случайно, «4» или «5» затеряется среди других оценок, но она может пробудить уверенность в своих силах, самоуважение, желание лучше учиться, интерес к предмету. И все же, как и многие учителя, стараюсь предупредить двойки, предупредить их появление всей организацией учебного процесса. Это всевозможные самостоятельные работы, уроки-консультации, уроки- практикумы, работа с консультантами, рабо¬та в парах и.т.д.

Самые любимые уроки математики в моих классах, это уроки - практикумы. Основная особенность такого урока состоит в том, что учащиеся класса по 4-5 человек объединяются в группы со сво¬им консультантом. Каждая группа получает для решения за указан¬ное время задачу или комплекс задач. По истечению заданного вре¬мени один представитель группы по выбору учителя выходит к дос¬ке на «защиту». Полученная им оценка, в выставлении и мотиви¬ровании которой участвует весь класс, ставится всем членам этой группы. Так как члены группы не знают заранее, кто из них пойдет отвечать, то они заинтересованы в том, чтобы каждый был хорошо подготовлен, и это дает стимул для эффективной работы. Опыт по¬казывает, что урок - практикум проходит всегда оживленно, инте¬ресно приносит немалую пользу. Поэтому контролируя работу групп с консультантами ( которое могут и заранее быть подготов - ленными ) можно неформально и последовательно проводить в жизнь идею дифференцированного обучения,
в то же время обеспечивать достижение всеми учащимися заплани-рованного минимального уровня.
Работа с тетрадями, в которых пишу рекомендации, замечания, выставляю оценку за ведение тетради.
Использую модульную педагогическую технологию, которая позволяет комфортно чувствовать каждом ученику на уроке, где он получает шанс определить свои возможности и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем. Наша современная школа практически давно уже перешла на 3-х бальную систему оценки знаний учащихся.

Каковы сегодня программные требования к оценке?

1. Усвоение обязательного минимума, который существует с 1997г., отвечает оценке качества лишь на «3» - это и есть программные требования к оценке. Все индивидуальные, самостоятельные, контрольные работы обязательно содержат этот уровень, без выполнения которого, учащийся не имеет право работать над другим уровнем.

2. От чего зависят реальные результаты в учебной деятельности учащихся? Я думаю прежде всего от учебника учеб¬ных программ, и , наконец ,от учителя, его интеллекта, профессио¬нализма, психолого - педагогической особенности класса. Учи¬тель вправе вырабатывать свои требования к оценке знаний , для определенной группы учащихся - или класса. Знакомить с этими требованиями учащихся и их родителей, вот тогда не будет конф¬ликтов, агрессии. То есть изучив индивидуальные особенности каждого ученика, договариваюсь с ними, какие будут для них за¬коны « писанные», а какие « не писанные», вот тогда я выдвигаю свои требования к ним.

3. В конце концов, ведь самое главное, мы учителя должны раз¬вить у школьника желание учиться.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что крите-рии оценки эффективности урока заключаются в сле-дующем :

1. Четкая поэтапная реализация целей урока (обучающих, воспи¬тывающих, диагностических).
2. Целесообразность выбранном учителем структуры урока.
3. Содержательная насыщенность, плотность урока.
4. Гибкое, результативное использование методов, приемов, дидак¬тических средств обучения.
5. Познавательная и творческая активность учащихся на уроке.
6. Культура педагогического общения учителя с учащимися, созда¬ние доброжелательного психологического климата.
7. Объективность и оперативность педагогической оценки резуль¬татов учебной деятельности учащихся.

Какой быть школе сегодня ?

В зависимости от того , что администрация школы ставит во главу угла, школы подразделяются на развивающиеся, демократические, Гуманистические и авторитарные, административно командные . Для первого типа школ характерно создание условий для наилуч¬шего самораскрытия педагогов и учащихся, для второго- выпячива¬ние требований, контроля, документального обеспечения на первый план. Только школа развивающаяся и развивающая, способна обес-печить развитие, саморазвитие ученика, учителя, руководителя. В такой школе в общем ряду управленческих задач на смену дисцип¬линированному выполнению обязательных норм и требований поя¬вились:
- умение диагностировать состояние системы,
- способность и умение проектировать деятельность всех элемен¬тов системы,
- умение прогнозировать ОУ,
- умение на основе индивидуального подхода использовать досто¬инства каждого в интересах школы,
- умение организовать разумное, творческое обучение сотрудни¬ков, повышать их профессиональное мастерство

Что необходимо для роста профессионального мастерства педагогов ?

Одно из необходимых для этого условий - стимулирующий характер системы внутришкольного управления, правильная диаг¬ностика профессиональной деятельности учителя, диагностика профессиональных потребностей педагога, развитие потенциаль¬ных возможностей и способностей каждого педагога как главного созидателя развивающейся личности школьника.

слово

Когда сказать захочешь слово,
Мой друг, подумай не спеши!
Она бывает то свинцово,
То рождено свинцом души.

Оно то жаворонком весело,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесишь-
Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить ,
Иль радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
Иль камень в крошку раздробить.

Оно ограбит и одарит –
Пусть ненароком , пусть любя.
Подумай прежде, чем ударить
Того, кто слушает тебя.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены