РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эпистолярный жанр общения (об истории развития письма)

Общение всегда являлось важной потребностью людей. А общение на расстоянии представляло определенные трудности. Но такое общение, ввиду его необходимости, существовало во все времена, не считаясь ни с чем.

Письмо – это система письменных знаков, передающих речь человека, рассчитанных на зрительное восприятие. Речь человека распадается на предложения. Предложения состоят из слов, слова из слогов, букв (звуков). Сейчас мы пользуемся звуковым письмом.

Переписка между людьми существовала еще в глубокой древности, потому что потребность передавать свои мысли в письменной форме возникла очень давно. Первоначально люди, чтобы отобразить события, пользовались разными предметами с условными обозначениями. Так, использовали веревки или шнуры, по-разному сплетенные, с узлами, окрашенными в разные цвета. Окрашенный шнур обозначал предметы и события, неокрашенный – числа. Каждый цвет имел свое значение: черный обозначал смерть, зеленый – хлеб, красный – войну. Применялись и другие способы общения. Например, на шнур нанизывали раковины, разные формы и цвет которых имели различные значения.

Употреблялись также отдельные предметы. Кусок соли обозначал дружбу, перец – ненависть, презрение и т.д. Это было так называемое предметное письмо.

Применялось и рисуночное письмо. Рисунок помогал обозначать целые послания. Письмом его можно назвать условно, так как оно передавало лишь общее содержание сообщения, но не отражало ни звуковой стороны речи, ни членения ее на слова, ни порядка слов. Например, чтобы изобразить договор, на рисунке в левой части изображали бобра, после него тридцать палочек. Рядом лук и стрелы, которые обозначали, что бобры мертвые. В правой части изображали выдру. Знак + обозначал обмен. Следовательно, тридцать шкур бобра обменивали на выдру. На смену рисуночного письма пришло идеографическое. В нем каждый знак обозначал отдельное слово или его часть. Сложно было общаться, ведь знаки обозначают слова, а слов в языке очень много.

Слоговое письмо возникло из идеографического. В нем знак обозначает отдельный слог, которые надо складывать в слова.

Звуковое письмо названо так потому, что в нем знак обозначает отдельный звук. Такое письмо имеет ряд преимуществ: большая простота в изображении знаков, возможность обходиться меньшим количеством знаков, легкость передачи грамматических форм слов. Это письмо применяется почти всеми народами мира.

Первыми стали пользоваться звуковым письмом древние египтяне. Потом оно проникло в Грецию.

На Руси письма писали еще до X века, то есть до крещения Руси. Об этом свидетельствуют найденные памятники, которые относятся к YIII – IX векам. Церковно-славянская азбука пришла на Русь из южнославянских стран. Это письмо существовало до XYIII века, когда Петр I ввел гражданскую азбуку.

Бумаги еще не было, и письма писали на самых разных материалах: глиняных табличках, папирусе, берёсте и даже рыбьей коже. Письма тогда назывались грамоты или послания.

Никакой специальной службы для их доставки не существовало, поэтому каждый, кто отправлял письмо, должен был снаряжать гонца. Для этого специально выбирался надежный человек, обеспечивался конем, пищей, деньгами в дорогу. Единственной задачей гонца являлась передача письма и возвращение с ответом. Это был очень трудный способ, так как занимал много времени, иногда месяцы. Кроме того, существовала опасность, что гонца ограбят, убьют, и он вообще не доберется до места назначения.

Само письмо тогда представляло собой свернутый в трубку свиток. Свиток обвязывался бечевкой, которую скрепляли печатью – оттиском личной печатки на воске. У именитых людей были собственные знаки на печатке – герб рода или его девиз. Это тоже являлось большим неудобством, ведь печатку можно было подделать.

Иногда письма пересылались с голубями, которых позже назвали почтовыми. Эта пересылка была намного труднее. Во-первых, птиц надо было хорошо обучить. Во-вторых, стоили такие «почтальоны» очень дорого.

В-третьих, голубь мог стать жертвой кошки, погибнуть, не выдержав длительного перелета. Мало того, что к ожиданию примешивалось нетерпение, еще и не было никакой уверенности, что адресат получит письмо и пришлет ответ.

Со временем люди начали понимать, что необходимы какие-то меры для того, чтобы пересылка писем не была такой трудной. Но прошло несколько веков, пока придумали специальную службу. Появились почтовые станции, которые назывались «ям». Отсюда пошло слово «ямщик». Перевозили письма на лошадях. На станциях ямщики и упряжки менялись. Теперь за сохранность писем можно было не волноваться, да и времени уходило гораздо меньше.

Ямские учреждения просуществовали до конца XIX века. Все это время руководил гоньбой Ямской приказ, во главе которого в разное время стояли многие выдающиеся государственные деятели России: князь Д.М.Пожарский, князь С.В.Прозоровский, князь В.В.Голицын. Почта способствовала обустройству государства. Она помогала упорядочить систему страны, облегчала передачу распоряжений. Это имело огромное значение для государства, занимавшего такую обширную территорию. Кроме этого, ямские учреждения приносили большую пользу казне, облегчая сбор и доставку денег, не считая непосредственных доходов от почтового дела.

Трудности оставались с самим внешним оформлением письма. Каждый отправитель вкладывал написанное в любой пакет, на пакете писали длинные и порой запутанные из-за многословности адреса. А с оплатой за доставку было еще сложнее. На каждое расстояние была своя цена, учитывалось количество верст, время года, словом, отправка каждого письма сопровождалась сложными подсчетами.

Все стало гораздо проще, когда придумали особый знак оплаты почтовых услуг – марку. Марки появились в виде цветных четырехугольных бумажек с различными изображениями и указанием цены. Изменились и обертки для писем. Конверты стали одинаковыми для всех. Вместо запечатывания воском, а позднее сургучом, и личных печатей появилась единая печать, которой письмо запечатывали при приеме на почте.

Люди все больше привыкали к почтовой связи. С появлением железных дорог, а позднее самолетов, пересылка писем ускорилась.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены