РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интернет-мошенничество: как уберечь школьников от злоумышленников в Сети

Елена Крошева

Школьнику необходимо постоянно объяснять правила безопасности в Сети. Тем не менее, необходимо помнить о том, что доверительные отношения с ребенком могут сыграть гораздо более конструктивную роль, нежели постоянное отслеживание посещаемых им ресурсов и те или иные механизмы введения блокировки.

Как научить школьника быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете.

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как:

  1. Незаконные контакты (груминг);
  2. Киберпреследования;
  3. Кибербуллинг;

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить школьников выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете.

В иных случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга:

Будьте в курсе персональных контактов учащихся в интернете. На уроках ОБЖ или информатики поясните, что в глобальной Сети нельзя разглашать персональные данные – такие, как номер телефона, домашний адрес, номер и название школы, а также пересылать незнакомцам собственные фотографии.

Если учащийся интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу. Поясните учащимся, что категорически не рекомендуется встречаться с онлайн-знакомыми в отсутствии взрослого человека.

Объясните ребенку основные правила поведения в Сети:

Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей. Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.

Кибербуллинг: принимаемые меры и методики противодействия

Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание или хулиганство.

Предупреждение кибербуллинга:

Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же.

Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.

Если учащийся стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз. Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Кибербуллинг: методики защиты и предотвращение угроз

Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.

Если по электронной почте или другим е-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).

Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса.

На что следует обращать внимание педагогов, чтобы вовремя заметить, что учащийся стал жертвой кибербуллинга:

  1. Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением.
  2. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
  3. Неприязнь к Интернету. Если учащийся любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
  4. Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция школьника на звук письма на электронную почту должна насторожить. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников:

Кибермошенничество – один из видов компьютерного преступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации школьника.

Предупреждение кибермошенничества:

  1. Проинформируйте учащегося о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  2. Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
  3. Объясните учащемуся, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.

Как распознать интернет- и игровую зависимость

На сегодняшний день в странах постсоветского лагеря весьма актуальной является проблема так называемой интернет-зависимости, а также зависимости от компьютерных игр.

Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:

  1. Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
  2. Поговорите со школьником о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают так называемый «эффект присутствия»– чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса.

Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.

В случае проявления симптомов интернет-зависимости у школьника, необходимо придерживаться следующих действий:

  1. Постарайтесь наладить со школьником контакт. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
  2. Постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее).

Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.

Попросите школьника в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.

Попробуйте перенести кибердеятельность ребенка в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.

Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. Обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.

Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы:

Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети. Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.

Киберпреступность и школьники: не стать жертвой

Установите положительный эмоциональный контакт с учащимся, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит.

Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать.

Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка.

Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации.

Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору об ученике (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;

Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);

Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами/не готов идти на контакт, и вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, «горячая» линия).

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены