РАЗРАБОТКИ

Другие модули


История средних веков. Исторический портрет Савонаролы

1. Противоречия в жизни и в оценке Джироламо Савонаролы:

  • Лоренцо Медичи умирая позвал Савонаролу на исповедь, но не получил отпущения грехов и умер, терзаемый угрызениями совести;
  • народ шел за ним, ходил на проповеди, боясь пропустить слово, но после свержения - проклинал;
  • за ним следовали и к нему прислушивались великие художники и мыслители: Пико делла Мирандола, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти, Фра Бартоломео, ставший монахом-доминиканцем и надолго отказавшийся от искусства;
  • кардиналы проверяли проповеди Савонаролы на ересь, но ее не обнаружили;
  • римский папа Александр VI предлагал ему пост кардинала и затем в 1497 году его казнили и сожгли. Такая казнь применялась по отношению к еретикам;
  • Микеланджело изобразил его на фреске "Страшный суд" на стороне праведников, которые встают, воскресают и поднимаются вверх;
  • в 1997 году во Флоренции Джироламо Савонарола причислен католической церковью к лику блаженных.

2. Философские взгляды Джироламо Савонаролы

Савонарола был монахом доминиканцем. Он появился во Флоренции в тяжелое для республики время. Это было время расцвета ренессансной культуры, гуманизма. Флоренцией правил Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, привлекавший в республику художников, поэтов, живописцев. В садах Медичи была открыта школа скульпторов, которую возглавлял ренессансный скульптор Бертольдо. Среди ее учеников был Микеланджело Буонарроти, который, как и художник Сандро Боттичелли, жили во дворце Медичи.

Когда в монастыре Сан - Марко появился монах Джироламо Савонарола (1491 г.), многие художники, поэты, скульпторы ходили слушать его проповеди, советовались с ним, исповедовались ему.

Чему учил Джироламо Савонарола? Какие у него были взгляды?

В эпоху раннего Возрождения (15 век) существовали две основные философские школы:

  • платоновская, основанная на идеях древнегреческого мыслителя Платона, для которого мир ИДЕЙ первичен. Флорентийская Академия базировалась на этих идеях Платона, она распространилась на юге Италии и позднее окончательно сформировалась в идеализме Джордано Бруно (1548-1600 гг.);
  • аристотелевская. Она развивалась в университетах Падуи, Болоньи, Павии и верхней Италии (подробнее о распространении идей Аристотеля в Европе в эпоху Возрождения в статье "Араб, мусульманин на фреске в центре католического Ватикана? Да!"). Она дала толчок развитию естественных наук и будучи последователями Аристотеля она провозгласила опыт основой знания, что наиболее полно выразилось в учении Галилео Галилея (1564-1642 гг.);
  • Но была еще и третья школа, которая образовалась в результате взаимного проникновения и развития двух первых. Ей был присущ и неоплатонический идеализм (Платон) и экспериментальная философия, идущая от Аристотеля. Ее начала заложил Бернардино Телезио, а последовательно их проработал в следующем веке Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.).
Именно этой школе следовал Джироламо Савонарола и стремился воплотить во Флоренции, создавая теократическую республику.
  • Савонарола также следовал и учению Св. Фомы Аквината - великого философа - доминиканца, более известного как Св. Фома Аквинский. Томизм - это учение Фомы Аквината - базировалось на трудах и идеях Аристотеля - аристотелизме, оно было ближе Савонароле, чем учение Платона, хотя в юности он изучил и платонизм, но затем отказался от него. Савонарола был внуком врача, дед готовил его к этой профессии. Савонарола изучал естественные науки и достиг в них огромных вершин.

Склад души Савонаролы был свободолюбивый, смелый духом, желавший обнять своим умом всю вселенную, оба были монахами-доминиканцами. Его отличала высокая нравственность, искреннее служение церкви, богу, мечты о самом справедливом обществе. Он вкладывал в служение всю свою могучую душу и ясность ума. Формирование личности Савонаролы и его активная общественная деятельность во Флоренции пришлись в конце XV- начале XVI вв. на период, который характеризовался падением нравов в среде иерархов католической церкви в Ватикане, монахов, священников. Савонарола, с его высокими требованиями к нравственности, особенно среди священников, не мог пройти мимо того, что происходило в среде служителей церкви, публично обличал нарушения ими нравственных требований, как в обществе, так и среди священнослужителей.

3. Политические воззрения и дела Джироламо Савонаролы, его идеи и служение

3.1. Савонарола как оппозиционер

Во главе Республики Флоренция после смерти Пьеро Медичи в 1469 году встал его сын двадцатилетний Лоренцо Медичи (1449-1492), прозванный Великолепным за покровительство искусствам и желание возвысить Флоренцию благодаря расцвету культуры. Основой его политики в области культуры была платоновская Флорентийская Академия, собиравшая вокруг себя философов, литераторов. Возглавлял Академию Марсилио Фичино.

Огромную роль в жизни семьи Медичи играл монастырь Сан-Марко. Козимо Медичи Старший уделял большое внимание развитию, перестройке и поддержке монастыря. Он передал церковь и монастырь Сан-Марко монахам-доминиканцам. В монастыре была очень богатая библиотека, которую часто посещал и работал Джованни Пико делла Мирандола. Он имел дружеские отношения с Савонаролой, который появился в монастыре в1486 году. Вокруг них сформировался кружок гуманистов, получивший название «Академия Марчана». Кружок базировал свою философию на аристотелизме.

Это приводило к научному противоречию со взглядами философов Академии, сформированной Медичи. Библиотека привлекала учёных, занимающихся естественными науками, художников и других образованных людей, таких как Леонардо да Винчи, Лука Пачоли и Микеланджело.

В 1491 году Савонарола был единогласно избран настоятелем монастыря Сан-Марко. Он сразу взялся за реформы и преобразования.

Первая реформа. Исправление нравов в монастыре. Монахи постепенно, забывая о своем предназначении отрешения от материальных благ, обросли добром. Савонарола заставил всех очистить кельи от всего имущества, кроме кровати, стола, стула, Библии на столе.

Далее он стал распространять свои идеи скромности и возвращения к христианским истокам среди жителей Флоренции. В первую очередь он занялся семьей, но не вопросами демографии, финансов, а как общественного института, воспитанием нравов.

Он собирал на проповедь отдельно женщин и объяснял им как надо вести себя матери, девушке, как одеваться, носить ли украшения. Отдельные проповеди проводил для мужчин и посвящал их роли мужчин в семье и обществе, отдельно собирал детей.

Влияние Савонаролы росло, ситуация с нравами в республике исправлялась.

Савонарола поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения. Лоренцо то изгонял из Флоренции монаха, то по просьбе Мирандолы возвращал. В апреле 1492 года Лоренцо понимал, что умирает, велел позвать Савонаролу для того, чтобы исповедоваться. Он хотел получить от монаха прощение, особенно в трех своих грехах:

  • в разграблении Вольтерры;
  • присвоении денег, принадлежавших попечительству о бедных девушках, которые оставшись без денег на их содержание, встали на путь разврата;
  • в пролитии крови заговорщиков из семьи Пацци, которые во время заговора против Медичи убили его брата Джулиано и ранили самого Лоренцо.

Савонарола поставил Лоренцо условия, при которых возможно прощение его грехов:

Первое. Необходимо иметь живую и крепкую веру в милосердие Божие;
Второе. Необходимо Лоренцо самому или его сыновьям загладить содеянное им зло;
Последнее. Необходимо возвратить флорентийскому народу его свободу.

Лоренцо отвернулся от Савонаролы, монах ушел, не дав отпущения грехов, не исповедовав его. Терзаемый угрызениями совести, Лоренцо Медичи умер 8 апреля 1492 года.

3.2. Савонарола как политик. Правитель Флоренции

По эпизоду с отпущением грехов Лоренцо Медичи понятно, что самое главное для Савонаролы-политика - это идеи РЕСПУБЛИКАНСКОГО правления, свободы. В 1494 году Савонарола встал во главе Республики Флоренция, после изгнания Пьеро ди Лоренцо Медичи.

Назовем некоторые его политические преобразования.

1. Исправление нравов, формирование национальной идеи как возвращения к истокам христианства.

В результате своего служения Республике Флоренция, собственных поступков, проповедей, с которыми он выступал регулярно и превратив их в духовную потребность флорентийцев, он стал настоящим лидером народа, его моральным авторитетом. Благодаря своему авторитету он мог вести народ за собой и своими взглядами. Его проповеди имели политическое значение. Прежде чем предложить какой-либо законопроект, Савонарола в своих проповедях разъяснял горожанам суть предстоящих изменений, пока флорентийцы не начнут их понимать и согласятся с необходимостью их принятия. Если прежде о законе, принимаемом властью, народ не должен был и знать, то теперь законопроект сначала обсуждался с народом, а затем принимался.

Его политические взгляды подчинялись только одному - обновлению нравственности и церкви. То есть, Савонарола смог государство сделать инструментом для обустройства жизни народа.

2. Восстановление республиканских учреждений и методов принятия решений

  • Савонарола устанавливает Великий Совет, который имел право выбирать всех главных магистратов и принимать все законы в Республике - высшая власть в государстве. В выборах в Великий Совет могли участвовать лица, достигшие 29-летнего возраста и у которых не было недоимок;
  • Великий Совет избирает Совет Восьмидесяти из граждан старше 40 лет, который обновлялся каждые 6 месяцев. Теперь из Синьории законопроект поступал в Совет Восьмидесяти, где его обсуждали и передавали в Великий Совет для утверждения;

3. Судебная реформа. Савонарола осуждал пытки, требовал их отмены, изменил систему апелляции. Ранее в Республике существовала система "шести бобов" - шесть человек были наделены властью карать или миловать, высылать из Республики или штрафовать. Порой их решения исходили из узких клановых и родственных интересов. Савонарола изменил эту систему: он предложил апеллировать прямо к Великому Совету и Совету восьмидесяти, как избранным, умудренным жизненным опытом, гражданам. Синьория, как исполнительная власть, была обязана допустить каждого желающего говорить в защиту обвиняемого, а в следующие 15 дней Синьория должна была вносить данный вопрос до 6 раз и, получив 2/3 голосов в пользу обвиняемого, его оправдать. Аристократия, которая принимала в штыки все предложения Савонаролы, ухудшила этот закон, оставив право рассмотрения апелляции только Великому Совету.

  • Восстановил торговый суд для рассмотрения коммерческих дел.

3. Налоговая реформа. Системы налогов в республике не существовало, обходясь таможенными сборами, но по мере роста потребности власть нуждалась в деньгах для оплаты городских работ, содержания порта. Для этих целей произвольно объявлялся сбор денег, необходимых городу для оплаты общественных работ, исходя из своего понимания зажиточности того или иного гражданина. Деньги собирали в основном с бедных, а наиболее влиятельные люди уклонялись от уплаты этих сборов. Савонарола предложил обкладывать 10 процентным налогом доходы, получаемые от использования недвижимого имущества, которым располагали, в основном, имущие граждане.

  • Савонарола освободил заёмщиков от уплаты долгов;
  • в 1496 г. он основал заёмный банк;
  • и потребовал, чтобы в течении года из Флоренции выехали все ростовщики и менялы, бравшие по 32,6 %.

Вывод:

Савонарола много полезного сделал для улучшения жизни граждан Флоренции. Он был моральным авторитетом для флорентийцев, чьи нравы постепенно улучшались.
Но Савонарола проиграл битву за исправление нравов церкви и ее прихожан. А у нас сегодня, когда мы ищем национальную, объединяющую всех в обществе, идею есть такой моральный авторитет?
Он был одним из первых. За ним и его идеями последовали многие мыслители следующих веков: Ж. Кальвин (1509-1564 гг.), М. Лютер (1483-1546 гг.), и они смогут реформировать католическую церковь.

Литература

  1. Виллари П. Джироламо Савонарола и его время / П. Виллари. М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2004. 832 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены