РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Характеристика средств коррекции детских страхов

Малыхина Галина Алексеевна
КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»,
педагог-психолог, г. Борисоглебск

 

 

В переводе с латинского языка термин «коррекция» означает «поправка, частичное исправление или изменение». Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев.

 

 

Психологические средства коррекции - это способы, действия, направленные на изменение и развитие личности; на преодоление или ослабление недостатков психического развития, нарушений той или иной психической функции; на определенные психологические структуры личности с целью обеспечения полноценного развития и функционирования данной личности.
Обратимся к анализу основных методов, направленных на работу с детскими страхами.

К наиболее часто встречающимся методам можно отнести арт-терапию – терапию искусством (сказкотерапию, куклотерапию) и игровую терапию. Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка.

Игровая деятельность имеет особое значение в психическом развитии ребенка (Л.С.Выготский, 1966; А.Н.Леонтьев, 1972; Д.Б.Эльконин, 1999). Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, 1999, А.Н. Леонтьев, 1972). Это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем и интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования
Существует много подходов в использовании игры как средства коррекции страхов у детей дошкольного возраста (психоаналитический, гуманистический, культурно-исторический).

Игра как способ терапии возникла в традициях психоанализа вследствие неудачного опыта прямого переноса и использования техник психоанализа на работу с детьми. По 3. Фрейду, установка на анализ включает осознание клиентом своей болезни, доверие к психоаналитику и готовность подвергнуться аналитическим процедурам . Из трех указанных компонентов ребенку в силу его возрастных особенностей оказывается доступным только один - доверие к психоаналитику (взрослому), основанное на прочных эмоциональных отношениях с ребенком. Главная проблема в использовании аналитических техник при работе с ребенком состояла в невозможности применения метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения и подвергнуть их анализу. Поиски «обходных путей» для разрешения этой проблемы и привели М. Клейн и Г. Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка как удачной замены методу свободных ассоциаций . Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась, как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии являются:

  • установление аналитической связи, эмоционально-позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющей терапевту осуществить функции интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов;
  • катарсис - форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них. Игра предоставляет две возможности для катарсиса: возможность свободного выражения чувств и эмоций ребенка и вербализацию этих чувств. Отметим, что условием реализации катарсиса в процессе игротерапии являются отношения доверия, существующие между ребенком и психотерапевтом, отношения, снимающие страх и тревожность ребенка, обеспечивающие переживание чувства личностной безопасности. В группе игровой терапии катарсис в зависимости от генезиса может быть реализован в трех вариантах: прямой катарсис, достигаемый благодаря действиям самого ребенка; индуциро¬ванный катарсис - переживание эмоционального состояния по механизму внушения (преимущественно от взрослого) и заражения, благодаря участию в совместной коллективной игре; викарный катарсис - как форма сопереживания сверстнику или взрослому, имеющая результатом стабилизацию собственного эмоционального состояния;
  • Инсайт представляет собой одновременно и результат, и механизм игротерапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации и разъяснений со стороны терапевта, а достигается ребенком внезапно, через объединение переживаний и знаний о себе и о своих отношениях с другими. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер;
  • исследование (тестирование) реальности - процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей и межличностных отношений. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями, и стимулирует их к исследованию новых способов поведения и общения как со взрослым, так и со сверстниками;
  • сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели получения сексуального удовольствия к социально одобряемым целям, не связанным с сексуальностью. Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте. Помимо игры широкие возможности сублимирования ребенок может найти в творческих видах деятельности: рисовании, изобразительной деятельности, литературном творчестве, музыке. Особенность сублимации в творческих видах деятельности составляет создание продукта, опредмечивающего аффект, переживаемый ребенком, а тем самым и признание автора, создателя этого продукта; повышает ценность продуктивных, несексуальных целей и приводит к укреплению механизма сублимации.

Особой ценностью обладают подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивают умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре. Подобранные педагогом игры проводятся со всей группой детей. Среди них значительное место отводится играм с мячом, где используется неожиданное бросание мяча друг другу, сопровождающееся словами «лови», «бросай», «поймай», а также всеми любимым играм «Прятки», «Жмурки», «Сова», «Пятнашки», «Кот и мыши» и др.

 

- Следующий метод -рисование страхов. Захаров А.И. на первом этапе предлагает рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице, во дворе», «Дома», «Семья», «Что мне снится страшное» (или «Чего я боюсь днем»), «Что было со мной самое плохое (или хорошее)», «Кем я хочу стать». Темы данных занятий дают возможность отобразить проблемы во взаимоотношениях ребенка в детском саду, дома, отобразить наиболее яркий страх, что может послужить основой для последующей, психотерапевтически ориентированной работы. Следующим этапом рисования в группе может быть направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок. Для этого в индивидуальной беседе выясняют, чего боится ребенок. Составив список страхов, воспитатель дает задание нарисовать их. Детям объясняется цель рисования страхов как способа избавления от них. Каждому ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх, после выполнения задания, предлагается нарисовать следующий. Важно каждый раз выражать одобрение по поводу выполнения задания. Через несколько дней проводится обсуждение рисунков, с каждым ребенком индивидуально, во избежание подражания детьми друг друга. Последовательно показывают рисунки и спрашивают о том, боится или нет теперь. Отрицание страха закрепляется похвалой. Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя небоящимся. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков, снова задается вопрос, боится ребенок или нет, положительный успех закрепляется похвалой. Как отмечает автор, большинство детей из тех, кто после первого тура рисования еще боялся, перестают испытывать страх.

Таким образом, на данный момент развития психологической практики существует достаточно большое количество средств коррекции страхов, применение которых зависит от вида страха и возраста ребёнка.

Список использованной литературы

  1. Авдеев, Д. А. Нервность: её духовные причины и проявления : Неврозы с точки зрения правосл. врачей : Депрессия. Неврастения. Дет. неврозы. Навязчивые страхи. Пьянство и наркомания / Д. А. Авдеев, В. К. Невярович. - М. : Рус. Хронографъ, 1999. - 125 с.
  2. Акопян, Л. С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция [Текст] : монография / Л. С. Акопян ; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Поволжская гос. социально-гуманитарная акад.». - Самара : Поволжская гос. социально-гуманитарная акад., 2010. - 163 с.
  3. Акопян, Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста : на материале детских страхов : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Акопян Любовь Суреновна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.]. - Самара, 2011. - 51 с.
  4. Бердникова, Ю. Мир ребенка : развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Юлия Бердникова. - Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2007
  5. 5. Вульфсон В., Эллен.Детские страхи: как не бояться темноты [Текст] : путешествие Джонатана к горе Мьяпу / Эллен Вульфсон Вальядарес ; [пер. с англ. В. М. Куприяновой]. - Санкт-Петербург : Весь, 2010. - 227 с.

 

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены