РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Социально-педагогическое сопровождение дитантной семьи: формирование положительного образа родителей."

Гонышкова Ольга Геннадьевна, 
социальный педагог высшей квалификационной категории. 
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 7 города Киржача Владимирской области.

Цель данной работы – популяризация поиска решения проблем дистантной семьи средствами социально-педагогического сопровождения в условиях микросоциума «школа и семья».

Понятие дистантная семья: семья, где один из супругов (чаще всего муж) проживает отдельно от семьи по различным мотивам.
Актуальность изучения дистантной семьи связана с изменениями, происходящими в современном российском обществе.
Нельзя не согласиться с авторами, которые утверждают, что дистантные семьи существовали всегда. Действительно существование человека всегда сопряжено с поиском хлеба насущного, и эти поиски часто уводят человека далеко от родного дома.

Долгое время это был удел мужчин, в наши дни немало семей, в которых мамы уезжают на работу в другой город, оставлял ребенка на попечение отца или других лиц.

В должности социального педагога работаю уже больше 10 лет и постоянно отслеживаю рост численности дистантные семей. Наибольшее число таких семей выделено мною при изучении статистической характеристики социального паспорта школы с 2008 года, когда прошло массовое сокращение на заводе «Автосвет» в микрорайоне школы, который до 2006 г. являлся рабочим поселком. В первую очередь работу потеряли отцы, а потом завод стал сокращать работниц, и не каждая женщина нашла работу близко к дому.

Динамика роста дистантной семьи положительна.

Изучая морально-психологический климат данных семей, выделяю большой процент конфликтов, которые «выплескиваются» во внешнюю социальную среду, а прежде всего это школьный коллектив и школа. Не отец, который уехал на заработки, а оставшаяся мать

  • становится жертвой конфликта;
  • инициатором конфликта в семье.
Как показали многолетние опросы, причин семейных конфликтов в дистантной семье две:
  • нежелание ребенка выполнять требования матери, не являющейся «добытчицей», лицом, которое не в состоянии удовлетворять растущие потребности ребенка на фоне того, что может делать отец, возвратившийся с заработков;
  • неготовность матери, некогда воспитанной в стереотипе главенствующей роли отца в семье, в семье нового времени организовать достаточно устойчивый морально-психологический климат семьи.
Результатом семейного конфликта становится падение авторитета обоих родителей: авторитет матери страдает, потому что она прибегает в решении проблемной ситуации к помощи дистантного отца, школьных педагогов и других значимых для нее самой и ребенка лиц, а авторитет отца умаляется, потому что ребенок начинает понимать, насколько папа удален и невлиятелен.
Предположив, что изменение ситуации в дистантной семье возможно с изменением в духовно-нравственной ориентации семьи, я предложила модель социально-педагогического сопровождения, основанную на старой народной традиции, как оказалось, не забытой и нашедшей горячий отклик в сердцах сначала мам, а затем и отцов. Это клуб семьи с программой духовно-нравственных чтений, пиком которых стали ежегодные духовно-нравственные Романовские чтения, проходящие в нашем городе.
Приглашая родителей для общения в клубе семей, изначально я предлагала тематику социальной и правой защиты. Родителей наших учеников очень интересовало, куда можно обратиться за помощью, какую защиту предлагает в условиях экономического кризиса государство и местные органы власти. Много было вопросов по семейному кодексу и гражданско-правовым отношениям.
Но главное, что беспокоило всех – это нецелостность семьи и дефицит общения.

Общение, которое существует в дистантной семье, по признанию дистантных родителей, напоминает финансовый отчет и планирование.

Приходя на занятия семейного клуба, которые мы проводим в форме чаепития, родители и ребятишки постепенно переходят на другой уровень общения, в котором преобладают духовные ценности.

Свой клуб неофициально мы называем «Вера, надежда, любовь». Его программа нацелена на изучение народных традиций и духовных ценностей наших предков.

Необходимо заметить, что изучение народных традиций, верований всегда было «епархией» светской (в том числе и советской) школы и компетенцией обычного учителя. Как социальный педагог и учитель основ православной культуры я предложила в нашем клубе использовать годичный круг духовно-нравственного чтения и организации жизнедеятельности семьи, который существовал и возрождается в некоторых семьях.

Первое занятие в сентябре посвящено именинам Веры, Надежды и Любви. А ведь это – имена-символы, и в значительной мере – три кита, на которых основана семья.

Занятие в октябре посвящено основателю нашего города и покровителю преподобному Сергию Радонежскому и Покрову Божией Матери. В ноябре мы чествуем архангела Михаила и Романа Киржачского и всех, кто носит эти имена. И так далее, по годовому кругу общения.

Эти праздники сближают, одухотворяют. Даже при скептическом отношении некоторых из родителей обнаруживается искренность и генетическая любовь как к Земле нашей, так и ее духовным традициям.

И одна из этих традиций – почитание, уважение родителей. Удаленный отец в контексте православного вероучения рассматривается иначе, чем и «мешок с деньгами» и добытчик. Отец - духовная опора семьи, глава. Мать – это не просто хранительница очага, который почему-то ассоциируется у ребят с газовой плитой, а «кормилица» духовная. Уезжая, отец на нее перелагает не свои обязанности, а ответственность за детей, с нее он спросит, когда вернется. А с деток будет спрос, как они выполняли другую важную заповедь, заповедь о послушании, интерпретированную из духовной литературы светским языком. Как выполняли свои школьные и семейные обязанности?

Формула «все тайное становится явным» в нашем прочтении тоже работает на авторитет родителей. Современный ребенок не столь добродушно принимает в круг общения Бога, как это делали наши предки, но убежденность родителей в том, что все наши дела поступки, мысли, в том числе и скрытые от глаз других, обнаруживаются, возвращаются бумерангом, и доброго урожая от плохих дел не бывает, – это постепенно проникает в сознание ребенка. В этом убеждают факты из их жизни. Начиная с элементарных – двойки за невыученный урок, неприятный разговор после тайного курения или траты родительских денег по пустякам.

Погружение современной семьи в атмосферу традиционного народного духовного общения продолжается дома. Никто не станет спорить с тем, что занимаясь вместе с мамой приготовлением сырной пасхи или выпечкой куличей, крашением яиц и изготовлением масленичных блинов, дети ведут себя иначе, чем мы видели это при нарезке колбасы на закуску для предстоящей компании. Первое меню – это ожидание чуда! Второй стол – это то, от чего ребенку хочется бежать.
Замечу, что и тот самый отец, который сегодня в пути или на вахте, он тоже участвует в приготовлениях к важным праздникам года. Выпекая куличи или масленичные блины, его ждут, о нем говорят, надеются, что он попробует кусочек, когда приедет.
Для православных хорошо известна сила материнской молитвы. На одном из занятий мы говорили о ней, связав воедино литературные и жизненные факты - плачь Ярославны, и молитвы матерей за своих детей, которые помогают выздоравливать детям, хорошо учиться и т.п. И вовсе не обязательно заучивать молитвы. Многие матери просят помощи у Бога, не зная молитв! И не веря по большому счету в Бога, отцы-дальнобойщики останавливают машины у храмов православных и возят в машине иконки Николая Чудотворца.

А вот «валентинки», никак, казалось бы, не вписываются в нашу национальную традицию. Но мы тоже готовили их для пап и мам, которые будут в отъезде. И Мартиницы – куколки, которые стали символом весны у южных славян, мы тоже умеем делать и дарить в знак любви и уважения.

Все, о чем рассказываю, происходит на занятиях клуба и вне него, дома. Это - программа клуба семьи с комплексом занятий. Не только очных, но и дистанционных: мы общаемся в одной из соцсетей, в которую легко войти даже заграницей.
Очень приятно было, что и летом, находясь на отдыхе и на лечении заграницей, на сайт выходили все новые и новые друзья нашего клуба!

Всего комментариев: 1
avatar
1 ilyazarov • 07:31, 18.10.2013

Заинтересовала тема дистантной семья. я также работаю соцпедом и ищу хоть какой-то пусть к решению проблемы. Мне кажется, что навсегда потерян аторитет родителей. Спасибо, что вносите сомнения! Илья Сергеевич.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены