РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Перспективы развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка.

«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
Л.С.Выготский

Уровень компьютеризации в XXI века делает доступным каждому бескрайнее информационное поле. Умение своевременно получить информацию, обработать, проанализировать и принять соответствующее решение ― ключ к успеху в жизни и карьере современного человека. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с разных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Задача учителя заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.

В американских школах пытаются учить детей учиться и критически мыслить, индивидуализировать обучение,учитывая уровень ребенка и присущий ему стиль учения, создавать условия для самостоятельного, саморегулируемого - в плане уровня и темпов ― учения. Кто такой современный учитель?! Современный учитель ― это творческий в своей работе, постоянно саморазвивающийся, находящийся в активном поиске, владеющий новой информацией, активный в повседневной школьной жизни учитель.

Каждый из учителей имеет свой стиль преподавания, вносит свою лепту в обучение учеников, но всех нас объединяет одна общая цель и эта цель поставлена президентом нашей республики Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в послании народу Казахстана «Казахстанский путь ― 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», определить перспективы развития критического мышления учащихся. Результатом обучения школьников должны стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.

Понятие «критическое мышление» объединяет следующие понятия, такие как «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление», помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Критическое мышление ― это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенны при решении проблем.

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь ― стимулирования учеников к доказательствам на основе собственного опыта.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств:

  1. Готовность к планированию (упорядоченность мысли ― признак уверенности).
  2. Гибкость (принимая идеи других, выносить суждения)
  3. Настойчивость (вырабатывая настойчивость, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении)
  4. Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения)
  5. Осознание (отслеживать ход рассуждений)

Технология критического мышления дает ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому языку, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течении всей жизни.

Работая в режиме технологии критического мышления и используя ее приемы, учитель превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология РКМ через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию на уроках ИЯ, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении ИЯ, в результате чего происходит формирование коммуникативных навыков.

Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать ИЯ, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

КМ (критическое мышление) ― это точка опоры,способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить,осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения,делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках ИЯ необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознать, что изучение ИЯ в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения, с его способностью пользоваться приобретенным, умением получать и моделировать информацию, а также сотрудничать. Работа ТКМ в системе школьного образования дает возможность личностного роста ребенка.

На уроках ИЯ необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознать, что изучение ИЯ в большей степени связано с его личностью и интересами, с его способностью пользоваться приобретенным, умением получать и моделировать информацию, а также сотрудничать.

Этапы структуры технологии РКМЧП, разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Меридитом и Ч.Темплом, соответствуют закономерным этапам активной когнитивной деятельности личности.

Технология КМ ― стадии и методические приемы

1 фаза «вызов»

  • актуализация знаний;
  • побуждение интереса к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до получения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

2 фаза «осмысление содержания»

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

  • «инсерт»;
  • «фишбоун»;
  • «идеал»;
  • ведение различных записей (двойные дневники);
  • бортовой журнал;
  • поиск ответов на поставленные вопросы в первой части урока.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

Работа ведется индивидуально или в парах.

В групповой работе должны присутствовать 2 элемента ― индивидуальный (личный) поиск, который предшествует обмену мнениями.

3 фаза «рефлексия»

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует:

  • вернуть учащихся к первоначальным записям-предложениям;
  • внести изменения;
  • дать творческие или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

  • Заполнение кластеров, таблиц.
  • Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы.
  • Организация устных и письменных столов.
  • Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ.
  • Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что преподаватель строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

Приемы технологии критического мышления

1. Кластер «Солнце» (графический прием систематизации материала) информация располагается в определенном порядке. В центре -тема, а вокруг нее смысловые единицы. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информация, полученную до знакомства с текстом. На стадии рефлексии исправляются неверные предложения в начальных кластерах и заполняются на основе новой информации. Важный момент -это презентация кластеров.

2. «Концептуальное колесо» подбираются синонимы к слову, которое находится в центре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: к слову «say» -tell, talk, answer, ask, speak.

3. Инсерт (или таблица «З-Х-У»): прием, где учащиеся делают соответствующие пометки на полях (+, -, ?: знаю, не знаю, хочу узнать).

4. Фишбоун: обсуждается проблема и идет поиск ее решения. Присутствует проблема, ее причины, факты, находится ее решение.

5. Синквейн ― это стихотворение, представляющее синтез информации, которое описывает суть понятия или осуществляет рефлексию на основе полученных знаний.

Стихотворение состоит из 5 строк:

  • 1 строка (одно существительное) - тема или предмет
  • 2 строка (два прилагательных) ― описание предмета
  • 3 строка (три глагола) ― характеризуют действие предмета
  • 4 строка (четыре значимых слова) ― характеризуют отношение автора
  • 5 строка (одно существительное) ― синоним к первому

6.Эссе (5 минутное эссе) ― вид письменного задания, который применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной ранее теме. Для учителя ― это возможность получить обратную связь.

Учащимся предлагается два пункта:

  1. написать, что они услышали нового по новой теме;
  2. задать один вопрос, на который они не получили ответа.

7. Мозговая атака используется при активизации имеющихся знаний при работе с фактическим материалом:

а) учащиеся записывают все, что они знают или думают по данной теме;
б) обмен информацией

при этом время ограничивается до 5-7 минут, все обсуждение не критикуются, но фиксируются, все высказанные предложения оперативно записываются.

Использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроках для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного их развития.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.
  2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., Академия, 2002. - 397,[3] с.
  3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986. – 234с.
  4. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.
  5. Гершунский Б.С. Философия образования ХХI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
  6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
  7. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
  8. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 ― 72
  9. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика