РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическое проектирование творческого развития обучающихся в процессе коллективного дела

Н.В. Воробьева,
учитель математики
МБОУ СОШ №207
г. Новосибирск

В условиях интенсивного развития общества и государства большое значение приобретает проблема формирования интеллектуальной, духовно и нравственно зрелой личности, конкурентоспособной, способной к самореализации в социуме и проектирования своей жизни.

В практике работы школ процесс социализации личности остается прерогативой воспитания, которое при традиционной образовательной модели приобрело характер второстепенности, уступив первоочередностью процессу обучения. Как результат, большинство выпускников школ имеют слабо сформированные жизненные компетентности, неразвитые социальные способности, из-за чего трудно адаптируются к современным общественно- экономическим условиям, не способны к самореализации в социуме, проявляют склонность к асоциальному поведению. Именно поэтому исследования данного вопроса является актуальным.

Объект исследования – ученический коллектив, направленный на развитие индивидуальных способностей каждого ученика.

Предмет исследования - личностное развитие учащихся, их активная жизненная позиция.

Объект и предмет исследования определяют задачи, которые необходимо решить в процессе подготовки и реализации проекта:

  1. изучить и проанализировать нормативно-методическую, педагогическую, психологическую литературу по проблеме исследования;
  2. выявить и учесть инновационные средства, методики развития личности, которые влияют на формирование социальных компетенций, необходимых для вхождения в социум;
  3. разработать модель личности по принципу «Делай как Я. Делай с нами. Делай лучше меня», которая способствует повышению эффективности развития каждого ребенка;
  4. разработать формы и методы психолого-педагогического воздействия на ребенка с целью развития его гражданского самосознания и способностей к социальному творчеству.

При формировании активно функционирующего творческого коллектива перед педагогом-психологом возникает ряд проблем:

  • Как «разбудить» творческий потенциал ребенка?
  • Побудить, научить быть лидером коллектива:
  • «хочу-могу», но быстро пропадает желание;
  • «не хочу, не могу», посмотрю, как делают другие;
  • «хочу, но не знаю могу ли».

Для решения этих и других проблем была разработана данная методика, в основе которой технологии «коллективного творческого дела» (КТД), проектная технология.

Принцип деятельности проекта

Проект построен на воспроизведении трех этапов деятельности каждого субъекта проекта и ученического коллектива в целом.

I этап «Делай как Я»

На этом этапе проводится анализ способностей, возможностей, ценностных качеств каждого ученика. Ученики испытывают себя в качестве руководителя и исполнителя коллективных творческих дел. Отношение в коллективе строится на принципах сменности всего актива. Воспитывается способность ориентироваться и адаптироваться к новым условиям жизни, конструктивно на них влиять; определение своего статуса в социальной группе, налаживания совместной работы со взрослыми и сверстниками; умение предотвращать конфликты; справедливом и благородном отношении к другим людям; позиции активного субъекта гражданского общества, который может и должен влиять на судьбу коллектива, страны. Реализация этапа «Делай как Я» готовит ребенка к этапу субъект-субъектных отношений (рис. 1).

Рисунок 1 – Схема реализации I этапа

II этап «Делай с нами»

Предусматривает коллективную организацию деятельности, при котором все члены коллектива вовлекаются в процесс планирования, подготовки, исполнения и анализа общих дел. Такая методика работы формирует у учащихся навыки построения эффективных межличностных отношений в коллективе, умение решать задачи, учитывая интересы и каждого члена коллектива, и дела в целом (рис. 2).

Показателем уровня развития коллективного мышления является коллективное творчество, что дает возможность общаться в коллективе не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, игрой, открывает новое для детей, для коллектива. Необходимо, чтобы в работе наряду с формированием у учащихся таких качеств, как творчество, ответственность, деловитость, коммуникативность, развивался и гуманистический, нравственный смысл деятельности.

Опираясь на положительный опыт, который участники КТД получили в его организации, учитывая выводы из ошибок, педагог-наставник убеждает учащихся в необходимости дальнейшей работы по улучшению окружающей жизни. Слово взрослого - это размышление вслух, это новая идея, новая задача, новое предложение.

Рисунок 2 – Схема реализации II этапа

III этап «Делай лучше меня»

Предусматривает формирование личности через единый воспитательный коллектив. Использование учениками в учебной работе, во внеучебной жизни и деятельности коллектива опыта, приобретенного при планировании, подготовке, проведении КТД и обсуждении результатов. Педагог должен проявить как можно больше педагогического такта и чуткости, дипломатичности в случае проигрыша, не дать обидеть участников КТД. Суметь объективно оценить ситуацию, логично изложить ряд ошибок и дать адекватную оценку работы.

Сразу после подведения итогов следует приложить максимум усилий к коллективному воплощению предложений, высказанных на итоговом этапе, коллективно наметить программу следующих действий.

Признание ученика главной фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности нуждаются не столько в накоплении знаний и умений, а прежде всего в постоянном обогащении творческим опытом и формировании механизма саморегуляции каждого ученика. Главная цель - преодоление отчуждения ученика от окружающей среды и предоставление ему возможности самому активно его осваивать. Только в процессе самостоятельной деятельности у ребенка могут быть сформированы навыки непрерывного интеллектуального и нравственного саморазвития. Придя в школу, дети должны углубляться в атмосферу творчества, поиска нового, подвергать сомнению прописные истины. Создание такой атмосферы - это создание среды взаимодействия информационного, психологического, познавательного, педагогического. Благодаря сбалансированности функций обучающего и обучаемого, создаются комфортные условия для творческого развития ребенка.

Педагог-психолог должен направить развитие ребенка по направлениям:

  1. познает, воспринимает и усваивает окружающую среду;
  2. влияет на окружающую среду;
  3. приобретает способность к ориентации и саморегуляции, у него формируется индивидуальный подход к явлениям, поступкам, а знания становятся практически направленными.

Выводы. Педагог, работая с детьми должен иметь высокий уровень развития творческого потенциала, широкий кругозор, глубокие знания по психологии ребенка, развитую рефлексию и эмпатию, обладать достаточными умениями в сфере организаторской и коммуникативной деятельности. Свое общение с учащимися учитель должен строить на основе дружеского расположения и увлеченности совместной творческой деятельностью, быть примером для детей в соблюдении заповедей коллектива, серьезно относиться к форме жизнедеятельности коллектива. Ученики должны почувствовать, увидеть родство деятельности учителей и учеников, понять, что для педагогов коллективная организация творческой деятельности является не только технологии воспитания, но и личной жизненной позицией.

Ожидаемые результаты. Результатом реализации проекта является формирование высоконравственной личности, которой присуща активная жизненная позиция. Предполагается, что успешная реализация проекта повлияет в социальной среде на состояние:

  • духовно-нравственного роста молодежи;
  • самоопределения ребенка и его самоидентификации в обществе;
  • взаимоотношения в школьной среде.

Список использованных источников и литературы:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
  2. Журба Н.Н. Проектирование социально-культурной деятельности классного руководителя с одаренными детьми: автореф. дис. канд. пед. Наук:13.00.05. – Челябинск, 2016. – 32 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены