РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Давайте отучим ругаться детей или «не ругайся» как заповедь"

Хачак Фатима Долетчериевна, 
заместитель директора по УВР, 
МБОУ СОШ № 70 

Большую социальную значимость на сегодняшний день играет целенаправленное общение школы и семьи. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.

Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое и целенаправленное общение родителей с детьми. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот мир.

Ребенок перенимает от родителей множество личностных черт, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности.

Название данной статьи - это призыв к взрослым, родителям, бабушкам и дедушкам. Ибо все они имеют отношение к воспитанию детей и подростков. И мы продолжаем говорить о таком злободневном явлении нашей повседневной жизни как мат, который стал русским и национальным бедствием.

Ведь он действительно вездесущ. Этот навязчивый пласт речи звучит на улицах, в учебных заведениях из уст детей и подростков. Порой на матерном языке объясняются средь бела дня и взрослые, не обращая внимания на то, что кругом люди.
С момента рождения каждый ребенок слышит вокруг себя человеческую речь, хотя на первых порах сам еще не может говорить. Родители стараются объяснить ему, что можно, а что нельзя делать. В процессе воспитания также участвуют бабушки и дедушки, которые могут и, на мой взгляд, должны заложить основы лексического восприятия окружающего мира. И от того, каким образом разговаривают между собой взрослые, какими словами они объясняются друг с другом, зависит в будущем речь ребенка.

Постоянная ругань и упреки в адрес ребенка негативно сказываются на его лексике. Ребенок осознает, что бить старших нельзя, а сказать что-нибудь матерное про себя или вслух он может. Вот отсюда и зарождаются и дают ростки эти нехорошие слова.

Ведь, наверняка, многие обращали внимание на то, как бабушки или дедушки учат своих внуков и внучек ругаться матом или произносить вслух нелитературную лексику. Да простит меня добрая половина уважаемого старшего поколения, но то, что я пишу,- это правда и имеет место в повседневной жизни. И о чем думаете, Вы, уважаемые родители и не менее любимые бабушки и дедушки, обучая ребенка показывать комбинацию из трех пальцев или последнее веяние иностранных фильмов - средний палец? Вы же видите это, но сидите и умиляетесь любимому чаду, который запомнил и повторяет из просмотренного явно не по возрасту фильма жесты и слова.

Многие могут возразить, что не все дети такие невоспитанные и не все родители одинаковые. И будут правы. Здесь уместно вспомнить такую науку, как психология, согласно которой психическое развитие ребенка протекает по двум мотивационным группам: социальной и биологической. И именно в социальной сфере следует искать отклонения ребенка в речевом поведении. 

Обучаясь в начальной школе, дети употребляют матерную речь в дразнилках, обзывательствах и поговорках. Истоки этого следует искать в его окружении, то есть в семье и компании сверстников. Младшие школьники очень сильно стараются быть похожими на своих родителей, подражая им во всем. А из этого следует, что при низком уровне речевой культуры в кругу семьи жаргонизмы распространяются очень быстро. Если ребенка не любят дома, сверстники не признают в нем лидера, то во время игр он становится агрессивным и деградирующим существом. И учеба у него оставляет желать лучшего, на него наваливается куча проблем, решить которые он в одиночку не может. И он, страдая от собственной беспомощности и бессилия, пытается спрятаться от всех с помощью матерных слов, не пуская в свой внутренний мир никого. И он утешает себя тем, что он лучше всех в классе ругается матом.

Подростки заняты поиском своего места под солнцем. Им необходимо самоутвердиться. Они стремятся быть как взрослые, жаргонные словечки употребляются и к месту, и не к месту. Главное, чтобы их было много в каждом предложении. Предметом обсуждения становится половая система человека, оплодотворение и зачатие ребенка, генитальная тематика. Подростки пытаются упростить научные названия некоторых биологических процессов, прибегая к нелитературной лексике и вульлгаризмам.

Повседневное использование нецензурных слов в речи для выхода эмоций становится нормальным явлением. Появляются еще к тому же похабные анекдоты.

Мат в повседневной речи для подростка уже стал обыденным явлением. А где же мы с вами? Родители, общественность? Мы упорно делаем вид, что не слышим на улице этих нецензурных восклицаний и посланий, не видим надписей на стенах и заборах. А зачем? Не зная и не видя удобнее жить. И никто не объяснит подростку, что матерными словами он оскорбляет собственную маму, давшую ему жизнь. И во всех нецензурных выражениях мы слышим в адрес матери столько неприличных слов, что хочется спросить- а за что мы с вами так не любим ее, мать нашу!

Спросите, как избежать этого? Ответ прост. Прежде всего, нам самим, уважаемые взрослые, необходимо очистить свою речь, а уж потом требовать от младшего поколения уважения к окружающим. Необходимо повысить собственную культуру общения, с тем, чтобы в кругу семьи и знакомых он слышал нормативную литературную лексику.

В старших классах, когда тебе шестнадцать или семнадцать лет от роду, жаргонизмы еще остаются в речи, но употребляются как эмоциональный всплеск или в анекдотах. В этом возрасте юноше необходимо понравиться девушке. И вряд ли уважающая себя девушка потерпит рядом с собой матерщинника. А если и понравиться, то она, как говорится, одного поля ягода с ним. Юношам необходимо говорить ежедневно, что к девушке нужно относиться с почтением и не общаться с ней на матерном языке. А девушкам помнить всегда о своей репутации и с достоинством оценивать собеседников.

И все-таки жаргонизмы липнут к нам. Мне кажется, что все заключается в следующем: эти слова, произнесенные эмоционально передают емкость сказанного выражения таким образом, что всем все ясно. А может, стоит спросить у сегодняшних молодых людей: хочу ли я, чтобы мои будущие дети общались со мной на жаргоне? Вряд ли мы услышим положительный ответ.

Давайте отучим ругаться наших детей! Вместе! Взрослые – родители и педагоги. Если мы не сделаем это сегодня, то завтра возможно уже будет поздно. Но прежде чем что-либо требовать от своих чад, давайте посмотрим сами на себя и прислушаемся к собственной лексике. Всегда ли она литературная и благородная.

Всего комментариев: 1
avatar
1 LMina • 18:51, 01.11.2013

Уважаемая Фатима Долетчериевна! Как Вы правы. Мат, оскорбления, грубость - наша материнская боль. Знаете, своим детям-старшеклассникам я сказала, что разрешу им ругаться, дебоширить, употреблять спиртные напитки, хамить, если они хоть раз услышат от меня мат, увидят меня в непотребном виде... Они не ругались, может быть, любили и любят меня, зная, что я их очень люблю и жалею... Спасибо за статью. Людмила Михайловна. smile smile smile
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены