РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эрудит-шоу по математике

Министерство образования и науки Удмуртской Республики
МОУ «Пусошурская СОШ»
427645 УР, Глазовский район, д. Пусошур, ул. Школьная, д.3

Номинация: «Ума палата»
Возраст: 13-15 лет

Эрудит-шоу

Составитель: Баженова Светлана Андреевна
Должность: учитель математики
Категория: высшая
Стаж работы: 18 лет



Пояснительная записка
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие. Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели.
Данное мероприятие предназначено для учащихся в возрасте от 13-15 лет. Играют две команды по 5-8 человек. Рекомендуется провести во время декадника естественных и математических наук. Большая часть вопросов и заданий связано с математикой, так как «Математика-царица всех наук…» (К. Гаусс).
Цели:
o повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса;
o закрепить навыки работы в группе, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь;
o продемонстрировать взаимосвязь предметов естественного и математического циклов (математика, физика, химия, биология).
Задачи:
образовательные:
o способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
o способствовать расширению кругозора учащихся;
развивающие:
o развивать у учащихся творческое мышление;
o способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
o способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей;
воспитательные:
o способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
o воспитать нравственные взгляды и убеждения;
o способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.
Оформление и оборудование:
• проектор
• компьютер
• стенгазеты о математике, физике, химии и биологии
• портреты великих ученых
• высказывания великих ученых
• карточки с номерами от 1до3, карточки с буквами А,Б,В,Г;
• листочки, карандаши;
• карточки с анаграммами;
• жетоны.
Место проведения: кабинет математики.

Практика рождается из тесного соединения физики и математики.
Бэкон Ф.
…свет Солнца
И снега лавины…
Природа сложна!..
Но природа одна:
Законы Природы – едины. Ведущая:
Сегодня вы собрались на интеллектуальный турнир. Все вопросы и задания, которые будут представлены, связаны с математикой, физикой, химией и биологией. И участники игры готовы сразиться за звание «Эрудит», чтобы заявить о себе, о своих знаниях, эрудиции , смекалки, находчивости и каждый из них желает победить! Прошу участников представиться зрителям, сказать о себе несколько слов и о своих прогнозах (представление команд), поприветствуем их. В зале присутствуют не только участники игры, но и их болельщики. Встретим их аплодисментами. Познакомлю вас с жюри … …Жюри у нас строгое, но справедливое! Есть у нас и наблюдатели для каждой команды.
Перед вами таблица испытаний. По очереди выбираем задание, но работают сразу обе команды. В добрый путь!

Зарядка для ума Угадай мелодию Аукцион терминов
Анаграмма Блеф-клуб Звездный час
Веселые нотки Ералаш «Пятерка»
Историческая сценка Музыкальная пауза Черный ящик

«Звездный час»
За правильный ответ 1 балл.
Перед вами портреты великих людей: №1 Льва Николаевича Толстого,
№2 Михаила Васильевича Ломоносова и №3 Александра Сергеевича Пушкина.
У вас карточки с номерами 1,2 и 3. Внимательно слушаете вопрос, подумайте, и по сигналу «Карточки» поднимите карточку с правильным ответом. Время на обдумывание 10 сек.

1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?

№ 1. Л.Н.Толстой

(Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый
интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».)

2) С кем из них произошёл следующий случай:

«… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щё-
голь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает
туда!»

№ 2. М.В.Ломоносов

3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифме-
тическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.

№ 1. Л.Н.Толстой

4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в
поэзии»?

№ 3. А.С.Пушкин

5) Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это?

№ 1. Л.Н.Толстой

В Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов.
Города Толстой пока ещё нет.

«Анаграмма»

Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

ЛЕБАГАР, ОЕКРЬН, ТЖЕОДОТВС, ОБРМ
ЗАКОПАТЕЛЬ, ЛОЕЦЕ, ПЕНЬСТЕ, НОЕБДРО
ЧАДАЗА,ЦЯИНКУНФ,МЕНПЕРНАЕЯ, ВАРУНИЕНЕ
Время на задание 2 мин.
(Во время данного испытания проводится игра с болельщиками. Болельщикам дают жетоны).

Игра с болельщиками

1. Назовите среднее арифметическое женщины и рыбы? (русалка)
2. Назовите среднее арифметическое ежа и змеи? (колючая проволока)
3. Назовите среднее арифметическое мужчины и коня ? (кентавр)
4. Что есть у каждого уравнения, слова, растения? (корень)
5. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди)

«Аукцион терминов»

Называем термины, начинающиеся на букву «Н» из математики, физики, химии и биологии. Например, неравенство.
(За каждый термин 1 балл).
«Веселые нотки»
Вспомнить песни с присутствием растений, животных, чисел и пропеть одну –две строчки. (За каждую песню 1 балл).

«Угадай мелодию»

Время на обдумывание 30 секунд.
1. Песня про рисунок в виде небесного светила.
2. Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели «Титаника».
3. Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере.
4. Песня про отсутствие наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки.
5. Песня про подарок в форме незатейливой геометрической фигуры, ограниченной двумя концентрическими окружностями.
6. Песня в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА.
( За правильный ответ 1 балл). «Блеф-клуб» (Верите ли вы?)
Время на обдумывание 30 секунд. На листочках записывают ответ, наблюдатели следят.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать нужно словами: «Да», «Нет».
-Верите ли вы, что Рентген, открывая свои лучи, использовал в своих опытах жену? «Да»
- Верите ли вы, что Ампер работал преподавателем в лицее? «Да».
- Верите ли вы, что Ломоносов, когда шел пешком из Архангельска в Москву, изобрел велосипед? «Нет»
-Верите ли вы, что можно вскипятить воду в бумажном стаканчике? «Да».
-Верите ли вы, что Менделеев не был членом Петербургской академии наук?« Да»
- Верите ли вы, что латунь называется так потому, что была получена в Тунисе и происходит от французкого «ля Тунь»? «Нет».

«Зарядка для ума»
Каждой команде задаются вопросы, за правильный ответ команда получает 1 балл. Время на обдумывание 10 секунд
Вопросы для первой команды:
Какой газ называют «веселящим»? (Оксид азота).
Какой воздух легче- влажный или сухой? Почему? (Влажный воздух легче, т.к. молярная масса воды 18г/моль, а воздуха 29г/моль).
Какое газообразное вещество необходимо для развития растений? (углекислый газ).
Прибор для измерения углов. (Транспортир)
К какому типу относятся млекопитающие? (Тип хордовые)
Вопросы для второй команды:
Что такое «царская водка»? (Смесь концентрированных азотной и соляной кислот).
Почему горящий керосин нельзя тушить водой? (Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и закроет доступ воздуха к керосину).
Какая часть головного мозга координирует движения животных? (Мозжечок)
Прибор для построения окружности. (Циркуль).
Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом?
(С горячей водой грелка охлаждается дольше).

«Пятерка»
Вопросы составлены по одному принципу: на каждый из них можно дать 5 или более ответов. Каждой команде задаются вопросы, за правильный ответ команда получает 1 балл. Время на обдумывание 10 секунд.

1. Какие фигуры имеют название геометрических? (круг, квадрат, ромб, трапеция, параллелограмм и др.)
2. Какие полезные ископаемые используются как топливо? (уголь, нефть, газ, торф, горючие сланцы)
3. Каковы первые цифры, составляющие знаменитое число «пи»? (3,1415…)
4. Какими мерами длины в старину пользовались русские люди? (аршин, локоть, сажень, вершок, верста)
5. Какие химические элементы названы в честь выдающихся ученых?(кюрий, фермий, менделевий, лоуренсий, курчатовий, эйнштений)
6. Фамилиями каких ученых названы законы физики? (Архимед, Ом, Бойль, Мариотт, Джоуль, Ньютон и др.)
7. Какие насекомые, несмотря на многовековую борьбу с ними человека,
обитают в его жилище?
(таракан, клоп, моль, сверчок, муха, комар)
8. Какие животные имеют сумку, в которой долгое время вынашивают
детенышей? (кенгуру, коала, опоссум, крот, сумчатый волк, тушканчик и другие)

«Ералаш»

Время на обдумывание 30 секунд. Команды поднимают карточки с буквами. За правильный ответ 1 балл.

1. Расположите в порядке возрастания развиваемой скорости следующих животных:
А. Слон; Б. Гепард; В. Страус; Г. Жираф.
2. Сколько острых углов в 2009 тупоугольных треугольниках:
А. 0; Б. 2009; В.4018; Г.6027.
3. Расположите в порядке возрастания плотностей следующих веществ:
А. Водяной пар; Б. Вода ; В. Лед; Г. Ртуть.
4. Сколько корней имеет данное уравнение |x-4|=3
А. Один; Б. Три; В. Два; Г. Нет корней.
5. Расположите в порядке возрастания массы указанных величин:
А. Солнце; Б. Земля; В. Молекула; Г.Атом.
6. Расположите единицы измерения в порядке соответствия им физических величин 1) длина 2) объем 3) масса 4) сила.
А. Н (ньютон) Б. кг. В. м (метр) С. л (литр).
7. Расположите приборы в порядке измерения 1) длины; 2) температуры; 3) давления; 4) скорости.
А. термометр; Б. спидометр; В. линейка; Г. Барометр.
8. Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?
А. Нет, не изменились; Б. Да, изменились; В. Определенного ответа дать нельзя.
9. Что такое 1/86400 части суток?
А. 1год; Б. 1 час; В. 1 минута; Г. 1 секунда.
10. При покупке стиральной машины стоимостью 6500 рублей покупатель предъявил из газеты рекламу, дающую право на 5% скидку. Сколько он заплатил за машину?
А.325 руб; Б. 3250 руб; В. 6175 руб; Г. 6495 руб.
11. Кто из ученых вошел в историю благодаря купанию в ванне:
А. Паскаль; Б.Евклид; В. Ньютон; Г. Архимед.
12. Масса Луны равна 7,35•1022 кг. Выразите массу Луны в миллионах тонн.
А. 7,35•1011мл.т; Б. 7,35•1013 мл.т; В. 7,35•1016 мл.т; Г. 7,35•1019 мл.т.
13. В каком случае верно равенство 19+15=10?
14. Кто из великих ученых изображен на фотографии?
А.Декарт; Б. Эйнштейн; В. Ньютон; Г. Ломоносов «Черный ящик»
Ведущий: История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.
Ведущий: /подсказка/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.
Ведущий: /подсказка/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.
Ведущий: /подсказка/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.
Ведущий: /подсказка/ В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение.
Ведущий: /подсказка/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.

Подведение итогов. Награждение команд и болельщиков.

Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали
участники игры, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается жетон).

Игра с болельщиками


«Аукцион пословиц и поговорок»
Одна голова хорошо, а две - лучше.
Один в поле не воин.
Одна рука узла не вяжет.
Хвастуну цена – три копейки.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь раз отмерь – один отрежь.
На седьмом небе от счастья.
Семеро одного не ждут.
Одним махом семерых убивахом.
Лук от семи недуг.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семь верст до небес и все лесом.
Семи пядей во лбу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ведущая:
Подведены итоги,
Награды вручены.
Конкурс наш закончен.
Активны были вы.
От игровых заданий к знаниям
Команды дружно шли.
Но главные победы,
Конечно, впереди!
Желаю вам, ребята,
Счастливого пути!

Приложение
Сценка .

Автор. Однажды в незнакомый город
Приехал молодой Декарт.
Его ужасно мучил голод,
Стоял холодный месяц март.
Решил к прохожим обратиться
Декарт, пытаясь дрожь унять.
Декарт. Где тут гостиница, скажите?
Автор. И дама стала объяснять:
Дама. Идите до молочной лавки,
Потом до булочной.
За ней- цыганка продает булавки
И яд для крыс и для мышей.
А дальше будут магазины.
Найдете в них наверняка
Сыры, бисквиты, фрукта, вина
И разноцветные шелка.
Автор. Все объясненья эти слушал,
Декарт от холода дрожа.
Ему хотелось очень кушать,
Но звонкий голос продолжал
Дама. За магазинами – аптека,
Аптекарь там – усатый швед.
И церковь, где в начале века
Венчался, кажется, мой дед.
Автор. Когда на миг умолкла дама,
Вдруг произнес ее слуга:
Слуга. Идите два квартала прямо
И два направо. Вход с угла.
Автор. Да, помучился бедный Декарт. И скорее всего, согревшись в ресторанчике гостиницы, ему и пришла в голову мысль о необходимости создания прямоугольной системы координат.

Музыкальная пауза «Школьные частушки»
Мы частушки вам споем
Все они прикольные.
От души хотим шутить
Про науки школьные.
Я примерный ученик
Всю таблицу знаю
5*5 25
6*6 не знаю.

Мы на химии химичим, Знаю физики законы -
Ставим опыты отлично! Скажу вам без сомнения
Моем колбы без труда Просыпаться мне мешают
Ждём реакции всегда! Законы притяжения
Биология, ребята,
Интереснейший урок!
Только в этом кабинете
На окне завял цветок!
А директор нашей школы
Издал такой указ.
Кто получит сто пятёрок,
Он нам премии раздаст.
Мы пропели вам частушки –
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Список литературы
1. Агеева И.Д. Математические забавы, или Вездесущая математика/Последний звонок №5 2005г
2. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс»2006 г.
3. Кузнецова Л.Н. Предметная неделя физики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс»2007 г.
4. Оникул П.Р.19 игр по математике:Учебное пособие._СПб.:Союз,1999г
5. http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid
6. http://rupresentations.ucoz.ru
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены