РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современный ребёнок в музее: специфика работы музейного педагога с детьми младшего школьного возраста

Какое место в процессе формирования личности младшего школьника может занимать музей? Современный младший школьник – это ребёнок, который принадлежит цифровой культуре, но эта особенность не отменяет значение законов психологического развития и музейный педагог должен учитывать это в своей работе с данной возрастной категорией.

Встреча младшего школьника с музейно-образовательным пространством – событие. Для того чтобы оно состоялось, музейный педагог должен ориентироваться в психологических возрастных характеристиках и чётко представлять задачи, содержание работы, формы и методы её реализации.

Границы младшего школьного возраста могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. Особое значение имеют характеристики указанного возраста. Так, базовым показателем, является смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную. Так Д.В. Эльконин, Л.С. Выготский и другие исследователи писали: в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление. У младших школьников становится более управляемым и целенаправленным процессом, процесс восприятия. Возрастными особенностями младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Систематическая учебная деятельность способствует развитию воображения, памяти [1].

Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.

Если сравнить младшего школьника эпохи до интернета и современных детей, то можно констатировать более разносторонние знания, которые подкреплены особым современным информационным полем и доступностью практически любой информации. Однако детям сложно обобщить и систематизировать полученную информацию, не всегда получается использовать её. «Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Они информационно взрослеют раньше, а социально - значительно позже.

В общей массе современные ученики начальной школы менее самостоятельны и часто они не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых», – отмечает О.А. Юдина, учитель начальных классов [4]. У современных детей наблюдается неспособность концентрироваться. Лучше всего у них получается то, что связано с современной экранной культурой: просмотр мультфильмов, увлечение видеоиграми. Многие исследователи связывают это с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

Важным показателем сформировавшейся личности является функциональная грамотность, которая характеризуется как способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Именно функциональная грамотность является показателем успешного образовательного процесса.

Существуют следующие формы функциональной грамотности: информационная грамотность, компьютерная грамотность, бытовая грамотность, коммуникативная грамотность и т.д. В современном обществе без перечисленных характеристик сложно успешно функционировать. Формирует функционально грамотного члена общества школа, семья, но помимо этих основных институтов данную проблему может решать и музейный педагог [2].

Учитывая тенденции, описанные выше, музейные педагоги по всему миру разрабатывают новые методики работы с посетителем младшего школьного возраста, которые включают не только занимательные экскурсии. Крупные музеи используют в своей работе видеосюжеты, виртуальные экскурсии, мультимедийные игры музейной направленности, которые позволяют разгружать маленького посетителя «от музейной усталости», а также удерживать внимание с помощью привычных современному ученику новых технологий.

Несмотря на широко распространённое мнение, что современным детям, кроме мультфильмов и видеоигр, ничего не интересно, примеры кропотливой методической работы музейных педагогов или научных сотрудников с педагогическим образованием демонстрируют обратное.

Показательным примером является работа Елабужского государственного музея заповедника, республики Татарстан, который благодаря тесному сотрудничеству со школами активно практикует свой долговременный проект музейно-образовательную программу «Музей и школа», который имеет шесть абонементов, включающих по семь музейных уроков. Два абонемента из шести, рассчитанные на младших школьников, называются «Путешествие по реке времени» и представляют собой двухгодичный курс для учащихся начальных классов. Занятия проходят во всех музеях заповедника, в выставочном и мультимедийном залах.

Музейные уроки насыщены запоминающимися интерактивными моментами. Сотрудники музея используют метод опроса при совершенствовании и модернизации программы. Так, опрашивая детей и педагогов, они выявляют и устраняют затянутые и скучные моменты. Младший школьник как никто другой нуждается в разнообразие. Удерживать интерес и дисциплину особенно сложно, если ребёнка уже водили в определённый музей.

Неслучайно музейные педагоги Елабужского музея регулярно обновляет программу музейных уроков. Итоговым занятием для данной возрастной категории является большой праздник, который проходит в Международный день музеев. Музей награждает ребят, победивших в конкурсе-викторине «Моя Елабуга». Всё это сопровождается концертными номерами детских творческих коллективов, игровыми площадками, где с помощью магнитных пазлов можно составить изображения археологических находок, испечь блины и поносить воду в коромыслах [3].

Работа музейного педагога предполагает не только помощь в прочтении семантики музейных предметов и образов, но и учёт возрастных особенностей, метаморфоз человека, живущего в новых условиях и имеющего модифицированные потребности. Обеспечение расширения диапазона связей с внешним миром благодаря музею, музейному предмету, осуществляется с использованием большего объёма интерактивности, мультимедийных технологий. При этом в специфике работы с младшим школьником музейный педагог не должен забывать про баланс традиционных форм работы и современных, где перевес одного или другого, может пагубно сказаться на представлении об институте музея.

Список использованных источников

  1. Выготский, Л.С., Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
  2. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/ (дата обращения: 10.02.2018).
  3. Пахомова, Л. Стратегия взаимодействия / Л. Пахомова // Музей. –2013. – №4. С. 28-31.
  4. Юдина, О.А., Возрастные особенности современных младших школьников [Электронный ресурс]. / О. А. Юдина. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-vozrastnie-osobennosti-sovremennih-mladshih-shkolnikov-1755965.html. – 14.02.2018
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены